ТехЛиб

Библиотека научно-технического портала Технарь

Д

167a3bb56c439084d9c98f2f14921d59ДВУСВЕТНЫЙ ЗАЛ (см. зал), парадное помещение, зал с высотой стен в два этажа (не разделенных перекрытием) и двумя рядами окон. “Вторым светом” называют верхний ярус стен и окон.

ДЕАМБУЛАТОРИЙ (франц. deamboulatoire, от лат. deambulatio — обход), в западноевропейской архитектуре романского и готического периодов — обходная галерея за главной апсидой. Ранняя форма названия — амбулаторий (см. также хор).

ДЕКАСТИЛЬ (греч. dekastylos, от deka — десять и stylos — опора, колонна), храм с десятью колоннами на переднем и заднем фасадах (ср. гексастильный храм).

ДЕКУМАНУС И КАРДО (лат. decumanus — относящийся к десятой части, десятинный, от decem — десять и cardo — дверная петля, крюк), в Древнем Риме декуманусом называли запасной вход в военный лагерь, распланированный в форме правильного четырехугольника. Вход находился с тыльной стороны, у помещений десятой когорты легиона. Затем так же стали называть межу, линию, проведенную с запада на восток при разбивке лагеря. Другую линию, под прямым углом к первой, протянувшуюся с юга на север, называли кардо. Многие античные, а затем и средневековые европейские города возникали на месте древнеримских военных лагерей. Поэтому их регулярная планировка, ориентированная по сторонам света, часто сохраняла наименования главных магистралей: декуманус и кардо (ср. гипподамова система).

ДЕНТИКУЛЫ (лат. denticulus — зубчик), ряд небольших прямоугольных выступов под карнизом, тягой или гейсоном здания. Другое название — “сухарики”. Согласно теории происхождения архитектурных форм из начальной деревянной конструкции, дентикулы воспроизводят торцы тесно расположенных реек, поддерживающих кровлю.

ДЕСЮДЕПОРТ (франц. dessus-de-porte — “то, что над дверью”), в интерьере здания — декоративная панель, рельеф, живописное панно, расположенные над дверным проемом и связанные с ним общим обрамлением. Десюдепорты появились в архитектуре Франции в XVII в. (ср. люнет; панель; трюмо).

ДЕТИНЕЦ (др.-рус. дътиньць), в древнерусской архитектуре — внутренняя часть крепости, где во время вражеской осады скрывали женщин и детей, отсюда название (ср. кремль; цитадель).

ДИАСОМА (греч. diasoma, от dia — через и soma — тело), в древнегреческом театроне — проход, разделяющий места для зрителей по полукругу, параллельно орхестре.

ДИАСТИЛЬ (лат. diastylus, от греч. diastello — ставить врозь, разделять; dia — через и stylos — опора, колонна), в античной архитектуре, по канону Витрувия (см. триада Витрувия), тип храма с широко расставленными колоннами при интерколумнии (расстоянии между осями соседних колонн), равном трем нижним диаметрам — эмбатам — колонны (ср. пикностиль; систильная расстановка колонн; эвстиль).

ДИГЛИФ (греч. diglyphos — “двоерез”), редкий элемент фриза дорического ордера не с тремя, а с двумя вертикальными выступами и желобком между ними.

ДИОНИСИЙСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ, древнейшее братство строителей, члены которого участвовали в мистериях (таинствах) в честь бога Диониса. Знания, которые они хранили в тайне от непосвященных, называли архитектоникой. Дионисийские мастера возводили храмы, алтари и театры Диониса и других богов. Строители объединялись в общины, во главе которых стоял мастер — прообразы позднейших масонских братств и ремесленных гильдий. Предполагают, что братства дионисийцев, приравненных к жрецам, руководили постройкой многих знаменитых сооружений древности: вавилонских зиккуратов, египетских пирамид, храма Соломона в Иерусалиме, минарета Кутб Минар, мавзолея Тадж-Махал в Индии.

ДИПИЛОН (греч. dipylon — “двойные ворота”), в древнегреческой архитектуре — двое ворот, связанных продольными стенами. Прообраз средневековых барбаканов. Если враг берет первые ворота, то оказывается в западне — замкнутом пространстве с высокими стенами. Дипилонские ворота находились в древних Афинах.

ДИПТЕР (греч. dipteros — двукрылый, от di — двойной и pteron — крыло), в античной архитектуре — тип храма “окрыленного”, окруженного со всех сторон не одним, как в периптере, а двумя рядами колонн.

ДОДЕКАСТИЛЬ (от греч. dodeka — двенадцать и stylos — колонна, опора), в античной архитектуре — тип здания с двенадцатью колоннами на переднем и заднем фасадах.

ДОЛЬМЕН, см. мегалиты.

ДОМ, ДОМУС, см. собор.

ДОНЖОН (франц. donjon, от лат. dominium — владение), в западноевропейской средневековой архитектуре — высокая, отдельно стоящая башня. Ее строили внутри крепостных стен, на открытом пространстве. Если враг врывался в крепость, ее защитники укрывались в донжоне — “последнем владении”. Вход в башню находился на втором ярусе, а приставную лестницу убирали внутрь. Как и беффруа, донжон — символ независимости и свободы средневекового города.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР (от греч. dorikos — по наименованию племени), один из ранних ордеров античной архитектуры. Его название и развитие связано с завоеванием Греции племенем дорийцев в XIII — XII вв. до н. э. Дорийцы, или доряне, пришли в Грецию с севера, из районов, богатых лесом, и имели навыки строительства из дерева. Однако в каменистой Элладе строительного леса было мало, и им пришлось возводить свои храмы из камня. Согласно одной из версий происхождения дорийской архитектуры, первые каменные постройки воспроизводили деревянные конструкции (см. мегарон). Для дорического ордера характерны мощные, тесно поставленные колонны, состоящие из отдельных каменных барабанов, широкие капители из двух частей: каменной “подушки” — эхина и квадратной плиты — абаки. Архитрав составляли из отдельных каменных плит, которые из-за хрупкости материала — известняка — не могли быть длинными: каждый блок опирался концами на соседние колонны. Поэтому колонны приходилось ставить очень близко (см. пикностиль). Таковы сохранившиеся руины древних дорийских храмов в Пестуме (Южная Италия), Сегесте, Селинунте, Акраганте (о. Сицилия; конец VII — VI в. до н. э.). Отличительной особенностью греко-дорического ордера является фриз из чередующихся триглифов и метоп с рельефами, скульптурные композиции в треугольных фронтонах двускатной кровли. Тяжелую каменную кровлю поддерживали изнутри двухэтажные колонны, поставленные в два ряда. Колонны имеют вертикальные желобки — каннелюры (от 16 до 24), в отличие от каннелюр конического ордера, они не имеют дорожек (перемычек) и соприкасаются, образуя острые ребра, что усиливает игру светотени. Яркая раскраска концентрировалась в верхней части здания, на фоне неба. Несущие части (колонны) обычно оставляли без окраски, а фриз расписывали: триглифы ярко-синей краской, фон метоп — красной, капители и рельефные детали — добавляя позолоту, зеленую краску, и подчеркивали контуры черным. Главное отличие дорийского стиля в архитектуре заключается в ясной расчлененности (см. тектоника), ритмичности, выразительности мощного, сурового, но одновременно нарядного облика храма. Типичные соотношения частей композиции дорического ордера: 2 : 1, 3 : 2.

ДОРМИТОРИЙ (лат. dormitorium — спальня), в средневековых монастырях — спальное помещение монахов. Французское название — дортуар (франц. dortoir — спальня), древнерусское — одрины. Монастырская трапезная называется рефекторием.

ДОУГУН (кит. dougoun — выступ), в традиционной архитектуре Китая, Японии, Кореи — ступенчатая консоль сложного профиля, поддерживающая сильный вынос кровли характерного вогнутого силуэта с приподнятыми углами. Доугуны расписывали яркой красной краской с позолотой и украшали фигурами драконов — символом дождя (ср. гоу).

ДРОМОС (греч. dromos — бег), в древних захоронениях — галерейных и купольных гробницах — крытый коридор, узкий сводчатый проход в погребальную камеру.

“ДЫНЬКА”, в древнерусской архитектуре XV — XVII вв. — декоративный элемент, шарообразное утолщение в средней части столбов, колонок порталов, наличников окон. Продольные полосы (нарезы) делают такой элемент похожим на дыню, отсюда название. В отличие от “гирьки”, он имеет не иностранное, а русское происхождение, поскольку повторяет в камне приемы резьбы по дереву.

ДЬЯКОННИК (от греч. diakon — слуга, помощник), в русском православном храме ризница, особое помещение, обычно в южной апсиде (при наличии трех апсид алтарной части), где хранятся церковные облачения и утварь (см. также триконх).

ДЯНЬ (кит. dang — зал), в средневековой архитектуре Китая — большое здание, храм, дворец с высокой изогнутой кровлей. Внутри обычно имеется большой зал. К типу “дянь” относится императорский дворец Запретного города в Пекине.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я