ТехЛиб

Библиотека научно-технического портала Технарь

Г

5596034610029436ГАБЕЛЬ, ГАБЛЬ (ст.-франц. gable), французское название остроконечного фронтона вимперга (ср. щипец).

ГАВИТ (арм. gavit — двор), в архитектуре древней Персии и Закавказья — храмовая пристройка, притвор. То же, что в западноевропейской архитектуре нартекс. В средневековой архитектуре Армении — большой зал, перекрытый сводами.

ГАКЛИ (укр.), большие отесанные камни. То же, что квадры.

ГАЛЕРЕЯ (итал. galleria, от galla — открытый), узкое протяженное помещение, обычно перекрытое сводами, на аркадах. Древние гробницы III — II тысячелетий до н. э., состоящие из коридора — дромоса и погребальной камеры, называют галерейными В древнерусской архитектуре традиционными являются обходные галереи вокруг здания храма (см также анфилада; гульбище; лоджия). В парадных галереях дворцов XVII — XVIII вв. размещали художественные коллекции. Отсюда значение слова “галерея” — выставочный зал или собрание произведений искусства.

“ГАЛЕРЕЯ КОРОЛЕЙ”, неточное название горизонтального яруса западного фасада готических соборов (над вимпергами порталов), в нишах которого размещены статуи ветхозаветных пророков и царей.

ГАНКА, ГАНОК (укр., через польск. ganek, из нем. Gang — проход, коридор), в архитектуре юго-западных славян — приступок, крылечко с навесом и перилами у входа в дом. В ином значении — фигурная балясина.

ГАРБА, см. анда.

ГАРБХА-ГРИХА (санскр. garbha-griha — “чрево храма”), центральный зал, святилище индуистского храма VII — III вв. до н. э. В центре такого зала находится статуя божества. Пирамидальное навершие снаружи, похожее на ступу, называют шикхарой (ср. вимана).

ГАРГУЙЛЬ (франц. gargouille, от лат., из греч. gargarе — полоскать, булькать), водосток. В западноевропейской средневековой архитектуре — желоб для стока дождевой воды с кровли и галерей храма. Гаргуйли делали из камня и придавали им форму распростертой фигуры человека или фантастического существа — дракона, химеры. Из открытого рта или пасти гаргуйля во время дождя фонтаном бьет вода. В русской архитектуре аналогичный элемент называют водолеем.

ГАРДЕЛЛО (итал. guardello, от guardare — смотреть), в итальянской архитектуре — дозорная башня, кампанила.

ГАТОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ (см. капитель), название египетской капители в виде распускающихся пальмовых листьев и кубической абакой в верхней части, декорированной с четырех сторон ликами древнеегипетской богини Хатор (Гатор). Подобная капитель появилась в архитектуре храмов Древнего Египта в период фараонов XVIII династии Нового царства (XVI — XV вв. до н. э.).

ГАУПТВАХТА (нем. Hauptwache — главная стража), тип сооружения в архитектуре XVIII — XIX вв., чаще в стиле Классицизма. Русское название — караульня, сторожка, французское — кордегардия.

ГЕЗЁЛЬ, ГЗЕЛЬ (от нем. Geselle — подмастерье, товарищ), в России первой четверти XVIII в. так называли ученика, помощника архитектора, гравера или живописца.

ГЕЙСОН (греч. geison — карниз, выступ), карниз, выносная плита, отводящая поток дождевой воды от стены здания (ср. сима). В России в конце XVII — начале XVIII в. карниз здания, как и любой фигурный выступ, профиль, называли искаженным словом “гзымс” (через польск. gzyms, от нем. Gesims — карниз, выступ).

ГЕКАТОМПЕДОН (греч. Hekatompedon — “стофутовый”), тип древнегреческого храма, периптера (здания, со всех сторон окруженного колоннами), длина бокового фасада которого равняется ста греческим футам (греч. pus — стопа, нога; аттический фут равен 0,308 м). Сто футов — исходная мера пропорционирования древних сооружений. Так, ста футам равняется длина наоса и ширина главного фасада Парфенона на Афинском Акрополе (середина V в. до н. э.).

ГЕКСАСТИЛЬНЫЙ ХРАМ (лат. hexastylos, от греч. hex — шесть и stylos — колонна, опора), в античной архитектуре — тип храма, периптера (окруженного со всех сторон колоннами), на переднем и заднем фасадах которого находится по шесть колонн.

Существуют также храмы тетрастильный (с четырьмя колоннами), октостильный (с восемью) и декастильный (с десятью колоннами). Такое деление ввел в I в. до н. э. древнеримский архитектор Витрувий (см. триада Витрувия).

ГЕЛИКА, ХЕЛИКА (греч. helika — завиток), то же, что волюта. Чаще словом “гелика” обозначают небольшие завитки, например в капители коринфского ордера. Геликоидальный — витой, например, геликоидальная (витая) колонна.

ГЕРМА (греч. herma — стойка, столб), архаическая форма статуи в античном искусстве, нижняя часть которой выполнена в форме столба, а верхняя — в виде головы или торса бога Гермеса (охранителя дорог, полей и стад). Вначале гермы были культовыми сооружениями на перекрестках дорог, затем их использовали в качестве дорожных указателей. Позднее в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XV — XIX вв. гермы (с любыми скульптурными изображениями) превратились в элементы декора (ср. атлант; кариатида; теламон).

ГЕРООН (греч. heroon — храм героя), в античной архитектуре — мемориальное сооружение, обычно круглая в плане постройка типа толоса на квадратном основании. Внутри находился жертвенник. Такие сооружения посвящали не богам, а знаменитым героям, уроженцам данного города (ср. кенотаф; мавзолей).

ГЗЫМС, см. гейсон.

ГИБЕЛЛИНОВЫ ЗУБЦЫ, характерный элемент оборонительных сооружений европейского средневековья. Прямоугольные зубцы стен с раздвоенным завершением наподобие “ласточкина хвоста”. Служат укрытием для стрелков. Название происходит от средневековой партии гибеллинов, противников гвельфов. Гибеллины поддерживали германских императоров в их борьбе с римскими папами (по одной из версий, от наименования г. Вайблинген в Германии, их главной резиденции). В 1485 — 1516 гг. возводимые при участии итальянских мастеров новые стены Московского Кремля украсили навершия в виде гибеллиновых зубцов (ср. кремальеры; машикули; мерлоны).

ГИБЕЛЬХАУЗ (нем. Giebelhaus, от Giebel — фронтон и Haus — дом), в германском средневековье — строение с островерхой двускатной кровлей и щипцовым фронтоном.

ГИГАНТОМАНИЯ, см. мегаломаны.

ГИЕРОТЕСИЙОН (греч. Hierothesion — святилище, от hieros — священный), в странах эллинизированного Востока IV — I вв. до н. э. — тип сооружения, совмещающий функции царской гробницы и храма (ср. героон; мавзолей).

ГИЛЬДИЯ КАМЕНЩИКОВ, см. дионисийские архитекторы; масоны.

ГИМНАСИЙ (греч, gymnasion, от gymnos — обнаженный, нагой), в Древней Греции — здание или помещение для физического воспитания юношей, тренировки или соревнований атлетов, которые занимались физическими упражнениями обнаженными, отсюда название (ср. стадион; термы).

ГИНЕКЕЙ (от греч. gynaikeios — женский), в Древней Греции — женская половина дома.

ГИПЕРТИРОМ (от греч. hyper — сверх и thyra — дверь), в античной архитектуре — горизонтальный выступ, “полочка”, тения над дверным проемом. Позднее — сандрик.

ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч. hypo — под и aithria — чистое небо), в античной архитектуре храм под открытым небом, без перекрытия. Многие храмы Древней Греции строили гипетральными по необходимости. Из-за огромных размеров навести каменную или деревянную кровлю не представлялось возможным даже с использованием внутренних опор. Отверстие в кровле называли гипетроном (греч. hypaithron). Гипетральные храмы посвящали божествам-небожителям: Зевсу, Аполлону — через открытую кровлю они проникали в свое жилище (ср. опеон). Открытые дворы древнеегипетских храмов также называют гипетральными (ср. гипостиль).

ГИПОГЕЙ (греч. hypogeion — подземный), в античной архитектуре — подземное святилище, погребальный склеп. Позднее в христианских храмах — крипта (ср. колумбарий).

ГИПОКАУСТЫ (от греч. hypo — внизу и kaustikos — горючий), в античных домах и древнеримских термах — система отопления горячим воздухом, который пропускали по трубам, проложенным под полом и внутри стен. Известна с I в. до н. э.

ГИПОСТИЛЬ (греч. hypostylos — “подколенный”, от hypo — под и stylos — колонна, опора), зал, помещение, перекрытие которого поддерживается множеством часто поставленных колонн. Обычно этот термин используют в отношении архитектуры древнеегипетских храмов, например в Карнаке и Луксоре (XVI — XII вв. до н. э.).

ГИПОТРАХЕЛИЙ (греч. hypotrachelion, от hypo — под и trachelos — шея), в древнегреческой архитектуре — врезы, канавки либо узкая перемычка между фустом (стволом) колонны дорического ордера и трахелием (“шейкой”), расположенным непосредственно под капителью. Второй пояс, находящийся выше гипотрахелия, называют “ремешками” (см. аннули).

ГИППОДАМОВА СИСТЕМА, система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами и равными прямоугольными кварталами. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485 — 405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие античные города: Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская (ср. декуманус и кардо).

“ГИРЬКА” — архитектурная деталь в виде опрокинутой пирамидки, свисающая наподобие гирьки в верхней части оконного или дверного проема в точке соединения двух малых арок. Этот мотив, вероятно, восточного происхождения известен в итальянской архитектуре XIII — XV вв. Связан с конструкцией венецианского окна (“гирька” заменяет в таком окне среднюю колонку). Архитектор А. Фьораванти из Болоньи впервые применил этот элемент в портале западного фасада Успенского собора Московского Кремля (1475 — 1479). С тех пор “гирька” стала типичным мотивом русской архитектуры.

ГЛАВА, в русской архитектуре — наружная часть (оболочка) купола.

ГЛИНОБИТНАЯ, ИЛИ ЗЕМЛЕБИТНАЯ, ТЕХНИКА, старинная крестьянская техника строительства землянок и небольших домов из утрамбованной земли. Русский архитектор Н. А. Львов в 1797 — 1798 гг. проводил опыты “глинобитного строения”, используя жидкую глину, квасцы, известь. По разработанной им технологам построен Приоратский дворец в Гатчине близ Петербурга.

ГЛИФЫ (франц. glyphe — выемка, углубление, от греч. glypho — вырезаю), врезы, углубления, выемки на поверхности стены, заглубленные части стен, а также боковые поверхности углубленного в массив стены оконного или дверного проема.

ГОЛБЕЦ, ГОЛОБЕЦ (др.-рус. гълбьцъ, из др.-сканд. golf — пол), в русской архитектуре — подполье, кладовая под полом, лестница в погреб или пристройка к печи в форме лесенки.

ГОЛОСНИКИ, в древнерусской архитектуре — пустоты в стенах, ниши либо глиняные горшки, заделанные в стену открытой горловиной наружу. Поглощают звук, препятствуют его отражению от стен и тем самым улучшают акустику помещения. Отсюда название — церковь с голосниками (ср. слухи).

ГОНТ, ГОЛТИНА, ГОНТАЛЬ (укр. гонт, через польск. gont, из нем. Gant, лат. cantherius — жердь, брус для привязывания лошадей или подвязки виноградных лоз), в архитектуре славян — дранка, расколотое на щепки полено, которое называют голтина. Гонт — отдельные дощечки — используют в качестве кровельного материала (ср. лемех; черепица). Гонталь — деревянный колышек, шпунт, которым каждая гонтина прикрепляется к деревянной обрешетке кровли.

ГОНХОН (др.-инд. gonhon), в буддийской архитектуре Индии — верхний ярус башенного храма — шик-хары.

ГОПУРАМ (санскр. hopuram — надвратная), в средневековой архитектуре Индии — высокая надвратная башня в форме сужающейся кверху пирамиды. Оформляет вход, портал — гопур — в ограде храмового комплекса зданий.

ГОРГУЛЬИ — уродливые фигуры на карнизах соборов.

“ГОРНЕЕ МЕСТО” (др.-рус. горьнь — верхний, высший), в православном храме — возвышение в алтарной части — апсиде, за престолом (ср. амвон; вима; синтрон).

ГОРНИЦА, в древнерусской архитектуре — верхнее помещение, парадная комната, светлица (освещаемая большими окнами), предназначенная для приема гостей.

ГОРОДИЩЕ (ст.-слав. градъ, др.-инд. grhas — дом), древнее укрепленное поселение, на их местах позднее возникали города.

ГОРОДКИ, декоративный мотив из зубцов-пирамидок, прямоугольных выступов или полукруглых выемок, чередующихся с “башенками”. Восходит к изображению городской стены с башнями. “Горбдчатый фриз” образуется рядами чередующихся выступающих и заглубленных кирпичей.

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothi), художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII — XV вв. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена “к северу от Альп”). Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136 — 1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). Стремительный рост населения европейских городов в XII — XIII вв. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Однако простое увеличение размеров приводило к обрушению тяжелых каменных сводов из-за усиления бокового распора, действующего на стены. Требовалась новая конструкция. Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. nervurе — ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. contreforce — “противосила”) и аркбутанов (франц. arc-boutant, от arc — арка и boutant — связка, крайняя опора), удалось значительно ослабить боковой распор. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы — ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Это позволило значительно увеличить пространство храма, а внутренние опоры превратить в тонкие пучки колонн. Стены освобождались от нагрузки, появилась возможность прорезать их большими окнами — так возникли готические витражи. Пространство стало легким и светлым. 150-метровая длина собора, высота сводов 40 — 50 м, высота башен 80 м становились нормой. Каменные своды неимоверной тяжестью давили вниз, но человек, находящийся внутри, видел только уносящиеся вверх тонкие пучки колонн, теряющиеся в вышине нервюры, яркие потоки света, льющиеся сквозь цветные стекла витражей. Так возникал художественный образ вознесения души к небу — образ, противоположный прозаическому действию строительной конструкции, уравновешивающей силы, направленной сверху вниз. Поэтому готический стиль — яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции. Детали готической архитектуры, также вначале имевшие конструктивное значение, постепенно преображаясь, стали выражать мистическую, иррациональную идею молитвенного состояния души (см. архитектоника; краббы; крестоцвет; масверк; неф; ожива; пинакль; роза; тектоника; триангуляция; трифолий; трифорий; фиал; шпиль).

ГОУ (кит. gou — крюк), в традиционной архитектуре Китая — кронштейн, фигурная консоль, поддерживающая вынос кровли (ср. доугун).

ГОФРЫ (франц. gaufre — вафля), в средневековой архитектуре Ирана и Средней Азии — полуцилиндрические контрфорсы, ряд которых на поверхности здания — башни, минарета — образует характерную волнистую поверхность.

ГРОТ (франц. grotte, итал. grotta — пещера), парковый павильон, имитирующий естественную пещеру. В садово-парковом искусстве XVIII — XIX вв. гротами стали называть сооружения различной формы и архитектурного стиля, лишь частично (в оформлении интерьера) напоминающие о пещере (ср. вольер; монбижу; монплезир; эрмитаж).

ГУЛЬБИЩЕ (от гулять), в древнерусской архитектуре — галерея, идущая вокруг здания, в каменной архитектуре — на подклете с аркадами.

ГУМБАЗ (перс. gumbaz — купол, свод), в архитектуре Ближнего Востока и Средней Азии — купольное сооружение, мавзолей.

485

ГУРТ, см. нервюра. (нем. Gurt, букв. — пояс, подпруга), в готической архитектуре арка из тёсаных клинчатых камней, укрепляющая рёбра крестового свода, выполненного из мелких камней. Гуртом называется также профилированная горизонтальная тяга, членящая фасад здания.

ГУРХАНА (перс. gurhana — жилище), в мусульманской архитектуре — гробница, усыпальница, небольшое сводчатое помещение.

ГУСЁК, профиль, или облом, двойного S-образного изгиба, имеющий вверху выкружку (вогнутую часть) в четверть окружности, а внизу — выпуклую. Такая форма напоминает шею гуся, отсюда название. Обратный гусек (в перевернутом виде) называют каблучком. Профиль в виде гуська имеет сима карниз для отвода дождевой воды от стен.

ГУТТЫ (лат. gutta, из греч. goutos — капля), выступы в форме усеченных конусов, украшающие плоскости мутул — выносных плит на карнизе здания (обычно в три ряда по шесть гуттов). Напоминают капельки воды, свисающие с карниза после дождя, отсюда название. Гутты характерны для дорического ордера и располагаются над триглифами дорического фриза. Такие же выступы можно видеть под тенией, горизонтальной “полочкой”, ограничивающей, триглифы снизу.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я