ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

И

chernihov3ИЗОДОМИЯ (от греч. isos — равный и domos — дом, жилище), техника каменной кладки из одинаковых квадров, значительных по размеру. Характерна для архитектуры древней Греции (см. тектоника; стереотомия).

ИЗОМЕТРИЯ (от греч. isos — равный, одинаковый и metron — мера), способ изображения какого-либо объекта на плоскости, в котором соединяется фронтальная проекция с видом бокового фасада и плана (вида сверху) под углом 45°. Такой способ изображения часто используют в архитектурном проектировании (ср. аксонометрия).

ИМПЛЮВИЙ (лат. impluvium — водосбор), в атриуме древнеримского дома — небольшой четырехугольный бассейн, находящийся под таким же отверстием в кровле — комплювием. Служит для сбора дождевой воды, хозяйственных нужд, создает уют и прохладу.

ИМПОСТ (франц. imposte, итал. imposta, от лат. impono — возлагаю, ставлю), камень, плита, находящаяся между пятой арки, свода и вертикальной опорой — столбом, пилоном, колонной. Вначале в архитектуре Византии и романских храмах Западной Европы импосты использовали для того, чтобы уравнивать по высоте колонны, взятые из разных античных построек. Капитель, которая имеет дополнение в виде импоста (четырехгранной усеченной пирамиды наверху), называется импостной капителью.

ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ (итал. incrustazione, от лат. in-crustare — облицовывать), техника облицовки зданий мелкими плитками мрамора различной окраски и формы. Создает на поверхности построек причудливый пестрый узор из прямоугольников, квадратов, ромбов и полос. Этот стиль сложился в архитектуре Итальянского Возрождения главным образом во Флоренции и других городах Тосканы в конце XIV — XV в. на основе древнеримских традиций и восточных влияний.

ИНСУЛА (лат. insula — остров), древнеримский многоквартирный жилой дом. Инсулы строили с III в. до н. э. Здания от трех до шести этажей имели внутренние дворы. Первые этажи отводили для торговых лавок — таберн.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ (лат. intercolumnium — “междустолпие”), расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде, портике. Измеряется по осям колонн. Интерколумний является одним из модулей при пропорционировании сооружения и во многом определяет характер здания. Другим модулем служит эмбат (диаметр основания колонны; см. также диастиль; пикностиль; систильная расстановка колонн; эвстиль).

ИНТЕРЬЕР (франц. interieur — “внутренний свет”, из лат. intra — внутри), в архитектуре — вид изнутри на любой объект, противоположно значению экстерьер — вид снаружи (ср. план; плафон; фасад). В более узком значении — внутреннее пространство здания со всем убранством и элементами отделки.

ИНТРАДОС (исп. intrados — вступление), в испанской архитектуре — внутренняя поверхность свода или арки.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР (лат. ionica — по названию племени ионийцев), один из трех основных древнегреческих ордеров архитектуры (ср. дорический ордер; коринфский ордер). Его название и основные особенности связаны с арийским племенем ионян, или ионийщев, пришедших в Грецию с Востока и сохранивших в своем образе жизни, вкусах и строительных традициях элементы пластического, мягкого, живописного вос-точного искусства. Поэтому, в отличие от сурового дорийского стиля, ионийскую архитектуру считают воплощением легкого, изящного, утонченного и женственного стиля. Для этого стиля, расцвет которого относится к VI — V вв. дон. э., характерны стройные колонны с каннелюрами, имеющими дорожки (промежутки) и закругления вверху и внизу, капитель с двумя завитками — волютами — по сторонам. Между волютами находятся ионики (санскр. ioni — “женский источник”) — орнамент из яйцеобразных форм (см. овы), чередующихся со стрельчатыми элементами. Фриз ионического ордера не имеет триглифов и метоп, он украшен сплошной лентой рельефов (см. зофор). Количество каннелюров на колоннах больше, чем в дорическом ордере (24 или 48), углы треугольного фронтона декорируются акротериями. Колонны обычно имеют профилированную базу. Пропорциональный строй определяется отношением 3 : 2.

ИППОДРОМ (греч. hippodromos, от hippos — лошадь и dromos — бег), тип сооружений в Древней Греции. Площадка для конных состязаний, окруженная местами для зрителей.

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, переломная эпоха в развитии искусства конца XV — начала XVI в. В архитектуре ознаменовалась обращением к античному наследию и переосмыслением архитектурных композиций Древнего Рима, в первую очередь ордерной системы. Архитектура Итальянского Возрождения включает два основных периода: флорентийский (вторая половина XV в., или кватроченто, — “четырехсотые годы”) и римский (начало XVI в., или чинквеченто, — “пятисотые годы”). Французское название эпохи — Ренессанс. Флорентийский период, или тосканское Возрождение, отмечен влияниями средневековых традиций (см. инкрустационный стиль) и новаторской деятельностью Ф. Брунеллески, впервые в итальянской архитектуре соединившего римскую арку с арабским приемом опоры арок непосредственно на капители колонн (см. аркада). Крупнейшим теоретиком архитектуры был Л. Б. Альберти. Римский период начался с деятельности Д. Браманте — автора первого проекта храма Св. Петра в Риме. В архитектуре Итальянского Возрождения разработаны новые типы зданий: палаццо (городской дворец), центрический храм (см. ротонда), загородная вилла, а также композиционные приемы (см. лоджия). По-особенному складывалось развитие архитектуры в других городах Италии, например в Венеции (см. палладианство). Благодаря творчеству Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио в XVI в. в Италии были созданы основы архитектуры Классицизма, но уже с середины XVI в., прежде всего в творчестве Микеланджело, формируется стиль Барокко, другие зодчие склоняются к Маньеризму. Итальянское Возрождение включает в себя различные традиции, тенденции развития, художественные направления и стили. Следовательно, словосочетание “Итальянское Возрождение” не является названием стиля, а только обозначает определенную историческую эпоху.

ИТАЛЬЯНСКОЕ ОКНО, арочное (полуциркульное) окно, разделенное на три части вертикальными перемычками. Такие окна использовали в архитектуре Северной Италии в XVI — XVII вв. Итальянское окно является характерным элементом архитектуры русского Классицизма второй половины XVIII — начала XIX в. (ср. брамантово окно; венецианское окно; палладиево окно; серлиана; термальное окно; французское окно).

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я