Карниз
Карни́з (от греч. κορωνίς – кривой) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Карниз – верхняя часть антаблемента, предназначенная для защиты стен от дождя; во всех ордерах имеет трёхчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую. Основной частью его является свешивающаяся, называемая также выносной плитой, или слезниковым камнем. На нижней поверхности слезника делается выемка, называемая съёмцами, для прерывания потока дождевой воды.
Свешивающаяся часть имеет довольно большой вынос, достигая порой величины двух модулей. Нижняя поверхность её называется софитом. Вынос слезниковой плиты обеспечивает поддерживающая часть в виде консолей – модульонов.
Завершает карниз жёлоб – сима с отверстиями для сброса дождевой воды, которые выполнялись в виде львиных голов или розеток. Впоследствии жёлоб превратился в архитектурный элемент, который называется венчающим карнизом. Карниз, имеющий небольшой вынос, именуется пояском.
Карниз в технической типологии здания — это выпуклый элемент внешней отделки сооружения или дома. В архитектуре карнизы разделяют плоскости крыш от вертикальных плоскостей стен.
Карниз деревянного дома изготавливают из дерева и подшивают вагонкой. Карнизы могут быть:
- венчающие
- междуэтажные
- цокольные
- подоконные
- надоконные.
Карнизы разделяются по виду материала: из дерева(деревянные), кирпича, мрамора и т.д.
Деревянные карнизы крыш нашли широкое применение с деревянном домостроении. Подшивают деревянный карниз крыши вагонкой или обрезной доской по стропилам, по окончанию монтажных работ по кровле. Иногда в карнизе устраивают вентиляционные отверстия, для циркуляции воздуха.
Комнатные карнизы служат для оформления перехода от плоскости стены к потолку и изготовляются из известково-алебастрового раствора вытягиванием шаблоном.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или фронтона с карнизом разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Основная, практичная функция карниза – закрыть угол стыка конструктивных элементов здания. При этом карниз создаёт световые переходы, и основной эффект от применения карниза становится эстетически значимым.
Карниз – основа, база классической архитектуры. Основных профилей карнизов насчитывается всего 14, а предлагаемое компаниями разнообразие – модификации и вариации на тему классических, проверенных веками форм.
Основные виды карнизов:
Профили карнизов, их функции
Профили карнизов можно также разделить по функции, которую они выполняют в архитектурном ансамбле здания.
Венчающие карнизы устанавливаются под козырёк крыши: первоначально, основной функцией таких карнизов был сбор дождевой воды, чтобы она не лилась с крыши по всему её периметру. Сейчас функция венчающего карниза больше эстетическая: он необходим для создания эффекта монументальности здания.
Поддерживающий карниз сконструирован таким образом, чтобы держать значительный вес расположенного выше конструктивного элемента здания.
Соединяющие, разделяющие и цокольный карнизы не способны выдерживать большой вес и выполняют функцию создания визуальных зон и таким образом значительно влияют на общее эстетическое восприятие здания. Карнизы выполняют как прагматическую функцию, так и эстетическую.
К примеру, цокольный карниз не просто закрывает стык между стеной и откосом, но служит визуальной опорой для веса стены здания, сглаживает резкость прямого угла между двумя поверхностями, завершает поверхность стены относительно откоса.
- Венчающие карнизы:
- Поддерживающие карнизы:
- Соединяющие карнизы:
- Разделяющие карнизы:
карниз венчающий | карниз межэтажный | карниз цокольный |
карниз межэтажный (тип2) | карниз цокольный с капельником | карниз венчающий широкий |
Таким образом, карнизы разделяют плоскости и поверхности здания как внутри, так и снаружи. Также, они создают иерархию и направляют внимание смотрящего к основным элементам для создания предусмотренного архитектором эффекта – то есть, артикулируют структуру здания.
Карниз в готической архитектуре
Из книги Огюста Шуази “История архитектуры” (Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture)
В классической архитектуре всякий ордер с колоннами обязательно завершался антаблементом, состоявшим из архитрава, фриза и карниза. Как мы уже видели, романские архитекторы покончили с этой традицией, и готические архитекторы принимают эту романскую реформу: они никогда не допускают применения антаблемента над колоннами.
Внутри зданий они отмечают пояском уровень подоконников и пол галерей; снаружи они подчеркивают отступы стен скатами для отвода воды. Карниз же, в подлинном его значении, они сохраняют для завершения фасадов.
Карниз без желоба. — Романский карниз сводится к выступающему ряду, обычно в виде плиты на консолях, которая как бы отдаляла от поверхности стен край крыши, откуда стекала вода; романский карниз не имел желоба. Такое построение карниза без желоба сохранилось в течение всего средневековья в тех зданиях, которые строились экономно; лишь очертания карниза меняются от одной эпохи к другой.
На рисунке ниже изображен профиль карниза в виде выкружки с модильонами, применявшегося весьма часто в XIII в. Это завершение здания, не служащее для отвода воды, представляет точную копию романского карниза.
Около 1220 г. (в Реймском соборе) мы встречаем первый образец очертаний слезника. На рисунке (поз. В) приведен профиль карниза, увенчивающего капеллы абсид Реймского собора. Здесь свинцовые листы кровли обрываются у плиты карниза, продолжающей скат крыши; эта плита выступает вперед, что, по мнению Виллара де Гоннекур, сделано для того, чтобы можно было обходить вокруг здания.
Карниз с желобом и устройство его водостоков. — Желоб, не применявшийся в романскую эпоху, вновь появляется только к 1230 г. Его ребро образует слезник и в профиль имеет вид, показанный на рис. выше — поз. С. Водосточные устья, очевидно, служат для удаления дождевой воды из русла желоба. Эти приспособления для отвода воды появляются одновременно с желобчатыми карнизами и с самого начала сильно выступают от края крыши для того, чтобы отвести воду возможно дальше от основания стен. Иногда такие водостоки ответвляются непосредственно от желоба карниза см. рис. ниже). Насколько возможно, эти водостоки относят к наиболее выступающим точкам здания, т. е. на край контрфорсов; приняв такое устройство, начали придумывать, как лучше подвести отводный желоб для воды через контрфорс к водосточным устьям.
В начале XIII в. этот желоб проходит по оси контрфорса (см. поз. А рис. выше), что вызывает сырость, вредную для каменной кладки. В течение XIII в. стараются избегать этого опасного приема, — желоба тянутся по бокам контрфорса вплоть до водосточных устьев. Кладка и профиль. — Карниз состоит в различных случаях из одного, двух или трех рядов кладки. Мало выступающие карнизы или карнизы, имеющие вид простого пояса (рис. ниже, поз. В), состоят из одного слоя кладки, заканчивающегося слезником. Если нужно получить более сильный откос, карниз расчленяют на плиту (Д К), образующую слезник, и на поддерживающую плиту в виде выкружки, усиливающей выступ. Когда необходим еще больший откос, применяют два поддерживающих ряда (G, башни собора Парижской Богоматери). На рисунке ниже показаны последовательные видоизменения профилей карниза, начиная с простого профиля (А), бывшего в употреблении на исходе романского периода, и кончая чрезвычайно сложными профилями последних лет готического искусства.
|
||||||
Карниз С — еще почти романский; карниз D, с сильным и резким профилем, не перегруженный деталями, относится к началу XIII в.; изломанный профиль Е принадлежит середине XIII в.; профиль R — XV и XVI вв. Профиль F взят с внутреннего пояска XIII в. Внутренние пояски, которые не служат для отвода дождевой воды, никогда не профилируются в виде слезника; а когда они расположены так, что видны снизу, их высоту увеличивают с целью компенсировать оптическое сближение их линий. Пример F заимствован из нефа Амьенского собора.
Скульптурные украшения. — Согласно принципу, применение которого мы проследили на готической капители, каждый слой карниза обработан самостоятельным скульптурным мотивом. В начале XIII в. каждый ряд выкружки украшен завитками, заканчивающимися почкой (D), в середине XIII в. завитки заканчиваются гирляндой развернувшихся листьев (Е), в XIV в. — гирляндой тонко вырезанной листвы.
Скульптурные изображения растений на выкружке карниза, как и на корзинке капители, как бы повторяют закономерное развитие живого растения. Устья водостоков, представляющие необходимую принадлежность карнизов с желобами, обычно украшаются фантастическими фигурами, которые должны изображать адских чудовищ, летающих вокруг святилища.
В XV в. украшения стали делать в виде масок, искаженных гримасами, а часто в виде сатирических эмблем. Наконец, нередко желоб карниза украшен по краю балюстрадой, каменным ажурным парапетом. Желоб карниза не только служит для собирания дождевой воды, но и представляет как бы галерею, по которой можно обходить кругом крыши. Для этого и устраивался парапет. Поэтому эта деталь встречается только там, где устроены карнизы с отводными желобами для воды; в руках архитекторов XIII в. парапеты становятся декоративным элементом исключительного изящества.
Архитектурный словарь:
А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,
П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я