ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

А

1264919192_antonio-basoli_1АБАК, АБАКА (франц. abaque, от греч. abax, лат. abacus — доска), верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия (см. антаблемент; архитрав). В архитектуре дорического ордера абак представляет собой квадратную плиту, положенную на “подушку” — эхин капители. Этот элемент имеет в архитектурной композиции не столько конструктивное, сколько зрительное значение: создает образ устойчивой, надежной опоры ее расширением в верхней части. Аналогичную функцию в нижней части колонны выполняет плинт базы. Однако в истории архитектуры значение абаки различно. В Древнем Египте аналогичный элемент представлял собой небольшой кубик, помещенный между расширением верхней части колонны в виде цветка лотоса и балками перекрытия. Снизу этот кубик не виден, и тем самым создается фантастическое ощущение не опирающегося на колонны, а “летящего” потолка, расписанного под ночное небо синим с золотыми звездами.

В других греческих ордерах — ионическом и коринфском — тоже есть плита-абака, но зрительно она почти незаметна. Это обстоятельство важно для правильного понимания изобразительной природы архитектуры как художественного творчества. В классической античной архитектуре абака была одним из модулей при расчете пропорций здания. В античности абакой называли также мозаичную плиту, вставку для украшения стены или пола, отсюда лат. abaculus — цветной камешек для мозаичного набора. АБУТ (франц. about — гребень, шип), стык, граница, соединение либо завершение формы в строительных конструкциях.

АВАНБЕК (франц. avantbec, от avant — передний и bec — клюв, нос), в архитектуре средневековых крепостей — выступающая часть стены, бастион. В мостостроении тем же словом называют переднюю часть “быка” в мостовых опорах с клювообразным выступом для разрезания льдин во время ледохода.

АВАНЗАЛ (франц. avant-salle, от avant — передний и salle — зал), передний зал, большая приемная комната; во дворце располагается перед тронным залом (ср. аудиенц-зал). Близкое понятие антикамера.

АВАНФОСС (франц. avant-fosse, от avant — передний и fosse — ров), в архитектуре средневековых крепостей — ров, наполненный водой, с подъемным мостом, находящийся непосредственно перед крепостной стеной.

АВЛА, АУЛА, “АВЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ” (лат. aulicus — дворцовый, от греч. aula — двор, дворец), главный, актовый зал средневекового университета, коллегиума. Аулой древние греки называли богатую, роскошную одежду, шитый ковер; затем — крытое помещение, внутренний двор жилого дома (в древности роль стен играли ковры, завесы). То же, что у римлян атриум (см. также мегарон). В поздней античности авлическими стали называть произведения искусства, предназначенные для украшения богатых домов и загородных вилл римских патрициев. В средневековье так именовали статуи и рельефы, которые находили в руинах древнеримских дворцов. Отсюда “авлический стиль”, т. е. богатый, дворцовый, аристократический.

АГАДИР (араб. a’hadir — убежище), в архитектуре Арабского Запада: в Алжире, Марокко, — высокая глинобитная или кирпичная башня. Ее возводили в центре поселения. Такая башня служила укрытием и хранилищем припасов на случай осады (ср. беффруа; донжон).

АГВЕДАЛЬ (исп., от араб. agvedal — “водное пространство”), в странах Арабского Запада и в искусстве мавританской Испании — обширный, огороженный высокой стеной сад регулярной планировки с водоемом в центре, фонтанами и фруктовыми деревьями. Символический образ райского сада (ср. баг; полистан).

АГОРА (греч. agora, от agor — беседовать), в Древней Греции — название народных собраний, а также место их проведения. Так называют и главную торговую площадь античных городов: Афин, Коринфа, Аргоса. Здесь находились алтари, статуи, храмы, портики, стои, гимнасии, в более позднее время — базилики.

АДЗЭКУРА (япон. hadzekura, от hadze — главная и kurа — житница), в традиционной архитектуре Японии — тип синтоистского храма, деревянная постройка с обходной галереей, приподнятая на сваях. Такой тип сооружений происходит от древних хранилищ зерна, отсюда название. Сложился в IV — III вв. до н. э. Адзэкуры использовали в качестве святилищ и императорских сокровищниц.

АДИТОН (греч. aditon — святыня, от a-ditos — недоступный), святилище древнегреческого храма, расположенное позади наоса, основного помещения, в котором находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы в строго определенное время. Там располагались жертвенник и сокровищница. За адитоном могло находиться еще одно помещение — опистодом.

АДОБА (исп. adobe, от араб. at-tub), кирпич-сырец из высушенной на солнце глины с наполнением из рубленой соломы для прочности. В IV — III тысячелетиях до н. э. такой кирпич использовали для строительства в странах, где ощущалась нехватка камня и дерева (в том числе в качестве топлива для обжига кирпичей): в Древней Месопотамии, Египте. В Африке такой кирпич называли банко; в тюркских языках — саман.

АЙВАН (араб. ajvan — свод, туннель, коридор), в архитектуре эллинизированного Востока (IV в. до н. э. — V в. н. э.) — большой, прямоугольный в плане храмовый зал с арочным проемом главного фасада, превращающим его в подобие перекрытого туннеля или глубокой ниши. В мусульманской архитектуре айваны открываются во внутренний двор медресе. Они дают тень и прохладу. В средневековой архитектуре Средней Азии айван — открытая галерея с колоннадой, подобная западноевропейской лоджии. Айван внутреннего двора жилого дома в странах Ближнего Востока называют тарма.

АКАНТ (лат. acanthus, от греч. a-kamptos — негибкий; akanpha — колючка), род растений семейства акантовых, произрастающих в Средиземноморье. Разновидности аканта с узкими или широкими изогнутыми листьями античные мастера использовали в качестве декоративных элементов в архитектуре. Акант изображали в рельефах фриза, листьями аканта украшены капители коринфского ордера (ср. антемий; апий; астверк; пальметта).

АКВЕДУК (лат. aquae-ductus, от aqua — вода и duco — веду), древнеримский водопровод. Древние этруски в Италии применяли для орошения полей открытые желоба, поднятые на аркадах. Римляне заимствовали эту конструкцию и сооружали многокилометровые арочные мосты (иногда многоярусные с учетом понижения земной поверхности) с трубами, по которым подводили питьевую воду из близлежащих горных источников в Рим. Такие акведуки пересекали Вечный город в разных направлениях. Ныне остатки грандиозных акведуков сохранились в основном вне Италии, в бывших римских провинциях — это Гардский мост близ Нима (Южная Франция), акведуки в Сеговии и Алькантара (Испания). Акведуки, переброшенные через овраги и русла рек, являются одновременно мостами (см. виадук).

АКВИЛА (лат. aquila — орел), в античной мифологии орел — атрибут древнегреческого бога Зевса или римского Юпитера. В архитектуре “орлом” (греческая форма aetos — парящий) иногда называют треугольный фронтон здания, по сходству с распростертыми крыльями летящей птицы.

АКРОПОЛЬ (греч. akropolis, от akros — верхний и polis — город), “верхний город”, центральная укрепленная часть античного города. Обычно располагалась на естественной возвышенности. Обнесенная стенами, служила убежищем во время войн. Там же находились главные храмы и сокровищницы. Именно таким был Акрополь в древних Афинах, остатки которого сохранились (см. Парфенон). Близкие термины: детинец, кремль, цитадель. В более широком значении слово “акрополь” употребляют в качестве символа возвышенной красоты, святыни, труднодоступного идеала.

АКРОТЕРИИ (греч. akroterion, от akros — верхний и terion — острие, навершие), в классической архитектуре — навершие здания, украшение, расположенное над венчающим карнизом. В более конкретном значении — декоративный элемент, расположенный по углам (вершинам) треугольного фронтона здания. В этом смысле акротерием можно назвать статую, вазон, скульптурное изображение факела, жертвенника, грифона или сфинкса, которыми древние греки любили украшать свои храмы. Чаще всего для акротериев использовали изображение пальметт: симметричную форму из расходящихся в стороны листьев устанавливали в центре, на вершине фронтона, а по двум сторонам крепили согнутые под прямым углом пальметты таким образом, чтобы они одинаково выразительно смотрелись и с главного, и с боковых фасадов здания. В этом случае верхние украшения именовали акротериями, а нижние — полуакротериями. Римляне центральный акротерий называли фастигием (лат. fastigium — вершина).

АКСОНОМЕТРИЯ (от греч. ахоn — ось и metron — мера, измерение), способ трехмерного изображения формы на плоскости, например в перспективе или изометрии, при котором рядом с чертежом дается система координат: осевые линии, разрезы, модульная сетка. Аксонометрические чертежи используют в архитектурном проектировании. Они удобны тем, что на проекте можно совмещать наглядное изображение с проставлением размеров, указаниями системы пропорционирования (ср. облом; обмер; отмывка).

АЛА (лат. ala — крыло, плечо), в архитектуре Древнего Рима — крыло, боковая часть жилого дома; иногда — экседра для бесед с гостями (ср. флигель; эдикула).

“АЛЕВИЗОВСКИЙ КИРПИЧ”, маломерный кирпич, введенный в практику строительства на Руси итальянским архитектором Алевизом Новым (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) из Милана, возводившим в 1505 — 1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля.

АЛЕРО (исп. alero — навес, карниз), в традиционной архитектуре Испании — профилированное завершение стены, декорированное рельефной резьбой. Иначе — рельефный карниз.

АЛИНЬМАН (франц. alignement — прямая линия, равнение), “вереница камней”, французское название аллеи менгиров (ряда вертикально поставленных камней) — мегалитических сооружений древности (II тысячелетие до н. э.).

АЛЛЕЯ (франц. alle’e — узкий проход, от aller — ходить), в садово-парковом искусстве, или ландшафтной архитектуре, — дорога, обсаженная деревьями или кустарником. В парках регулярного стиля XVII — XVIII вв. с геометрической планировкой аллей и кустарников крытые, увитые зеленью на арочных конструкциях аллеи называли перголами или берсо.

АЛТАРЬ (лат. ara, altaria, от altus — высокий, возвышенный), жертвенник, возвышение для жертвоприношений. В античности жертвенники находились перед храмом, на специальной площадке — теменосе, и все культовые церемонии проводили снаружи (храм считали жилищем божества). Иногда возвышение с жертвенником превращали в сложное архитектурное сооружение с рельефами или статуями. Таков знаменитый алтарь Зевса в Пергаме (ок.180 г. до н. э.). В Риме воссоздан “Алтарь мира Августа”, возведенный в 13 г. до н. э. в честь военных побед императора Октавиана Августа. Он представляет собой жертвенник, окруженный стенами, изнутри и снаружи украшенными рельефами. В средневековье алтари помещали внутри церкви — в средокрестии или апсиде (см. базилика; храм).

АЛФИС, АЛФИШ (исп., португ. alfeiz, от араб. al-fiza — обрамление), в архитектуре мавританской Испании и Португалии VIII—XV вв. — фигурное обрамление ниши михраба, а также порталов, дверных и оконных проемов в виде профилированной рамы, украшенной резным орнаментом. В классической европейской архитектуре этому элементу соответствуют архивольт, наличник. В современном испанском языке слово “альфисар” (alfeizar) — просто подоконник.

АЛЬКАСАР (исп. alcazar, от араб. al-kasr — крепость), укрепленный дворец, замок испанских рыцарей XIV — XVI вв. Такие замки создавали наиболее умелые строители — мудехары, мусульманские зодчие, которые остались на территории Испании после отвоевания страны у мавров в конце XV в. Алькасары с множеством башен со шпилями, подъемными мостами возводили обычно на неприступных скалах. Испанские алькасары — одно из самых романтических проявлений национального искусства. Их суровый облик замечательно соответствует скалистому пейзажу этой страны. Самый знаменитый алькасар (XVI в.) находится в г. Сеговия.

АЛЬКЕР (ст.-польск. alker; родств. “альков”), угловое помещение, несколько выступающее за пределы основного объема здания, аналогично угловой башне или эркеру. Как правило, имеет отдельную кровлю. Искаженное название — алькеж. Алькеры типичны для усадебных построек Западной Украины, Польши, Белоруссии.

АЛЬКОВ (франц. alcove, через исп., от араб. al-qubba — маленькая комнатка), углубление, ниша в стене. Подобные углубления возникали в средневековой архитектуре из-за различной толщины стен. Их использовали для устройства внутренних лестниц либо спальни: в нише устанавливали кровать (см. также балдахин).

АЛЬПИНАРИЙ (лат. alpinarium), в садово-парковом искусстве — участок сада с высокогорными растениями (отсюда название) и экзотическими цветами. Альпинарии вошли в моду в эпоху Романтизма, на рубеже XVIII — XIX вв. Такие сады стилизовали под естественные скалы с гротами, водопадами и причудливыми павильонами.

АЛЬТАНА (итал. altana, от лат. altus — высокий), площадка на плоской крыше дома с ограждением: парапетом, балюстрадой. В отличие от балкона, не выдается за основной объем здания. Близкие понятия — бельведер, вышка. Альтаны появились в архитектуре Венеции в XV — XVI вв., а затем и в других городах и странах с жарким климатом. На Украине и в Западной Белоруссии — альтанка.

АМБУЛАТОРИЙ (лат. ambulatorium, от ambulare — обходить), в средневековой архитектуре, западноевропейских готических соборах — обходная галерея позади главной апсиды. Такая галерея позволяет, минуя главную апсиду и хор, расположенный перед ней, проходить прямо из боковых нефов к пристроенным снаружи здания малым апсидам — апсидиолам, образующим “венец капелл”. Малые капеллы служили частными молельнями. Близкое название, имеющее тот же смысл, — деамбулаторий.

АМВОН, АМБОН (др.-рус. амбонъ, от греч. ambon — возвышение), в раннехристианских базиликах — возвышение в центре нефа, под средокрестием, с которого читали Евангелие. Позднее его заменили приподнятой алтарной частью — вимой, которую тоже стали называть амвоном или пресбитерием. В православных храмах амвон — полукруглый выступ солеи, площадки перед царскими вратами иконостаса. В католических соборах по сторонам алтаря воздвигают две кафедры: одну для чтения Евангелия, другую — Апостола, посланий и проповедей (ср. кантория). В христианской символике амвон — Голгофа, а храм — весь мир. Амвон также уподобляют камню, отваленному от гробницы Христа после Его Воскресения, а алтарь — гробнице. В средневековых храмах Франции амвоном называли навесную галерею, проходящую поперек нефа и отделяющую его западную часть от хора, расположенного в восточной части. В центре амвона устанавливали Триумфальный крест с распятием. В Германии такую перегородку именуют леттнер, в Англии — скрин.

АМПИР — см. архитектурные стили

АМФИПРОСТИЛЬ (греч. amphiprostylos, от amphi — с обеих сторон, pro — впереди и stylos — опора, колонна), тип древнегреческого храма, у которого на обоих — переднем и заднем — фасадах находятся портики из четырех, шести или более колонн. Боковые фасады гладкие, сложенные из массивных каменных квадров. Другие названия: двойной простиль, аптеральный храм (ср. диптер; периптер; псевдопериптер).

АМФИТЕАТР (греч. amphitheatron, от amphi — с обеих сторон и theatron — места, ступени для зрителей, от Лео — смотрю), тип древнеримского сооружения для зрелищ. В отличие от древнегреческого театрона, в котором зрительские места располагались полукругом на склоне холма, амфитеатры представляли собой два театрона — замкнутое круглое или овальное в плане сооружение. Посередине находилась арена (лат. arena — песок) — площадка для гладиаторских боев или иных представлений. Места для зрителей поддерживались арочными конструкциями из “римских архитектурных ячеек”. Под ареной помещали сценические машины и камеры для диких зверей, а также устройства, позволяющие заполнять арену водой, что-бы устраивать навмахии — морские сражения. Над ареной натягивали тент — велум— от солнца. Самый знаменитый из амфитеатров — Колизей в Риме (72 — 80 гг. н. э.).

АНАЛЕММА (греч. ana-lemma — “поддерживающая оболочка”), в древнегреческой архитектуре — подпорная стена, ограничивающая торцы полукруглого (подковообразного) театрона— расположенные ступенями на склоне холма места для зрителей.

АНАСТИЛОС (греч. anastylos, от anastello — поднимать наверх), установка на изначальное место подлинных фрагментов архитектурных сооружений. Термин искусства реставрации и реконструкции архитектурных памятников.

АНАФИРОСИС (греч. anaphirosis — возведение), архаическая техника обработки и установки каменных блоков — квадров, плотно пригнанных друг к другу лишь по краям лицевой стороны. В глубину такие камни сужаются, что значительно упрощает кладку. Прочность обеспечивается толщиной стены.

АНАФОРА (греч. anaphora — переложение, сваливание), в античном искусстве — опора в виде фигуры человека: атлант, кариатида, поддерживающие перекрытие.

“АНГЛИЙСКАЯ КЛАДКА”, вид кирпичной кладки, в которой два ряда тычковых кирпичей (уложенных короткой, торцевой стороной) чередуются на поверхности стены с двумя или более рядами ложковых кирпичей (уложенных длинной стороной). Такая кладка декоративна. Английской также называют кладку черепиц или шифера со сдвигом швов “на полшага”.

АНДА (санскр. anda — яйцо), тип индийской ступы в форме полусферы, напоминающей яйцо, либо купольная часть ступы. Самый известный памятник подобного рода — ступа в Санчи (Индия, II — I вв. до н. э.). Внутренний объем купольных ступ называется гарба.

АНКЕР (нем. Anker — крюк, якорь), металлическая скоба, скрепляющая каменные блоки, стержень, прут, стягивающий противоположные стены здания. Более точно: зацеп, скоба анкерной балки (в русской архитектуре — “связи”), которую можно видеть на наружной части стены здания. Анкерными камнями иногда называют каменные блоки, пригнанные особенно тщательно и поэтому сцепляющиеся благодаря собственному весу.

АННАЛИТ (греч. an-nalithos — искусственный камень), строительный материал, “гипсовый бетон”, смесь гипса, песка, гранитной или мраморной крошки. После застывания хорошо режется и полируется. Анналит используют для кладки и облицовки стен.

АННЕЛЕТ (франц. annelet — колечко), профиль, узким кольцом охватывающий фуст (ствол) колонны под капителью. Элемент дорического ордера (ср. аннули). Иногда аннелетом называют любые кольцеобразные декоративные элементы.

АННУЛИ (лат. annuli — ремешки, пояса), в античной архитектуре — три или пять мелких параллельных бороздок, опоясывающих колонну дорического ордера под эхином ее капители (ср. гипотрахелий). Аннули красили в красный цвет.

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — вместе, сразу, от semblable — похожий, подобный; греч., лат. symplegas — сцепление, сплетение), художественно-образная целостность частей, каждая из которых вполне законченная композиция. Ансамбль, таким образом, представляет собой более сложную целостность, чем обычная архитектурная композиция. Поэтому задачей архитектора является согласование в пространстве и во времени (концептуальном времени восприятия художественного произведения) многих тем, форм, объемов, силуэтов. Ансамблевая целостность может достигаться на основе согласования формальных элементов композиции — с помощью симметрии, ритма, пропорций, масштабности либо на основе единства стиля. Ансамбль стилистически разнородных элементов называют контекстуализмом. Не все архитектурные стили обладают достаточными ансамблевыми возможностями. В Риме крупнейшие архитектурные ансамбли создавались в XVII в., в эпоху Барокко. В Париже — во второй половине XVIII в. в период Неоклассицизма и в период Второго Ампира в середине и второй половине XIX в. В Петербурге — в первой трети XIX в. архитекторами русского Ампира.

АНТ (лат. antae, от ante — впереди), в античной архитектуре — выступ боковой стены на переднем фасаде здания. Два таких выступа по сторонам входа образуют заглубление центральной части фасада. Это заглубление называют продомосом. Храм с выступами по сторонам, которые, в отличие от круглых колонн, выглядят как пилоны (опорами квадратного сечения), называют “храмом в антах”.

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement — надстолье, от лат. tabula — стол, доска, плита), в классической архитектуре — одна из двух частей ордера, горизонтальное перекрытие, опирающееся на колонну, пилон, стену. Иначе — несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры). Прообразом антаблемента являются горизонтальные плиты мегалитических сооружений — дольменов. Антаблемент членится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. Антаблемент без архитрава называют облегченным, без фриза — неполным. Понятие антаблемента относят только к плоским, или архитравным, перекрытиям. Другие типы перекрытия: арку, свод, купол — можно называть антаблементом лишь метафорически.

АНТАРАЛА (санскр. antarala — внутренний дом), в индуистских храмах — помещение между залом для молящихся и закрытым святилищем. Соответствует средокрестию нефа западноевропейского храма.

АНТЕМИЙ, АНТИМИС, АНФЕЛИЙ (греч. anthemion, от anthos — цветок), в античной архитектуре — декоративный элемент в виде стилизованного цветка, похожий на пальметту, но с более редкими (обычно пятью) и узкими лепестками. Этот мотив использовали для украшения фриза ионического ордера.

АНТЕФИКС (греч., лат. antefixus — впереди прикрепленный), в античной архитектуре — декоративный элемент в виде полукруглого щитка с рельефным или расписным изображением пальметты, антемия, маски. В отличие от акротериев, которые прикрепляли по углам треугольного фронтона здания, антефиксы устанавливали рядами вдоль края кровли по боковым фасадам. Они прикрывали торцы калиптеров — выпуклых (двускатных) черепиц. Дождевая вода стекала по дорожкам из плоских черепиц — солен — между калиптерами и антефиксами. Издали антефиксы выглядят как украшение, наподобие зубчатого карниза.

АНТИКАМЕРА (итал. anticamera, от греч. anti — против и лат. camera — помещение), помещение, расположенное перед главным — тронным или аудиенц-залом. То же, что аванзал (ср. анфилада; вестибюль).

АНТИПОРТИК (от греч. anti — перед; см. портик), пространство внутри портика, перед входом в здание.

АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА (от лат. antiquus — древний; см. архитектура), искусство архитектуры древних греков и римлян. Под термином “античность” понимается древнее искусство стран Средиземноморья и находившихся под непосредственным влиянием этого искусства регионов. В истории античного искусства выделяют несколько периодов: протоантичное искусство (от греч. protos — первый, начальный), или искусство Крита и Микен (III — II тысячелетия до н. э.); архаический период (VII — VI вв. до н. э.); период классики (середина V в. до н. э.); поздний, или эллинистический, период (IV — I вв. до н. э.); римский период (I в. до н. э. — V в. н. э.). В античную эпоху был создан классический тип жилого дома (см. мегарон; вилла), выработана композиция античного храма (см. амфипростиль; диптер; периптер; простиль; псеадопериптер; толос). В древнегреческой архитектуре сложилось понятие ордера; различные типы архитектурных ордеров были развиты строителями Древнего Рима. Главное качество древнегреческой архитектуры — тектоничность (см. также архитектоника). В отличие от древнегреческих мастеров, которые использовали преимущественно горизонтальные — архитравные перекрытия и возводили здания из тесаных камней — квадров, римляне заимствовали в странах Ближнего Востока арку и свод, усилили пространственность архитектурной композиции, применяли новые материалы и композиционные приемы (см. “римская архитектурная ячейка”). Римляне строили из кирпича и так называемого римского бетона (смеси цемента и гравия; см. бут), поэтому их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мраморной облицовки. Отсюда известные слова Светония о том, что император Август “принял Рим кирпичным, а оставил мраморным”. Римляне использовали преимущественно коринфский архитектурный ордер, как самый пышный, и добавили к существовавшим прежде композитный (“сложный”). Они создали новые типы зрелищных, утилитарных и триумфальных сооружений: акведуки, виадуки, амфитеатры, триумфальные арки и колонны, термы и форумы.

АНТРВОЛЬТ (франц. entrevolt, итал. antervolta — “перед дугой”), часть плоскости стены между архивольтом (обрамлением, дугой) арки и расположенным над ней карнизом либо между дугами двух соседних арок, напоминающая треугольник. Антрвольты обычно заполняют декоративными рельефами, круглыми розетками, аллегорическими фигурами.

АНТРЕСОЛЬ (франц. entresol — “перед потолком”; лат. solum — перекрытие, потолок), в интерьере (внутреннем помещении) здания — верхняя часть, отделенная внутренним перекрытием, балконом, галереей. Иначе — верхний полуэтаж (меньше нижнего по высоте). То же снаружи здания — мезонин. В древнерусской архитектуре ему соответствует термин полати.

АНФИЛАДА (франц. enfilade — “по нитке”, от лат. filаге — вытягивать в нитку, линию), ряд внутренних помещений, комнат, залов, расположенных вдоль одной оси. Дверные проемы анфилады позволяют просматривать ее насквозь, что придает интерьеру особую торжественность, парадность. Поэтому анфиладную планировку использовали в дворцовых зданиях архитектуры Классицизма и Барокко. Каноническую последовательность представляют собой анфиладные аванзал (или антикамера), аудиенц-зал, тронный зал. Анфилады жилых комнат характерны для архитектуры русского классицизма.

АПАДАНА (перс. apadana — “многоколонный храм”), в архитектуре древней Персии (VIII — IV вв. до н. э.) — многоколонный храм или дворцовый зал. В древнегреческой архитектуре этому термину соответствует гипостиль.

АРТАМЕНТЫ (франц. appartement, от лат. аррагtium — принадлежащий), архитектурный интерьер, обширное помещение из нескольких комнат, залов.

АПИЙ, АПИУМ (лат. apium — сельдерей, петрушка), мотив античного орнамента в виде трех трилистников — одного центрального и двух по сторонам (ср. акант; пальметта).

АПОДИТЕРИЙ (лат. apodyterium, от греч. a-poditerion — “предбанник”; ср. подиум), в древнеримских термах вестибул, помещение для раздевания перед купанием.

АППАРАТОР (гэльск. appareilleur — “перевязчик каменной кладки”, от appareil — связка; см. аппарель), в западноевропейском средневековье — первый помощник “главного строителя” — архитектора, в обязанности которого входило изготовление чертежей, шаблонов, моделей для каменотесов и резчиков. Главный инструмент аппаратора — кронциркуль (один из символов масонства). Латинское название “первого каменщика” — latomus.

АППАРЕЛЬ (франц. appareil — связка, мостик), устройство для прохода к возвышенным частям зданий, например к портику или порталу бельэтажа. То же, что пандус.

АПСИДА (лат. apsida, abcida, от греч. hapsis — дуга, hapto — сводить, соединять), полукруглый выступ здания. В античной архитектуре близко понятию экседра. В христианском храме — полукруглый или многогранный выступ в восточной части базилики, где устанавливали алтарь. Апсидами также оформляют трансепты (см. ротонда; триконх; крестово-купольные храмы). Перекрытие апсиды называют конхой.

АПСИДИОЛА (итал. absidiola), “маленькая апсида”. В западноевропейских средневековых кафедральных соборах апсидиолы пристраивали снаружи к амбулаторию (обходной галерее вокруг главной апсиды). Полукружие апсидиол образует “венец капелл”.

АПТЕРАЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч. a-pteros — неокрыленный; pteron — крыло), в древнегреческой архитектуре — тип “бескрылого” храма, не имеющего колонн на боковых фасадах. Совпадает с понятиями простиля и амфипростиля (храмов, имеющих колонны соответственно на переднем или на переднем и заднем фасадах), но отличен от периптера и диптеро — храмов, со всех четырех сторон окруженных колоннадой.

АРЕНА (лат. arena — песок), в Древнем Риме — центральная часть амфитеатра, стадиона, цирка. Круглая или овальная площадка, посыпанная песком. Отсюда название.

АРЕОЛА (лат. areola — площадка), в архитектуре древнеримских загородных вилл — внутренний световой дворик, окруженный стенами. Близко понятиям атриум, перистиль.

АРЕОСТИЛЬ (лат. araeostyle, от греч. araios — редкий, тонкий и stylos — колонна, опора), колоннада с широко поставленными колоннами, большим интерколумнием (расстоянием между осями колонн). Такой тип колоннады характерен для деревянной архитектуры, например древних этрусков, поскольку деревянные балки, в отличие от каменных блоков, способны выдерживать нагрузку на прогиб.

АРК (перс. ark — спина), в средневековой архитектуре Ближнего Востока и Средней Азии — укрепленный город, крепость, цитадель.

АРКА (франц. arc, от лат. arcus — изгиб, дуга), тип архитектурной конструкции, дугообразное перекрытие проема — пространства между двумя опорами — колоннами, пилонами. Арка, продолжающаяся в глубину, образует свод. В древнегреческой мифологии известна богиня Арка, сестра Ириды (олицетворяющей радугу). В архитектуре арку, как и купол, всегда сравнивали с небесной Аркой. Ряд арок образует аркаду. Криволинейные перекрытия изобрели в Древней Месопотамии из-за нехватки строительного леса и камня. Арку выкладывали снизу вверх из клинчатых (трапециевидных) кирпичей или мелких камней и “запирали” в середине дуги, в верхней точке “замковым” камнем. Возникающий при этом боковой распор позволял конструкции держаться без цемента или дополнительных креплений. В отличие от плоских архитравных перекрытий (которые должны выдерживать нагрузку на прогиб и поэтому ограничены по длине), арочные и сводчатые конструкции теоретически способны перекрывать огромные пространства (см. Пантеон). Чем больше нагрузка, тем лучше они “пружинят”. Единственный недостаток арки и свода — боковой распор, “разваливающий” опоры. Это затруднение постепенно преодолевали в крестово-купольных зданиях и в сооружениях эпохи Готики. Для арабской и мавританской архитектуры характерны подковообразные (суживающиеся книзу) арки, для древнерусской и индийской — килевидные (с заострением наверху).

АРКАДА (франц. arcade; см. арка), ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. Впервые аркады стали использовать древние римляне (см. “римская архитектурная ячейка”). В эпоху Итальянского Возрождения, в середине XV в., архитектор Ф. Брунеллески применил “аркаду по колоннам” — композицию, в которой пяты (основания) арок опираются непосредственно на капители колонн (прототипы этой композиции имелись в арабской, византийской и испано-мавританской архитектуре). Такая аркада создает легкий, изящный образ “пружинящей” конструкции (ср. аркатура).

АРКАТУРА (нем. Arkatur, франц. arcature; см. арка), ряд ложных (рельефных) арок на поверхности стены, скомпонованных в виде фриза. Такой декоративный элемент возник в средневековой архитектуре романского периода в результате последовательного уплощения обходных галерей с аркадами на колоннах, которые изначально располагались вокруг апсиды храма. Постепенно галереи становились все уже и уже, как бы прислоняясь к стене, и, утрачивая утилитарную функцию, превращались в декорацию. Аркатурный пояс с колонками называют аркатурно-колончатым. Этот элемент характерен, в частности, для владимиро-суздальских храмов XII — XIII вв. (ср. машикули).

АРКБУТАН см. Готика, готический стиль.

АРКОСОЛИИ (от лат. arcus — дуга и solium — престол, трон), в средневековой архитектуре — ниша в стене храма, в которой устанавливали саркофаг, надгробие. Затем •— боковой придел, капелла с алтарем или гробницей. Позднее аркосолием стали называть подпружную арку, отделяющую западную часть храма — нартекс или главный неф — от восточной, алтарной части (апсиды).

АРМАТУРА (лат. armatura — вооружение, снаряжение), мотив архитектурного декора, состоящий из элементов древнеримского военного снаряжения. Этот мотив характерен для стиля Ампир начала XIX в. (ср. трофей).

АРМОКАМЕННАЯ КЛАДКА (от лат. armatura — снаряжение и камень), конструкция, состоящая из кирпичей, поставленных на ребро и пропущенных между горизонтальными рядами кладки полос железа для прочности.

АРСЕНАЛ (итал. arsenale, от араб. dar as sina’a — “дом изготовления”), тип здания, где изготавливали и хранили оружие.

АРТЕСОНАДО (исп. artesonado — “коробообразный”, от arteson — корыто, короб), деревянный потолок ячеистой структуры в испано-мавританской архитектуре. Возникает от пересечения под прямым углом балок перекрытия. Углубления — кессоны — декорировали резьбой и росписью с позолотой.

АРХИВОЛЬТ (итал. archivolto, от лат. arcus volutus — “обрамляющая дуга”), наружное обрамление арки в виде валика или более сложного профиля (ср. антрвольт).

АРХИТЕКТОНИКА (греч. architektonike — “главное строение”, от archi — главный и tektainomai — строить, возводить), выстроенность, соподчинение форм. В отличие от качеств тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней конструкции), архитектоника несет в себе композиционный смысл. Средствами симметрии, ритма, пропорционирования, акцентации архитектор выделяет главные и подчиненные части сооружения, центр и периферию, верх и низ, подчеркивает детали, имеющие особенный художественно-образный смысл. Поэтому архитектоника является художественно-образным качеством архитектурной формы.

АРХИТЕКТОР (др.-рус. архитектонъ, от греч. architekton — главный строитель), человек, которому принадлежит замысел архитектурного сооружения (см. архитектоника). В средневековье — главный строитель, руководитель артели каменщиков (см. также аппаратор). В старину архитектором называли также и заказчика сооружения. С XI в. в Италии появлялись подписи “главных строителей” на возводимых ими зданиях. С IX в. стали делать чертежи, в XIV — XV вв. — макеты. Архитектор становился проектировщиком. На Руси тех, кто возводил сооружения из дерева, называли плотниками, а мастеров, строивших из камня, — зодчими.

АРХИТЕКТУРА (через польск. architektura, от ср.-лат. architectura; см. архитектоника; архитектор), художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Следует отличать утилитарное строительство и соответствующее этой технической деятельности понятие конструкции от архитектуры как художественного творчества в камне, дереве и глине. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования. Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная, или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения). Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать — к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, т. е. во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. В этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством — организация движения. Соответственно этому все архитектурные композиции можно разделить на два типа: “пребывания в пространстве” и “продвижения в пространстве”. К первому типу относят центрические и зальные композиции, ко второму — аллеи, галереи, анфилады, аркады. Отнесение архитектуры к “неизобразительным искусствам” весьма спорно. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Зато архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Такие образы передать непосредственно, минуя эзопов язык аллегорий, не может ни живописец, ни скульптор. Поэтому Б. Р. Виппер называл архитектуру “в высшей степени изобразительным искусством”. Художественный смысл искусства архитектуры заключается, таким образом, в преображении утилитарной строительной конструкции в композицию. К примеру, опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия, представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, выражающая идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу, есть архитектурный образ, композиция.

Внешне эти формы выглядят почти одинаково, но содержание их различно. Это различие определяется в теории архитектуры понятием ордера. Здесь и проходят границы архитектуры как художественного творчества. Отсюда также традиционные сравнения архитектуры с космосом, возникающим из хаоса, “очеловеченной материей”, каменной книгой человечества, застывшей музыкой.

АРХИТРАВ (франц. architrave, от греч. archi — главный и лат. trabs — балка), нижняя часть антаблемента (две верхние составляют фриз и карниз), горизонтальная балка, непосредственно опирающаяся на вертикальные опоры: столбы, колонны, пилоны (см. также ордер). Другое название — эпистиль.

АСТВЕРК (нем. Astwerk, от Ast — сук, ветка и Werk — работа), декоративный мотив в архитектуре готического стиля в виде сучьев, переплетения веток (ср. масверк).

АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР, см. ордер.

АСТРАГАЛ (греч. astragalos — косточка, позвонок), декоративная деталь, профиль (в архитектуре профили называют “обломами”) в форме полуовала, расположенного над “полочкой” прямоугольного сечения. Астрагал часто декорируют орнаментом из бус или жемчужника. В классической архитектуре астрагал наподобие “ошейника” разделяет ствол (фуст) колонны и капитель.

АТЛАНТ (греч. Atlantas — “Несущий”), опора в виде мужской обнаженной фигуры, изображающей персонаж древнегреческой мифологии — титана Атланта, осужденного поддерживать небесный свод в наказание за борьбу против олимпийских богов. Другое название — теламон. Женские фигуры, заменяющие собой колонны, именуют кариатидами.

АТРИУМ (лат. atrium, от ater — черный), в древнеиталийском и римском жилом доме — внутренний двор, куда выходили двери всех комнат. Происходит от древнегреческого мегарона или огороженного двора с очагом в центре (отсюда и название). Другое наименование — каведиум. Двор, окруженный колоннами, называют перистилем. Древнеримский атриум имел отверстие в кровле — комплювий (изначально для выхода дыма от очага) и бассейн под ним — имплювий для сбора дождевой воды. В средневековье атриумом стали называть большой открытый двор перед храмом с водоемом для омовений (см. базилика; клуатр; ср. авла).

АТТИК (лат. atticus — аттический), в древнеримских триумфальных арках, а затем и во всей классической архитектуре — декоративная стенка (иногда ее называют аттиковый полуэтаж), расположенная над венчающим карнизом здания. Древние римляне вначале на таких стенках размещали надписи в память покорения Аттики (центральной части Греции), отсюда название, а затем вообще памятные надписи, даты, декоративные рельефы.

АУДИЕНЦ-ЗАЛ (франц. audience, от лат. audientia — слушание; см. зал), большое парадное помещение, зал для официальных приемов. Во дворцах располагается в анфиладе за аванзалом перед тронным залом. Иногда аудиенц-зал и тронный зги являются одним и тем же помещением.

АФИНСКИЙ ЭТАЖ, то же, что аттик (Афины — столица Аттики).

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я