ТехЛиб

Библиотека научно-технического портала Технарь

Б

1265286714_postroenieБАГ (перс. bag — сад), в архитектуре Ближнего и Среднего Востока — обнесенный стеной сад регулярной планировки с водоемами и фонтанами.

БАЗА (франц. base, от греч. baino — ступаю), основание, подножие колонны. Более общее значение — подиум, постамент (см. также крепидома; пиргос; плинт; торус; трохилус; стереобат; стилобат).

БАЗИЛИКА (греч. basilike — “дом басилевса”), прямоугольное в плане здание. В Древней Греции городами управляли архонты (греч. archontes — правитель), которых называли басилевсами (греч. basileus — царственный, мудрейший). В Византии басилевс — эпитет императора. Греческие архонты-басилевсы выполняли свои обязанности в специальных зданиях: принимали посетителей, решали спорные дела, заключали договоры. Базилики (лат. basilicae — дома басилевсов) строили также в Риме, в частности на Римском Форуме. Правитель восседал на троне в апсиде, а вдоль нефа (продольного помещения), обычно разделенного двумя рядами колонн на центральный неф и два боковых, к нему шли просители. По одной из версий происхождения христианского храма, такие базилики служили первыми помещениями для совместных молений. В более широком значении базиликальной постройкой называют любое удлиненное в плане здание — в отличие от центрических (см. крестово-купольные храмы; ротонда). Западноевропейские христианские базилики имеют план в виде удлиненного латинского креста. Поперечный неф подобного типа храма называют трансептом. Восточная часть заканчивается апсидой, но апсиды могут также завершать “рукава” трансепта. В раннехристианских храмах апсиды могли находиться и со всех четырех сторон (см. триконх; тетраконх).

БАЛДАХИН (через итал. baldacchino, от лат. baldacinus — багдадский), навес, шатер на четырех столбах. Вначале в странах Ближнего Востока и Центральной Азии — навес из ткани на деревянной раме, защищающий от палящего солнца. Под влиянием Востока в западноевропейском средневековом искусстве так же стали называть каменные навесы над статуями, кафедрами или алтарями (город Багдад в представлении европейца олицетворял экзотику Востока, отсюда название). Другое наименование навеса над алтарем — киворий, на Руси — сень.

БАЛКОН (франц. balcon, итал. balcone, от лат. balcus — балка), площадка с ограждением, выступающая от стены здания. Закрытый балкон называется эркером, углубленный, закрытый с трех сторон — лоджией (ср. антресоль; галерея; гульбище; мезонин).

БАЛЮСТРА (франц. balustre, от лат. balteus — пояс, перевязь), боковая часть капители ионического ордера в форме горизонтально расположенного цилиндра, “свитка”, перетянутого посередине пояском и декорированного листьями аканта.

БЛЮСТРАДА (см. балюстра), ограждение балконов, лестниц, крыш, пандусов, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем.

БАЛЯСИНА (итал. balaustro; см. балюстра), столбик веретенообразной формы, имеющий вверху и внизу плинт. Элемент балюстрады.

БАНЯ (укр. баня, через лат. balneum, из греч. balaneion — сосуд), в южнорусской и украинской архитектуре — купол, сводчатое перекрытие. В архитектуре украинского Барокко — грушевидный граненый купол.

БАПТИСТЕРИЙ (греч. baptisterion, от baptizo — погружаю), крещальня. Помещение (обычно в левом приделе храма) или отдельное сооружение для обряда христианского крещения. В западноевропейской архитектуре — центрическое восьмигранное в плане здание (см. октагон) перед западным фасадом церкви или собора.

БАРАБАН (тюрк., тат. daraban), в архитектуре — композиционный элемент цилиндрической формы: из мраморных барабанов, поставленных один на другой, в античности составляли колонны. Купол опирается на цилиндрический барабан.

БАРБАКАН (франц. barbacane, от перс. balakhanch — проем, окно), укрепление, состоящее из крепостных ворот и двух башен по сторонам либо из прохода, ограниченного стенами и с башней в глубине (ср. тор-хаус).

БАРОККО (итал. barocco, от португ. bаrrосо — причудливый, неправильный, испорченный), исторический художественный стиль, тип культуры и творческий метод в архитектуре, основанный на необычном, новаторском использовании классических архитектурных форм, прежде всего элементов ордерной системы. В XV — XVI вв. словом “барокко” португальские моряки, а затем ювелиры называли жемчужины неправильной формы. Затем, спустя время, так стали именовать здания в архитектуре Рима, появившиеся во второй половине XVI — XVII в. Они отличались динамичностью, экспрессией. Архитекторы использовали приемы группирования колонн, раскреповки карнизов, сочетания элементов, нарушающих каноны Классицизма, сложившиеся в архитектуре на исходе эпохи Возрождения. Главный принцип архитектуры стиля Барокко — активное взаимодействие объема здания с окружающим пространством, смешение внутренних и внешних пространств, пластичность перехода от одного объема к другому. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей. “Отцом Барокко” считают великого Микеланджело. Наиболее известные архитекторы римского Барокко XVII в.: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерна. В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России. В середине XIX в. возник стиль Необарокко.

БАСТЕЯ (ст.-франц. bastea, через лат., из греч. basternа — закрытые носилки), в средневековой архитектуре — полукруглая или многогранная башня в углу сходящихся крепостных стен. Другое название — больверк. Такие башни именовали также ронделлами.

БАСТИОН (франц. bastion, от итал. bastionato — “выступающая постройка”), усовершенствованная бас-тея, пятиугольный в плане выступ в углах крепостных стен.

БАШНЯ (через польск. baszta, от ст.-франц. bastea; см. бастея), высотное сооружение: дозорная, оборонительная башня, колокольня, минарет, пагода, ратушная башня, столпообразный, или башенный, храм (см. также беффруа; донжон; кампанила).

БЕЛЬВЕДЕР (итал. belvedere, франц. bellevue — “красивый вид”, от лат. bellus — великолепный и videre — смотреть, осматривать), постройка, расположенная на возвышении: дворец, беседка на холме, с которого открывается красивый вид. В ином значении — башня, надстройка, ротонда на кровле здания либо здание с галереей, лоджией наверху.

БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel — красивый и e’tage — ярус, уровень), второй снизу после цокольного этаж здания. Обычно более высокий, чем первый, в нем располагаются парадные анфилады комнат, отсюда название.

БЕРГФРИД (франкск. bergfried — “городской страж”), в средневековье — главная сторожевая башня (ср. беффруа; донжон).

БЕРСО (франц. berceau — колыбель, люлька), садово-парковое сооружение в виде сводчатой конструкции (напоминающей перевернутую люльку) из деревянных реек для вьющейся зелени (ср. трельяж). Такие крытые зеленые аллеи появились в XVII в. во французских парках регулярного стиля.

БЕТОН, см. античная архитектура; бут; терраццо.

БЕФФРУА (ст.-франц. beffroi, от франкск. l’effroy — набат, тревога), в западноевропейской средневековой архитектуре — сторожевая, дозорная башня (ср. бастея; донжон). В XIII — XIV вв. такие башни постепенно утрачивали военное значение и превращались в ратушные башни — символ свободы и независимости средневекового города.

БИМА, БЕМА, см. вима.

БИФОРИИ (лат. biforium — двусторонний, двойной), сдвоенная арка, аркада из сдвоенных арок или двойное окно с колонкой или пилястрой посередине. Такое окно иначе называют венецианским.

БИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. bi — дву- и функция), двойственность назначения, свойство произведения искусства, которое способно одновременно выполнять две функции, например утилитарную (практически полезную) и духовную (художественную). К бифункциональным искусствам относят прикладное искусство, дизайн и архитектуру.

БОЖНИЦА (укр. божныця), божий храм, часовня, капелла. В Западной Украине и Белоруссии — каплица.

БОЛОНА, БОЛОНКА (укр. болона, польск. blona — пленка, кожа), в древнерусской архитектуре — застекленное окно, окончина (переплет) с кусками слюды, кожи, пергамента.

БОЛЬВЕРК (нем. Bollwerk, от Bolle — луковица и Werk — работа), крепостная башня, то же, что бастея. В ином значении — луковичный купол.

БОЛЬШОЙ ОРДЕР (см. ордер), колонны или пилястры, охватывающие фасад здания на высоту двух и более этажей.

БОССАЖ (франц. bossage — выпуклый, горбатый), в архитектуре — выступ, выпуклый участок стены. Босселяж — лепной рельефный орнамент. БРАМА (укр., из польск. brama), в архитектуре католической Польши, Западной Украины, Белоруссии — монастырские ворота, портал.

БРАНДМАУЭР (от нем. Brand — огонь и Mauer — стена), глухая высокая стена, обычно без окон, разделяющая кварталы тесной городской застройки. Использовалась как противопожарная, отсюда название.

БРИЗ-СОЛЕЙ (от франц. brise — ветерок и soleil — солнце), солнце- и ветрозащитный козырек над оконным проемом (ср. карниз; сандрик).

БРИЛЛИАНТОВЫЙ РУСТ, см. руст, рустовка.

БУДУАР (франц. boudoir, от bouder — сердиться, дуться), небольшая, уютная комната, примыкающая к спальне. Название появилось во Франции в XVII в. от типа мебели “будёз” (софы, кушетки). В XVIII в. будуары становились своеобразными гостиными, где размещали произведения искусства.

БУЛЕВТЕРИЙ (греч. bouleuterion, от boule — совет), в Древней Греции — здание для заседаний городского совета, обычно находилось на агоре. Прообраз базилики.

БУЛЬВАР (франц. boulevard, от нидерл. bolwerk, нем. Bollwerk; см. больверк), широкая улица с посадками деревьев, проложенная на месте прежних крепостных валов и стен.

БУСЫ (от тюрк. bus — туман, капли тумана), в архитектуре — рельефный орнамент в виде чередующихся овальных и дискообразных элементов. Украшает валик астрагала или другие профили (ср. жемчужник).

БУТ (от итал. bottare — бить, толкать), наполнение пространства между двумя стенками (наружной и внутренней) мелким камнем, щебнем, гравием вместе с песком и раствором цемента (“забутовка”). Такую технику использовали древние римляне, отсюда название “римский бетон” (см. также терраццо). Бутовой называют кладку из камней неправильной формы (ср. циклопическая кладка).

“БЫЧИЙ ГЛАЗ” (франц. oeil-de-boeuf, нем. Augenbulle), в средневековой архитектуре стран Центральной и Северной Европы — чердачное окно, проем которого в крутой черепичной кровле имеет вытянутую и заостренную к углам форму, напоминающую глаз быка. В XVII — XVIII вв. “бычьим глазом” стали называть окна в форме горизонтально расположенного овала.

БЮВЕТ (франц. buvette — стойка), парковый павильон в виде ротонды (круглой постройки) с застекленными проемами, коническим или купольным покрытием.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я