ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

П

ionik%20order2ПАВИЛЬОН (франц. pavilion, от лат. papilio — “бабочка”, похожий на бабочку шатер), небольшая постройка, часть дворцово-паркового ансамбля (ср. бельведер; монплезир; монбижу; шале; шарбоньер; эрмитаж).

ПАВИМЕНТ, см. паркетри.

ПАГОДА (португ. pagoda, от санскр. bcha’gvat — священный; кит. bao-ta — “башня сокровищ”), в архитектуре Юго-Восточной Азии — ярусная башня. Вначале — дозорная вышка, затем культовое и мемориальное сооружение. Количество ярусов и кровель пагоды имеет символическое значение (ср. зиккурат).

ПАДУГА (от дуга), в интерьере здания — выкружка, скругленная поверхность между вертикальной плоскостью стены и горизонтальным плафоном (потолком). То же, что вут.

ПАЗУХА СВОДА — пространство между наружными поверхностями примыкающих друг к другу сводов либо между сводом и стеной.

ПАЛАТЫ (др.-рус. полата, через ср.-греч. palation, из лат. palatium — дворец), в древнерусской архитектуре — большое каменное здание. Деревянное здание именовали хоромами. В ином значении палати, или полати, — настил, помост, верхний полуэтаж (то же, что антресоль, мезонин), “верхняя церковь”, хоры в древнерусском храме.

ПАЛАЦЦО (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец), в итальянской архитектуре — дворец, городской особняк, частный дом. В Древнем Риме на Палатинском холме (Palatinum mons) строили свои дворцы императоры и патриции, что и послужило названием для городского дворца. Отсюда также — палас (франц. palais — дворцовый), палантин, палаты. В архитектуре Франции городской дворец именуют отель.

ПАЛЕСТРА (греч. palaistra, от palaio — бороться), в Древней Греции — комплекс построек и площадок для спортивного воспитания юношей.

ПАЛИСАД (франц. palissade, от лат. palus — кол, столб), военное укрепление, частокол, затем под влиянием русского слова “сад” — огражденный участок сада, парка.

ПАЛЛАДИАНСТВО (англ. Palladianism), стилистическое течение в архитектуре Классицизма XVII — XVIII вв., основанное на композиционных приемах, созданных венецианским архитектором позднего Итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508 — 1580). Палладио (псевдоним Андреа ди Падова, взятый им в честь древнегреческой богини Афины Паллады) строил в основном в г. Виченца.

Он канонизировал элементы сложившейся к тому времени классицистической архитектуры. В дальнейшем В. Скамоцци в Италии, У. Кент, Дж. Вуд, Дж. Вэнброу, К. Кэмпбелл, Р. Моррис в Англии и Дж. Кваренги в России успешно повторяли и варьировали “палладианские” мотивы: колоннады, портики, арки и аркады с малыми колонками внутри, купола и статуи на постаментах по углам треугольных фронтонов.

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette, от греч. palma — ладонь), элемент античного орнамента, изображающий стилизованный лист пальмы (название по сходству с пальцами руки; ср. акант; акротерий; апий; астверк).

ПАНДАТИВ, см. парус.

ПАНДУС (франц. pente douce — пологий склон), наклонная поверхность, заменяющая лестницу. В классической архитектуре пандусы использовали для въезда экипажей к парадному крыльцу на уровне бельэтажа здания.

ПАНЕЛЬ (нидерл. paneel, от ср.-лат. panellus — сукно, кусок ткани), обшивка, деревянная плита, применяемая для отделки стен или потолков. Другое название — ламбри (франц. lambris — обшивка), деревянная панель с резным или лепным декором, характерная для архитектуры интерьера первой половины XVIII в.

ПАННО (франц. panneau — щит, доска, плоскость, от лат. pannus — кусок ткани, лоскут), плоскость, имеющая обрамление. Часть поверхности стены, плафона (потолка). Близкие термины — панель, филенка. Центральную часть — гладкую поверхность панно называют зеркалом (ср. десюдепорт; трюмо).

ПАНТЕОН (греч. Pantheion — храм Всех Богов, от pan — все и theos — Бог), тип античного сооружения, обычно круглого в плане, посвященного всем богам (ср. ротонда; толос). Наиболее знамениты Пантеон в Риме ( 120 г. н. э.) с огромным куполом (диаметром 43,2 м) из бетона и Пантеон в Париже (архитектор Ж. Ж. Суффло, 1758 — 1789).

ПАПЕРТЬ (ст.-слав. папръть), в русской архитектуре — “внешний притвор” (см. притвор), крытое крыльцо церкви.

ПАРАПЕТ (итал. parapetto, от pаrаrе — защищать и petto — грудь), невысокая стенка, ограда “по грудь”.

ПАРАСКЕНИЙ (греч. paraskenion, от para — около и skene; см. скена), в древнегреческом театроне — небольшие стенки по обеим сторонам скены, служащие фоном, так же как и проскений позади актеров.

ПАРК (франц. pare, от позднелат. parricus — загон), большой огороженный сад с водоемами, фонтанами, малыми архитектурными сооружениями, статуями, аллеями. Композиция садов и парков с геометрической планировкой сложилась в эпоху Итальянского Возрождения. Затем, в XVII в., преобладал французский регулярный стиль, а во второй половине XVIII в. — английский, или пейзажный (ср. агведаль; баг; гюлистан).

ПАРКЕТРИ (франц. parqueterie — настилка), искусство и техника настила наборных полов. Древние римляне выкладывали полы из разноцветной морской гальки и называли эту технику “павиментум” (лат. pavimentum — утрамбованный; ср. литостроты). В новое время использовали преимущественно мозаику из дерева.

ПАРОД (греч. par-odos — проход), в древнегреческом театроне — проход зрителей к своим местам и проход актеров на скену.

ПАРТЕР (франц. par terre — “по земле”), композиция вровень с плоскостью земли, например в парке регулярного стиля.

ПАРУС, ПАНДАТИВ (лат. pandativus — искривленный), вогнутая поверхность треугольной формы, напоминающая корабельный парус. Четыре таких паруса образуются в средокрестии крестово-купольного здания при переходе от квадратного в плане основания к круглому куполу. Близкая форма — тромп.

ПАРФЕНОН (греч. Parthenon — Девичий), выдающееся произведение античного искусства периода классики. Дорический периптер, храм богини Афины на Афинском Акрополе, в столице Древней Греции. Его строили Калликрат и Иктин в 447 — 438 гг. до н. э.

Название возникло от “парфенона” (девичьей комнаты), помещения между наосом и опистодомом, в котором жрицы хранили свои одеяния и культовые предметы.

ПАССАЖ (франц. passage — проход, от passer — проходить), в архитектуре — крытый переход, галерея.

ПАСТАДА (греч. pastados), в древнегреческой архитектуре — “помещение, открытое в одну сторону”: портик, колоннада, крытая галерея (ср. лоджия; простасис).

ПАТИО (итал., от исп. patio, из лат. pateo — открытый, просторный), внутренний дворик итальянского палаццо.

ПЕНТАСТИЛЬ (греч. pentastylos, от pente — пять и stylos — опора, колонна), здание с портиком из пяти колонн на переднем либо на переднем и заднем фасадах.

ПЕНТАСТИХОС (греч. pentastichos, от pente — пять и stichos — ряд), здание, портик, имеющие пять рядов колонн.

ПЕРГОЛА (итал. pergola, от лат. pergere — выдвигаться, выступать), парковое сооружение, крытая беседка на колоннах. В садах и парках XVII — XVIII вв. — галерея решетчатой конструкции для вьющихся растений. В более широком значении — ниша, беседка, балкон (ср. бельведер).

ПЕРИБОЛ (греч. peribolas — окружность, очертание), в древнегреческой и эллинистической архитектуре Ближнего Востока — священная площадка, обнесенный стеной участок перед храмом. В центре устанавливали жертвенник. В поздней античности периболы оформляли колоннадами, портиками, статуями (ср. перистиль; теменос).

ПЕРИПТЕР (греч. peripteron — “окрыленный”, от реп — вокруг и pteron — крыло), тип здания, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой. Наиболее распространенный тип храма в Древней Греции. Периптер следует отличать от псевдопериптера, имеющего колонны только на переднем фасаде, а на трех остальных — полуколонны, от простиля, имеющего колонны только на одном, переднем фасаде (см. также амфипростиль), и от диптера — храма, окруженного двойным рядом колонн.

ПЕРИСТАС (греч. peristasis — “стояние кругом”), в античной архитектуре колоннада, окружающая двор (такая композиция называется перистилем) или храм (который в этом случае именуют периптером).

ПЕРИСТИЛЬ (греч. peristylos — окруженный колоннами), в античной архитектуре — двор, перибол (см. также теменос), окруженный колоннадой (ср. пастада).

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspiсеге — ясно видеть), ясный вид, взгляд вдаль. В специальном значении — изображение здания с угла, в ракурсе, как оно обычно воспринимается в действительности (ср. аксонометрия; изометрия; план; плафон; фасад).

ПЕШТАК (перс. pestak — “передняя арка”), в архитектуре Ближнего Востока и Средней Азии — парадный портал в виде монументальной стенки наподобие пилона, прорезанной нишей — сводчатым айваном, в глубине которого находится вход.

ПИЛОН (греч. pylon — “место, занимаемое воротами”, от pylai — ворота, проход), вертикальная опора, в отличие от круглой колонны или плоской пилястры, имеющая квадратное либо прямоугольное сечение. Такие пилоны устанавливали по сторонам входа, отсюда название (ср. портал; пропилеи).

ПИЛОТИ (франц. pilotis — свайный, от pilot — свая, столб), свайная постройка, дом, приподнятый на столбах.

ПИЛЯСТРА (итал. pilastro, от лат. pilae — столб), плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну. Имеет прямоугольное сечение, подобно колонне в верхней части дополняется капителью, а в нижней — базой. Схожие элементы — лизена в западноевропейской архитектуре и лопатка в древнерусской — не имеют капители и базы (ср. скарп; тения; тяга).

ПИНАКЛЬ (франц. pinacle, от лат. pinnaculum — перистый, “крылышко”), в готической архитектуре Западной Европы XII — XV вв. — небольшая башенка, увенчанная миниатюрным шатром фиалом. Пинакли и фиалы украшали краббами и крестоцветами. Пинакли имеют в готической архитектуре не только декоративное, но и конструктивное значение: своей тяжестью они придавливают наружные опоры здания — контрфорсы, увеличивая их прочность.

ПИНАКОТЕКА (греч. pinakotheke, от pinax — дощечка и theke — хранилище), хранилище картин, которые в Древней Греции писали на деревянных досках. Отсюда позднейшее значение — здание картинной галереи.

ПИРАМИДА (греч. pyramis, от руга — огонь, жертвенник), грандиозное сооружение Древнего Египта периода Древнего царства (3000 — 2263 гг. до н. э.). Египтяне называли пирамиды “Пер-О” (“Большой дом”), • однако назначение египетских пирамид до настоящего времени не ясно (традиционная версия о гробницах фараонов не подтверждается). Пирамида — это уникальное сооружение в истории архитектуры, в нем полностью отождествляется конструкция и композиция. Идеальные пропорции, отвечающие законам гравитации, объясняют прочность и устойчивость пирамид. Самая большая из трех великих пирамид — фараона Хуфу в Гизе имела в высоту 148,2 м (ныне ее верхушка утрачена), сторона основания — около 230 м. Пирамида сложена из 2 млн 300 тыс. блоков известняка и ранее имела облицовку (ср. зиккурат; мастаба).

ПИРГОС (греч. pyrgos — башня, укрепление), в античной архитектуре — крепостная башня, бастион.

ПИРОН (греч. pyronos, от реrа — сума, котомка), в античной архитектуре — металлический или деревянный вкладыш, соединяющий каменные блоки. В отличие от обычных скоб или штырей, пирон имеет форму “ласточкина хвоста” или двойной буквы “Т”.

ПИСЦИНА (лат. piscina, от piscis — рыба), водоем, бассейн, источник воды. Большой бассейн для купания в римских термах (ср. имплювий).

ПЛАН (от лат. planta — стопа, подошва), вид или изображение какого-либо объекта точно сверху. Противоположный термин (вид снизу) — плафон. Боковые проекции здания (со всех четырех сторон) называют фасадами. Вид с угла — перспективой.

ПЛАФОН (франц. plafond, от plat — ровный и fond — дно), вид, проекция на здание снизу (ср. план). Отсюда более узкое значение термина — роспись, декор потолка. Центральную часть плафона называют зеркалом (см. также панно; падуга; софит).

ПЛИНТ (греч. plinthos — брусок, плитка), нижняя часть базы колонны в виде квадратной плиты. В более широком значении — любой выступ, профиль прямоугольного сечения (ср. сандрик; тяга).

ПЛИНФА (др.-рус. плинфъ, из греч. plinthos; см. плинт), в византийской и древнерусской архитектуре — широкий и плоский кирпич (30 X 40 X 3,5 см). Ряды плинфы чередовались с полосами цемяночного раствора (из смеси извести и толченого кирпича).

ПОВАЛ (от валить), в деревянной архитектуре славян — расширение верхней части сруба постепенным напуском венцов (конструкции из четырех бревен, связанных по углам). Повал создает дугообразный силуэт и служит основанием шатров и скатных кровель (ср. отлив).

ПОВАЛУША, в русской архитектуре — высокая башня, деревянный сруб, завершенные шатром.

ПОВАЛЬНЫЕ СЛЕГИ (см. слега), выпуски бревен в повале сруба, поддерживающие вынос кровли.

ПОГОСТ (от гостить), в древнерусской архитектуре — подворье, постоялый двор. Со временем погостами стали называть комплексы построек вокруг церкви, окруженные стеной.

ПОДЗОР (от зреть, смотреть), в русской архитектуре — деревянная резная, узорчатая доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца, гульбища (ср. полотенце; причелина).

ПОДИУМ (лат. podium, от греч. pous — нога, стопа), в древнеримской архитектуре — подножие, высокое основание постройки. То же, что в древнегреческой стереобат, или крепидома (ср. постамент; пьедестал).

ПОДКЛЕТ, в русской архитектуре — нижний, цокольный этаж здания “под клетью” (см. клеть).

ПОДПРУЖНАЯ АРКА, арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестово-купольного типа кольцо барабана купола поддерживают четыре подпружные арки. Одна из них — арка, предваряющая алтарь, называется триумфальной.

ПОЛАТИ, см. палаты.

ПОЛИСТАН (тюрк. gulistan — сад, огород), в искусстве Средней Азии — огороженный стенами сад регулярной планировки (ср. агведаль; баг).

ПОЛОТЕНЦЕ, в русской деревянной архитектуре — резная деревянная доска, которую прикрепляют вертикально под вершиной треугольного фронтона. Нижний край доски с ажурным узором напоминает край полотенца, отсюда название (ср. подзор; причелина).

ПОЛУКОЛОННА, колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину своего диаметра. Колонна, выступающая на три четверти диаметра, называется трехчетвертной.

ПОРЕБРИК, в древнерусской архитектуре — прием кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывают “елочкой”, отчего образуется зубчатый пояс с треугольными выемками.

ПОРТАЛ (франц. portal, от лат. porta — ворота, вход), архитектурное оформление входа в здание.

ПОРТИК (франц. portique, от лат. porticus — крытый ход, навес), выступающая часть здания или самостоятельная постройка, образованная колоннадой и имеющая собственное перекрытие. Оформляет вход или проход в здание (ср. лоджия; портал; стоя).

ПОРТФЕНЕТР (франц. portefenetre, от porte — дверь и fenetre — окно), дверь-окно, или французский балкон: окно с невысоким балконом-решеткой, незначительно отступающим от плоскости стены.

ПОСТАМЕНТ (нем. Postament, от лат. postamentum — “поддержка позади”), основание, подножие сооружения (см. также база; крепидома, плинт; подиум; подклет; пьедестал; скамилла; стереобат; стилобат; трибуна; фундамент; цоколь).

ПОСТЕЛЬ (от стелю, стлать), наиболее широкая часть каменной плиты, или квадра, которой укладывают камень на опору, фундамент или нижний ряд камней.

ПОСТИКУМ (лат. posticum — задняя дверь, задворки), в древнеримском храме — помещение, находящееся за целлой, то же, что в древнегреческом опистодом.

ПРЕСВИТЕРИИ (греч. presbyterion — совет старейшин), алтарная часть раннехристианских храмов, несколько приподнятое над общим уровнем пола полукружие апсиды. Там находился трон епископа и скамьи священников, отсюда название. Позднее в западноевропейских базиликах пресбитерием стали называть центральную часть хора, в православных храмах — пространство между солеей, или вимой (возвышением перед иконостасом), и алтарем.

ПРИДЕЛ, пристройка к основному объему здания. В храмах — обычно с южной или с северной стороны. Пристройка с западной стороны называется вест-верк, нартекс, притвор (ср. апсидиола; капелла; пронаос; трапезная).

ПРИТВОР (от притворить, пристроить вор — ворота), в православных храмах — пристройка с западной стороны. Такие же пристройки с северной и южной сторон называются приделами, с восточной — апсидой (ср. аванзал; антикамера; вестибюль).

ПРИЧЕЛИНА (от чинить, делать), в русской деревянной архитектуре — доска на фасаде дома, украшенная резьбой или росписью. В постройках с двускатной кровлей причелины обрамляют фронтон с двух или со всех трех сторон (ср. подзор; полотенце).

ПРОДОМОС (греч. pro-domos — перед домом), в Древней Греции — преддверие, пространство перед входом в атриум, образованное выступами боковых стен (ср. вестибюль; пронаос).

ПРОНАОС (греч. pronaos, от pro — перед и naos — жилище божества; см. наос), в древнегреческой архитектуре — “предхрамие”, преддверие. Часть внутреннего помещения храма между входным портиком и наосом, в котором находится статуя божества. Происходит от более ранней формы — продомоса.

ПРОПИЛЕИ, ПРОПИЛОН (греч. propylaia — преддверие; propylon — перед воротами), сооружение, оформляющее парадный вход; портик или композиция из нескольких портиков; колоннада, перекрытая антаблементом.

ПРОСКЕНИЙ (греч. proskenion, от pro — впереди и skene; см. скена), в древнегреческом театроне V— IV вв. до н. э. — фасад скены, сооружения, расположенного за орхестрой (боковые пристройки называли параскениями). Проскений обычно сооружали в виде портика с колоннами, в проемах проскения размещали декорации. В дальнейшем в римском театре просцениумом (лат. proscaenium) называли переднюю часть сценической площадки.

ПРОСТАСИС (от греч. prostasia — “стояние впереди”), переднее промещение, портик, то же, что пастада; у древних римлян — вестибул.

ПРОТИРОН (греч. prothyron — преддверие), в античной архитектуре — углубление в наружной стене дома, создающее нечто вроде портала, ниши, эдикулы (ср. вестибюль; нартекс; портик; продомос; пронаос; пропилеи).

ПРОТОМА (греч. protome — передняя часть), скульптурное изображение передней части животного — быка, коня. Сдвоенные протомы образуют капители в архитектуре Древнего Ирана V — IV вв. до н. э.

ПРОФИЛЬ (франц. profil, от лат. prае — перед и filum — нить), в архитектуре — поперечный разрез формы, то же, что облом.

ПРЯСЛО (от пряду, прясти), в древнерусской архитектуре — часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками; поле стены “от столба до столба”.

ПСЕВДОПЕРИПТЕР, см. периптер.

ПТЕРОН, см. периптер.

ПУЛЬПИТ (итал. pulpito, от лат. pulpitum — деревянный помост, подмостки), в храмах средневековой Италии — то же, что кафедра, лекториум.

ПЬЕДЕСТАЛ (франц. pie’destal, от итал. piede — нога, стопа и stallo — место, установка), подножие, основание колонны, статуи (см. база; крепидома; ордер; подиум; стереобат; стилобат; фундамент; цоколь).

ПЯТА АРКИ, СВОДА, нижняя часть (подошва) арки или свода, которая непосредственно опирается на Пилон, колонну, капитель или импост.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я