ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Абака

abakАБА́К, АБА́КА, АБА́КС (греч. abax, лат. abacus, франц. abaque) — в Древней Греции и Риме — доска, стол, столешница, а также счетный инструмент в виде дощечки с передвигающимися в ее углублениях «косточками» — единицами меры и веса.

В истории искусства изображение абаки — символ арифметики, одного из «семи свободных искусств» античности, эмблема знания, интеллектуальной стороны творчества.

АБАКА – (гр. abakos – доска, плита) – элемент колонны, верхняя плита капители. Таким образом, в классическом архитектурном ордере  абакой называют квадратную каменную плиту на верхней части капители. Абака находится между вертикально стоящей опорой и горизонтальной балкой — архитравом. Она несколько выступает за границы архитрава, и это расширение маскирует плохо сочетаемые круглый ствол колонны и прямоугольное сечение перекрытия, в особенности в углах здания1. Абака выполняет зрительную функцию перехода, расширения опоры вверху.

Абака, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры, имеет в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму (как правило, квадратную), а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами и срезанными углами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка. Может быть украшена обломом. Как элемент классического архитектурного ордера появился в Древней Греции.

 

Абакой так же называются мраморные плиты, употреблявшихся у древних греков и римлян для облицовки стен внутренних помещений.

В литературе также встречается неправильное написание термина: Абак.

 1334662934_greciyad  prod-14962-4bf255146a1bb

Ту же функцию внизу выполняет плинт базы. Примечательно, что только в архаических памятниках абака действительно несет на себе нагрузку антаблемента. Но ее реальное назначение забывается уже со времени постройки Парфенона

При перераспределении давления плита, сделанная из хрупкого известняка или мрамора, давала по углам трещины, и, чтобы этого избежать, мудрые древние греки стали отделять абаку от архитрава бороздой, создающей зазор по краям. Высвобожденная от нагрузки, абака превратилась из конструктивного элемента в декорацию. Образующийся переходный элемент между абакой и архитравом иногда называют абациссой (от лат. abacissa — «отделённая»).

Похожий прием использовали и в древней египетской архитектуре, где между капителью в форме цветка лотоса и архитравом устанавливался небольшой куб или каменная плита. Таким образом осуществлялось разделение функций строительной конструкции и внешней формы, создающей зрительный образ, что весьма важно для понимания художественного смысла искусства архитектуры. Наиболее ясную квадратную форму значительной толщины абака имеет в дорическом ордере, но она присутствует также в ионическом и коринфском, где получает более сложную профилировку (см. также ахейская капитель).

Многие исследователи античной архитектуры считают абаку главным модулем пропорций всего здания и даже связывают это с ее первоначальным значением счетной доски.

В поздней античности и Средневековье абакой называли мозаичную плиту для украшения стены или пола (отсюда abaculus — цветной камешек для мозаичного набора), а также мраморную или мозаичную столешницу с углублениями для дорогой посуды. Позднее в искусстве Франции «абак» — столик с шахматной доской, поставец.

 

1 Михаловский И. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд-во Акад. арх., 1937. С. 20—22.
2 Шуази О. История архитектуры: В 2 т. М.: Изд-во Вс. Акад. арх., 1935. Т. 1. С. 237.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я