ТехЛиб

Библиотека научно-технического портала Технарь

С

1264919218_antonio-basoli_3САКРИСТИЯ (ср.-лат. sacristia, от sacrum — священный), в католических храмах Западной Европы — сокровищница, то же, что ризница в православных церквях.

САЛОН (франц. salon, итал. salone, от лат. salum — простор; ср. зал), большая, просторная комната для приема гостей (ср. отель). В Париже с 1737 г. большие художественные выставки членов Академии проводили в одном из залов Лувра — Квадратном салоне. В более широком значении — вообще помещение или художественная выставка.

САМЦОВАЯ КРОВЛЯ, см. щипец.

САНДРИК (итал. sandric, от лат. sanidis — доска, настил), небольшой профилированный карниз, “полочка” над оконным или дверным проемом. Призван отводить дождевую воду от проема, но в композиции здания имеет тектоническое значение, подчеркивая ритм чередующихся окон, дверей, простенков.

СВЕТЕЛКА (от свет, светлый), в русской архитектуре — небольшая светлая комната в верхней части дома. Светлицей называли парадную светлую комнату в хоромах, обычно на втором или третьем этаже (ср. антресоль; бельведер; горница; мансарда; мезонин; палаты; терем; хоры).

СВОД (греч. apsis — свод, дуга; ср. апсида; конха), криволинейное перекрытие вертикальных частей здания: стен, столбов, пилонов (ср. арка). Внутреннюю поверхность свода называют куполом. Своды бывают разных профилей: полуцилиндрические, коробовые (слегка уплощенные), параболические, крестовые (образуются пересечением двух цилиндрических сводов), сомкнутые (образуются падугами и зеркалом — плоскостью в верхней части), каркасные, или нервюрные (см. готический стиль).

СЕКОС (греч. sekos — забор, ограда), в Древней Греции — огороженная площадка перед храмом, где проводили культовые церемонии (ср. теменос), также — священная роща, святилище.

СЕНИ (см. сень), в русской деревянной архитектуре — входное помещение, расположенное перед клетью избы или между двумя клетями. Иногда сени размещали и на втором этаже.

СЕНЬ (ст.-слав. сънь — тень, защита), в русской архитектуре — навес, шатер, палатка на столбах или колоннах (ср. балдахин; киворий; скиния).

СИЛЬВИЯ (от лат. silva — лес), участок парка пейзажного стиля, напоминающий естественный лес.

СИМА (греч. sima, от simos — курносый, вздернутый), в архитектуре Древней Греции — фигурный карниз, терракотовый или мраморный желоб, по которому дождевая вода текла вдоль края кровли. На определенном расстоянии устраивались отверстия — водометы, оформленные в виде масок львов, горгон с раскрытыми ртами. Профиль симы тот же, что и у каблучка (ср. антефикс; слезник).

СИМБОРИО (исп. cimborrio — “чашечка”), в архитектуре Испании — купол, свод, барабан купола, световой фонарь, венчающий купол (ср. лантерна; тибуриум).

СИМВОЛИЗМ

СИСТИЛЬ, СИСТИЛЬНАЯ РАССТАНОВКА КОЛОНН (от греч. systello — стягивать и stylos — колонна, опора), систилем называют тип древнегреческого храма, колоннада которого имеет интерколумний (расстояние между осями соседних колонн), равный двум нижним диаметрам колонны (см. эмбат). Более широкая расстановка колонн называется диастилем, а еще более узкая — пикностилем (см. также эвстиль).

СКАЛА (итал. scala, от лат. scandere — восходить, подниматься), лестница (ср. пандус).

СКАМИЛЛА (лат. scamillum — скамеечка), в древнеримской архитектуре — цоколь, пьедестал, плинт.

СКАРП (итал. scarpa — ботинок, башмак, лат. scapus — стержень), выступ стены наподобие лопатки или лизены, дверной косяк, устой.

СКВЕР (англ. square — четырехугольник), квадратная или прямоугольная площадь, по периметру которой расположены дома, а в центре — сад с оградой. Такие скверы появились в Англии в начале XVII в. Позднее — просто сад.

СКЕНА (греч. skene — шатер, палатка), в древнегреческом театроне (театре) вертикальная стенка, декорация, расположенная за сценической площадкой — орхестрой (см. также проскений). От греческого слова происходит название скиния — переносной шатер на столбах.

СКИФА (араб. skifa — навес), в мусульманской архитектуре — прихожая, вестибюль жилого дома.

СКОЦИЯ (лат. scotia, из греч. skotios — затемненная), профиль, или облом, представляющий собой в поперечном сечении двойную асимметричную выкружку (вогнутый профиль) из двух четвертей окружностей разных радиусов (см. трохилус).

СКРИН (англ. screen — ширма, перегородка), в архитектуре английских кафедральных соборов — поперечная перегородка нефа. То же, что леттнер в Германии и амвон во Франции.

СКРИПТОРИИ (ср.-лат. scriptorium, от лат. scribere — писать), в средневековых монастырях — помещение для переписывания и хранения рукописей — манускриптов.

СКУОЛА (итал. scuola, от лат. scholae, греч. schole — досуг, занятие), здание церковной общины, светское помещение при храме. Термин появился в Венеции в XIII в.

СКУФЬЯ (др.-рус. скуфиа, через ср.-греч. skouphia, из греч. skyphos — чашка), чашечное перекрытие, характерное для древнерусской архитектуры XI — XII вв. В более широком значении — вообще купол, свод, скиния.

СЛЕГА (ст.-рус. сляга — жердь, тонкое бревно), в деревянной архитектуре славян — продольное бревно кровли. Слеги укладывали по скатам, от фронтона до фронтона. Вдоль нижнего края кровли к слегам крепятся курицы. Наверху, вдоль конька крыши, проходит князевая слега, иногда ее также именуют коньком или шеломом.

СЛЕЗНИК, ИЛИ КАПЕЛЬНИК, выносная плита венчающего карниза здания, имеющая на нижней поверхности желобок, выемку для лучшего стекания дождевой воды (ср. сима). В архитектуре дорического ордера к нижней поверхности карниза крепятся прямоугольные плиты — мутулы с гуттами.

“СЛЕПАЯ АРКАДА”, то же, что аркатура.

“СЛЕПОЕ ОКНО”, прямоугольная ниша в стене, имитирующая оконный проем (см. также ширинка).

СЛУХИ, в древнерусской архитектуре — проемы, небольшие отверстия в каменной кладке шатра колокольни. Действуют как резонаторы, усиливая колокольный звон, а также освещают внутреннее пространство (ср. голосники).

“СЛУХОВОЕ ОКНО”, см. мансарда.

СОБОР, см. храм.

СОЛЕНЫ (греч. solenos — труба, желоб), в архитектуре Древней Греции — плоские черепицы кровли из мрамора или терракоты (см. калиптеры).

СОЛЕЯ (лат. solium, ср. греч. solea — возвышение, престол), в христианском храме — возвышение алтарной части (ср. пресбитерий). В древнерусском храме солея представляет собой трехступенчатое возвышение перед иконостасом. Его центральная часть называется амвоном. Близкий термин — вима.

СОФИТ (итал. soffitto, от ср.-лат. sub tictum — “пришитый снизу”), средневековый подшивной потолок, закрывающий снизу стропила кровли. Позднее потолок, обработанный декоративными кессонами или росписью (ср. плафон).

СРЕДОКРЕСТИЕ (ср.-греч. amphallion), центральная часть храма, пространство, образующееся от пересечения нефа и трансепта либо от двух равноконечных нефов (см. базилика; крестово-купольные храмы).

Пространство, которому придают символическое значение, оформлено четырьмя пилонами или столбами, на которые через подпружные арки и паруса опирается барабан купола или тибуриум.

СРУБ (от рубить), основной конструктивный элемент деревянной архитектуры славян. Состоит из положенных один на другой венцов — четырех бревен, связанных по углам. Образует кубический объем. Другое название — клеть или четверик (см. также восьмерик). Сруб завершается шатром или главой.

СТАДИОН, СТАДИУМ (греч. stadion, лат. stadium), в Древней Греции — сооружение для состязаний по бегу на короткие дистанции. Название происходит от меры длины — стадия.

СТАЛАКТИТЫ (греч. stalaktitos — “накопленный по капле”), в мусульманской архитектуре — декоративная обработка свода, состоящего из рядов мелких арочек, нависающих одна над другой и образующих ячеистую структуру, напоминающую пчелиные соты или естественные сталактиты пещер.

СТАМБХА (санскр. stambcha — стояние), в искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии — отдельно стоящая колонна, монумент в честь исторического события.

СТАМИК (греч. stemon, лат. stamen — основа, стояк), в деревянной архитектуре славян — деревянный шпунт, которым скрепляли охлупень, или шелом, с расположенной ниже князевой слегой (коньком кровли).

СТЕЛА (греч. stele — столб), вертикально поставленная каменная плита. В древности стелы использовали в качестве межевых знаков, мемориальных или надгробных сооружений. Дополняли рельефами и надписями.

СТЕРЕОБАТ (греч. stereobates, от stereo — крепкий, твердый и baino — ступаю), в древнегреческой архитектуре — объемное возвышение, на котором возводили здание. Под стереобатом находится фундамент. Верхнюю плоскость стереобата называют стилобатом. Другое название — крепидома (ср. подиум).

СТЕРЕОТОМИЯ (от греч. stereo — крепкий, твердый и tome — рассечение), строительство из камня, искусство обрабатывать крупные каменные квадры. Стереотомия — характерное качество древнегреческой архитектуры, отличающее ее от древнеримской (римляне строили из кирпича с последующей мраморной облицовкой). В средневековье каменщика называли латомусом. На Руси — зодчим, а плотника, строившего из дерева, — тектоном (см. тектоника).

СТИЛОБАТ (греч. stylobates, от stylos — опора, колонна и baino — ступаю), “плоскость, по которой ступают колонны”. Верхняя плоскость стереобата.

СТОМИОН (греч. stomion — устье, вход, от stoma — пасть), в архаических сооружениях — вход в галерейную гробницу.

СТОУНХЕНДЖ (англ. Stonehenge, от stone — камень и др.-англ. henge — “висящий в воздухе”), крупнейшее мегалитическое сооружение древности. Кромлех (начало II тысячелетия до н. э.) диаметром 30 м. Находится в Южной Англии. Представляет собой ряды менгиров и дольменов — камней, поставленных в круг. Как и многие другие сооружения древности — обелиски, зиккураты, пирамиды, — полифункционален. Подобные постройки (в Англии их называют хенджами) использовали для астрономических наблюдений и в других целях.

СТОЯ (греч. stoa, от stasis — установка, стояние), в архитектуре Древней Греции — крытая галерея, которая соединяла несколько зданий. Служила убежищем от солнца, местом прогулок, встреч философов (отсюда название философской школы стоиков).

СТРОПИЛА (ст.-слав, стропъ — крыша, чердак, потолок), ряд поддерживающих конструкций, обычно в форме треугольных ячеек, несущих двускатную кровлю. В средневековье стропила оставляли открытыми, украшая их росписью, либо закрывали “подшивным потолком” (см. софит).

СТУДИОЛО (итал. studiolo, от studio — старание, изучение), в архитектуре Итальянского Возрождения — небольшая комната, отведенная под кабинет, библиотеку.

СТУККО, СТУК, ШТУК (итал. stucco, от stuccare — отделывать), отделочный материал, искусственный мрамор, который приготавливают из гипса с добавлением клея и красителей. Застывшую массу полируют. Стукко называют также лепной орнамент из гипса или инкрустацию, резьбу по гипсу.

СТУПА (санскр. tupa — верхушка, курган), в странах Центральной и Юго-Восточной Азии — культовое и мемориальное буддийское сооружение в форме полусферы или башни (ср. пагода).

СУПЕРПОЗИЦИЯ (от лат. super ропеге — ставить наверх), порядок размещения ордерных колоннад на фасаде здания в древнеримской архитектуре (см. “римская архитектурная ячейка”). Нижний ярус аркад оформляется колоннами тосканского или дорического ордера, выше располагают колонны ионического, а еще выше — наиболее легкого и пышного коринфского или композитного. Таким образом оформлены аркады Колизея в Риме.

СУПОРТ (искаж. франц. support, от позднелат. supportare — поддерживать), поддерживающая конструкция: карниз, кронштейн, консоль, волюта. Правильное название — суппорт (см. также эвольвент).

“СУХАРИКИ”, см. дентикулы.

СФЕРИСТЕРИЙ (греч. sphairisterion, от sphaira — шар, мяч), зал для игры в мяч. В позднее средневековье и эпоху Возрождения — большой, парадный зал.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я