ТехЛиб

Библиотека научно-технического портала Технарь

Т

1264919176_antonio-basoli_19ТАБЕРНАКЛЬ (франц. tabernacle, от лат. tabernaculum — шатер, башенка), реликварий, дарохранительница. В архитектуре раннего средневековья — то же, что балдахин, киворий — навес, шатер над престолом в апсиде церкви. В эпоху Готики — ажурный шатер, иногда в виде отдельной постройки над статуей.

ТАБЛИНИЙ, ТАБЛИНИУМ (лат. tablinium — “деревянная галерея”, от tabulae — доска), в древнеримской архитектуре — комната, помещение, расположенное за атриумом в дальней части дома. Таблиний предназначался для деловых встреч, там хранили документы и семейный архив на табулах (досках), отсюда название.

ТАБУЛАРИЙ (лат. tabularium), здание для хранения архива. В Древнем Риме законы записывали на бронзовых досках — табулах (лат. tabulae).

ТАК (араб. tak — арка, свод), в средневековой архитектуре Средней Азии — купольное сооружение, которым перекрывали перекрестки улиц. В “таках” размещали свои лавки торговцы и ювелиры.

ТАМБУР (франц. tambour, от араб. tabl — барабан), в архитектуре — барабан купола (ср. симборио; тимпан).

ТАРМА, см. айван.

ТЕАТРОН (греч. theatron — места для зрителей), древнегреческий театр, который устраивали на естественном склоне холма, вырубая ступени полукругом. Внизу располагалась площадка для актеров или певцов — орхестра. За орхестрой находилась скена (ср. одеон). Римляне предпочитали строить амфитеатры, в которых зрительские места располагались со всех сторон, по кругу или эллипсу. Наиболее знаменитый из римских амфитеатров — Колизей.

ТЕЗАУРА (греч. thesauros — сокровище, клад), в Древней Греции — здание для хранения государственной казны и жертвоприношений богам (ср. сакристия).

ТЕКТОНИКА (греч. tektonike — строение, искусство построения; tekton — плотник, строитель), искусство строительства из дерева (ср. стереотомия). В теории формообразования и архитектурной композиции под качествами тектоничности подразумевают зрительное выражение внутренней конструкции здания на поверхности формы — фасадах. Например, подчеркивание горизонтальных и вертикальных членений тягами, пилястрами, колоннами; обозначение верха венчающим карнизом, а низа цоколем, зрительное утяжеление нижней части фасада и усиление углов рустом. Подобные приемы создают впечатление прочности, устойчивости, логичности (см. также абака). Тектоника — эстетическая категория, и ее следует отличать от архитектоники — художественно-образного качества архитектурной композиции.

ТEЛAMOH (греч. telamon — “носитель”), в архитектуре — мужская фигура, выполняющая функцию опоры, колонны (ср. атлант; кариатида).

ТЕМЕНОС (греч. themenos — “почтенный участок”), в древнегреческой архитектуре — священный участок земли, окруженный оградой, мраморной стеной, в центре которого находился храм (ср. перибол; секос; форум).

ТЕМПЛУМ, ТЕМПЛОН (лат. templum — освященное место), храм, святилище, алтарь.

ТЕНИЯ (греч. tenia, лат. taenia — ремень, лента, пояс), в архитектуре дорического ордера — горизонтальный выступ, тяга, “полочка”, которая подчеркивает нижнюю часть фриза и находящиеся над ней триглифы. Под тенией располагаются регулы с гуттами.

ТЕПИДАРИИ (лат. tepidarium — теплый, прохладный), в древнеримских термах — помещение с бассейном со слегка подогретой водой. Его использовали как переходное от фригидария (бассейна с холодной водой) к кальдарию (бассейну с горячей водой).

ТЕРЕМ (др.-рус. теремъ, из греч. teremnon, teramnon — дом, жилище), в древнерусской архитектуре — верхний ярус жилого дома — хором или палат (ср. светёлка). Терема сооружали над сенями, покрывали высокой кровлей. К ним вела парадная лестница. Иногда терем — отдельно стоящая постройка на подклете.

ТЕРМАЛЬНОЕ ОКНО, мотив палладианской архитектуры. Большое полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. Такие окна помещают в верхней, части стен, у основания сводов и куполов. В XVII — XVIII вв. их считали происходящими из архитектуры древнеримских терм, отсюда название. Термальные окна получили распространение в архитектуре русского Классицизма, где их называли итальянскими (см. итальянское окно).

ТЕРМЫ (лат. thermae, от греч. thermos — горячий), древнеримские бани. Общественные купальни, которые отапливали горячим воздухом, идущим по каналам в полу и стенах, существовали еще в Древней Греции. У римлян они превратились в сложные сооружения с многими залами: аподитерием (предбанником), помещениями с холодной, прохладной и горячей водой (см. фригидарий; тепидарий; кальдарий), сферистерием (залом для игры в мяч), гимнастическими залами, библиотеками, экседрами для бесед и ученых занятий. Свободные римляне проводили в термах целые дни.

ТЕРРАСА (франц. terrasse, от лат. terracea — земляной вал), горизонтальная площадка, уступ на склоне холма. Галерея, примыкающая к основному зданию, иногда на аркадах, с балюстрадой (ср. лоджия).

ТЕРРАЦЦО (итал. terrazzo, от terra — земля), строительный материал древних римлян. Смесь негашеной извести, булыжника и обломков кирпича. Терраццо использовали для забутовки стен и мозаичной выкладки полов.

ТЁС, ТЕСИНЫ (др.-рус. тесъ, от праслав. tesati — обтесывать; греч. tekton — плотник, см. тектоника), щепа, тонкая дощечка, доски, вытесанные топором. В русской архитектуре — тонкие доски, которые использовали для кровли (тесовая кровля) и обшивки стен.

ТЕТРАКОНХ (от греч. tetras — четыре и konche — воронка, свод), “четырехлистник” (см. квадрифолий). Разновидность центрического храма крестово-купольного типа, четыре “ветви креста” которого завершаются полукружиями апсид. Такие храмы строили в средневековой Византии, Персии, в Закавказье.

ТЕТРАПИЛОН (лат. tetrapylon, от греч. tetras — четыре и pylon — ворота), в античной архитектуре — ворота, имеющие проезды на все четыре стороны. Такие сооружения устраивали на перекрестке дорог. Древние римляне превратили тетрапилон в четырех-фасадную триумфальную арку на пересечении главных улиц (см. декуманус и кардо) или при въезде на форум.

ТЕТРАСТИЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч. tetras — четыре и stylos — опора, колонна), тип древнегреческого храма с четырьмя колоннами на переднем и заднем фасадах.

ТИБУРИУМ (ср.-лат. tiburium), в средневековой западноевропейской архитектуре — башня, часто в форме октагона (восьмигранника), над средокрестием храма. Через проемы тибуриума освещается внутреннее пространство (ср. лантерна; симборио).

ТИМПАН (греч. tympanon — бубен, кожа, натянутая на обруч), внутреннее поле фронтона, плоскость, ограниченная с трех сторон гейсонами (карнизами). Тимпаном также называют полуциркульное поле лучкового фронтона, люнета. Поле стены между двумя арками правильнее называть антрвольтом.

ТОКОНОМА (япон. tokonoma), ниша в интерьере традиционного японского дома. В ней размещают свиток с каллиграфией, вазу, букет (икебана).

ТОЛОС, ФОЛОС (греч. tholos — шалаш, палатка), тип древнегреческого здания, храма или гробницы, круглого в плане, окруженного колоннадой, с коническим покрытием, напоминающим хижину. Толос, в отличие от моноптеров, имеет святилище — наос (у римлян — целла). Римские ротонды, также круглые здания, отличаются от греческих толосов купольным перекрытием.

ТОРАНА (др.-инд. torana — ворота), в буддийской архитектуре Индии — каменные ворота, украшенные рельефами, которые ведут через ограду к святилищу — ступе.

ТОРИИ (япон. torii — ворота), в традиционной архитектуре Японии — ворота, арка, два пилона с архитравом. Оформляют вход на территорию синтоистского святилища.

ТОРРАЦЦО (итал. torrazzo — “старинная, монументальная башня”, от torre — башня), в архитектуре Италии — башня, кампанила.

ТОРХАУС (нем. Torhaus — “воротное здание”), в средневековой архитектуре Северной Европы — надвратная крепостная башня (ср. барбакан).

ТОРУС (лат. torus — выпуклость, вздутие), архитектурный профиль, облом полукруглого сечения. То же, что вал. Составная часть базы колонны (ср. трохилус).

ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР (по названию центральной области Италии — Тосканы; см. ордер), италийский (древнеримский) вариант греческого дорического ордера. По канону Витрувия (см. триада Витрувия), тосканский ордер является самым простым, мощным, тяжелым из пяти ордеров, которые использовали древние римляне (вслед за ним Витрувий поставил римско-дорический ордер). Однако, в отличие от дорического ордера, тосканский не имеет каннелюр колонн, триглифов и метоп фриза, мутулов на карнизе. Капитель тосканского ордера аналогична дорической, а база состоит только из плинта и торуса (см. также суперпозиция).

ТРАВЕЯ (франц. travee — пролет, ряд), в средневековой архитектуре Западной Европы — один пролет главного нефа (в большинстве базилик на один пролет главного нефа приходятся два пролета боковых). Четыре опоры травеи поддерживают ячейку свода.

ТРАНСЕПТ (поэднелат. transeptum, от trans — через и septum — ограда), в средневековых храмах: базиликах и зданиях крестово-купольного типа — поперечный неф, “корабль”, пересекающий под прямым углом главный неф здания. Иногда строили два трансепта либо трансепт, состоящий из двух или трех нефов. Трансепт образует “перекладину креста” в планировке храма. Пересечение нефа и трансепта создает средокрестие, над которым через систему подпружных арок и тромпов или парусов возводили купол, тибуриум или шпиль, возносящийся к небу. В “рукавах” трансепта размещали дополнительные апсиды (см. триконх; тетраконх), а их фасады (северный и южный) украшают круглые окна — “розы”.

ТРАПЕЗНАЯ (греч. trapesa — стол, угощение), в средневековых монастырях — помещение для совместной трапезы монахов, то же, что рефекторий (ср. дормиторий; скрипторий). Здания трапезных объединяли с церковью и подсобными помещениями. В русской архитектуре трапезные помещают с западной стороны храма, между собственно церковью и колокольней. Трапезные использовали для церковных и общественных нужд.

ТРАХЕЛИИ (греч. trachelos — шея), в древнегреческой архитектуре — верхняя часть фуста (ствола) колонны, слегка зауженная, находящаяся под капителью. Ниже трахелия (“шейки”) расположены кольцеобразные врезы (см. гипотрахелий).

ТРЕВЕРХИЙ ХРАМ, в древнерусской архитектуре — храм с тремя куполами, главами или шатрами.

ТРЕЛЬЯЖ (франц. treillage — решетка, сетка), в садово-парковом искусстве — решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. Отсюда и название орнамента — “трельяж”, — состоящего из косой сетки с мелкими розетками.

ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА, колонна, выступающая из стены более чем на половину своего диаметра.

ТРИАДА ВИТРУВИЯ (греч. trias, triados — троичность, троица), основной принцип классической архитектуры, который сформулировал древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион в сочинении “Десять книг об архитектуре” (18—16 гг. до н. э.): “Прочность, польза, красота” (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). Витрувий также канонизировал пять ордеров классической архитектуры и их составные части (на основе древнеримских): тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный.

ТРИАНГУЛЯЦИЯ (от лат. triangulum — треугольник), способ пропорционирования зданий, типичный для западноевропейской средневековой архитектуры, в особенности готического стиля. Построение плана и разбивка фасадов осуществляются на основе построения смежных равносторонних треугольников. Точки пересечения (вершин) треугольников и их производных определяют основные конструктивные членения постройки, что обеспечивает “связанность” конструкции. Триангуляции придавали мистическое значение (символ Святой Троицы), мотивы пересекающихся треугольников повторялись в орнаментах кафедральных соборов. Триангуляцию называли также “французским способом” пропорционирования, противопоставляя его “германскому” (на основе квадрата и его диагонали).

ТРИБЕЛОН (ср.-греч. tribelonos — трехчастный), трехчастный портал или фасад здания, имеющий три входа.

ТРИБУНА (франц. tribune, от лат. tribunalis — возвышение), в древнеримской архитектуре — возвышение, помост для ораторов, затем — кресло для судей. В средневековых базиликах — возвышение, престол, находящийся в средокрестии под главным куполом или башней (см. тибуриум; ср. амвон; леттнер; скрин). В итальянских храмах трибуной иногда называют апсиду.

ТРИГЛИФ (греч. triglyphos — “с тремя нарезками”, от tri — три и glypho — вырезаю), элемент фриза дорического ордера, чередующийся с метопами. Триглиф представляет собой вытянутую по вертикали каменную плиту с двумя целыми, а по краям половинными желобками (нарезками). Согласно гипотезе о происхождении греческой архитектуры из древнейших деревянных строений, триглифы вначале представляли собой вертикальные рейки, которые прибивали к торцам деревянных балок перекрытия, некрасиво выходящих на фасад здания. Под триглифами располагаются тения и регулы с гуттами. Триглифы помещают над осями колонн, посередине интерколумни-ев (расстояний между колоннами) и на углах здания. Поэтому дорический фриз иначе называют триглифионом или триглифо-метопным.

ТРИКЛИНИЙ (лат. triclinium, от греч. tri — три и kline — ложе), в Древнем Риме — просторное помещение, комната для застолий, в которой с трех сторон пиршественного стола ставили три ложа (по древнему обычаю хозяин дома и гости возлежали во время еды).

ТРИКОНХ (от греч. tri — три; см. конха), тип храма с тремя апсидами. План такого центрического здания напоминает трилистник (см. трифолий).

ТРИЛИТ (от греч. tri — три и Iithos — камень), мегалитическое сооружение из трех камней: двух вертикальных и третьего, положенного на них горизонтально. Прообраз позднейшей стоечно-балочной конструкции, основной в различных типах архитектурной композиции. Другое название — дольмен.

ТРИПИЛОН (греч. tri — три и pylon — ворота), композиция из трех арок, ворот, например трехпролетная триумфальная арка (ср. тетрапилон).

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ (лат. Arcus Triumphalis, от греч. Thriambos — торжественная процессия, гимн в честь Вакха; см. арка), тип сооружения, который древние римляне заимствовали из восточной архитектуры. Возводились в честь императоров и военных побед Рима над другими народами. Первые арки были построены в Риме во II — I вв. до н. э. (ср. пропилеи; тетрапилон). Их сооружали на перекрестках дорог, у въезда на Форум. Наиболее известны арка императора Тита (81 г.), трехпролетные арки Септимия Севера (203 г.) и Константина (315 г.). Арки украшали рельефами, статуями, облицовывали разноцветным мрамором. Над венчающим карнизом помещали аттик с памятной надписью. На его вершине — статую императора или квадригу (четверку коней) — триумфальную колесницу. По образцу древнеримских триумфальные ворота строили во многих странах в эпоху Барокко и Неоклассицизма (XVII — XVIII вв.), в период Ампира (“стиля империи”) начала XIX в.

ТРИУМФАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ (лат. Columnae Triumphalis; см. колонна), тип сооружения, сложившийся в Древнем Риме. Установкой колонны отмечали памятные события и военные триумфы. В Риме сохранились колонна императора Траяна (113 г.) и колонна Марка Аврелия (между 176 и 193 гг.; ср. ростральная колонна). По образцу римских архитектор О. Монферран установил в Петербурге Александровскую колонну (1830 — 1834 гг.) в память императора Александра I и победы России в войне 1812 г.

ТРИФОЛИЙ (лат. trifolium, от tria — три и folium — лист), трилистник. Тип храма с тремя апсидами (см. триконх). В ином значении — элемент орнамента в виде трилистника. В готическом искусстве образуется из треугольника (ср. триангуляция) с построенными на его вершинах окружностями (ср. квадрифолий).

ТРИФОРИЙ (позднелат. triforium, от лат. tria — три и foris — дверь, вход, проход), в средневековых соборах Западной Европы — галерея второго яруса главного нефа храма. Вначале такие галереи строили для того, чтобы через их проемы свет из центрального нефа распространялся на боковые. Затем верхние галереи приспособили для женщин и стали называть матронеями (“женскими”). Постепенно галереи по обеим сторонам главного нефа становились все уже и наконец превратились просто в декоративный элемент (ср. аркатура; машикули). Наименование “трифорий” происходит от пролетов, которые обычно представляют собой строенные арки.

ТРОМП (франц. trompe — охотничий рог, из др.-верх.-нем. trumba — труба, рог), в архитектуре — вогнутая поверхность, элемент в виде части конуса. Четыре тромпа находятся в углах сходящихся стен квадратного в плане средокрестия между подпружными арками, обеспечивая переход от квадрата к цилиндрическому барабану купола. Тромпы использовали в архитектуре древней Персии, Византии, Закавказья. В древнерусской архитектуре применяли иную форму, более сложной кривизны. Общее название — пандатив (см. парус).

ТРОПЕУМ, ТРОФЕЙ (лат. tropaeum, греч. tropaion, от trope — поворот), мемориальное сооружение античности. В Древней Греции существовал обычай: место, где в решающий момент битвы враг поворачивался спиной (греч. tropos) и обращался в бегство, после сражения отмечали столбом — на него навешивали захваченные в бою шлемы, щиты, мечи, копья. Римляне переняли этот обычай и стали воздвигать внушительные сооружения — тропеумы, увенчанные композицией из различного оружия. Позднее, в искусстве Классицизма и Ампира, трофей, или арматура, — характерный элемент декора зданий.

ТРОХИЛУС (лат. trochilus, от греч. trochilos — “бегунок”, колея, борозда), в архитектуре — вогнутый профиль, то же, что скоция (ср. торус).

ТРЮМО (франц. trumeau — простенок), часть стены между оконными проемами в интерьере здания. Отсюда название высокого зеркала, занимающего такой простенок.

ТУМУЛУС (лат. tumulus — холм, бугор), курган, купольная гробница, захоронение этрусков (древних жителей Италии). Состоит из подземной камеры, перекрытой сводом из каменных блоков, и насыпного холма (ср. галерея; мавзолей; мазар).

ТЫН (др.-рус. тынъ, из др.-герм, tun — забор, крепость), забор, частокол, оборонительное сооружение.

ТЬЕРСЕРОНЫ (франц. tiercerons — “третьи элементы”), в архитектуре Готического стиля — дополнительные малые ребра — нервюры, вместе с лиернами и ожива создающие “звездчатый рисунок”.

ТЯБЛО (др.-рус. тябло, из греч. templon — ограда, отделяющая алтарь от остального помещения церкви), в древнерусском храме — горизонтальный брус иконостаса, на котором устанавливали иконы.

ТЯГА (др.-рус. тяго, ср.-греч. teino), узкий горизонтальный выступ на стене здания, пояс (ср. тения), в отличие от карниза, имеет исключительно тектоническое значение (см. также нервюра).

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я

 

 

Written by Ирина Дедюхова

Август 23rd, 2009 at 1:26 дп