В
ВАЗОН (франц. vason), декоративный элемент в форме вазы.
ВАЛ (лат. vallum), профиль, или архитектурный облом, представляющий собой в поперечном сечении полуокружность либо четверть окружности (четвертной вал). Противоположная форма — вогнутый профиль — называется выкружкой. Подобными деталями декорируют базы и капители колонн, тяги, пояса (см. также бусы; гусек; жемчужник; каблучок; сима; торус; трохилус).
ВАЛЬМОВАЯ КРОВЛЯ (нем. Walmdach, др.-нем. walm, фин. walma — крутизна), высокая четырехскатная кровля над прямоугольным в плане строением, по длинным сторонам которого образуются два ската трапециевидной формы, а по коротким — треугольной. Такие кровли характерны для средневековой архитектуры Северной Европы.
ВАРТА (искаж. нем. Wartturm), сторожевая башня.
ВАТ (кхмерск. vat — храм-гора), в архитектуре Юго-Восточной Азии — пирамидальная постройка, храм-гора, символизирующий священную гору Меру, на которой обитают боги. В более широком значении — храмовый комплекс, включающий многие постройки.
“ВЕЕРНЫЙ ЗАМОК” — разновидность замкового камня, “запирающего” в верхней точке арку и состоящего из трех клинчатых камней наподобие веера: крупного центрального и двух малых по бокам. ВЕЖА (др.-рус. въка — шатер, палатка), у древних славян — передвижная боевая башня на колесах, затем дозорная вышка.
ВЕЛУМ (лат. velum — парус, навес), в Древнем Риме — тент, который натягивали над амфитеатром от солнца. Другое название — веларий (лат. velarium). Позднее велумом стали называть отдельные сегменты купола, напоминающие по форме треугольные паруса.
ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ, см. амбулаторий; апсидиола.
ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО, двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном. Другое название — бифорий. В XV — XVI вв. такой тип оконного проема часто использовали в Италии, в архитектуре Венеции, отсюда название.
“ВЕРЁВОЧКА”, декоративный элемент, валик с нанесенными на его поверхность косыми полосками, создающими на расстоянии впечатление плетеного орнамента.
ВЕРТОГРАД (ст.-слав. врътоградъ, из готск. aurtigards — сад, огород), старинное название сада, цветника, огороженного парка регулярного или пейзажного стиля.
ВЕРТУГАДЕН (через нем., от франц. vertugardin — “зеленый сад”, лужайка), в садово-парковом искусстве — покрытый зеленью откос или “зеленый театр” — амфитеатр из полукруглых в плане ступеней, расположенных на склоне холма.
ВЕСТВЕРК (нем. Westwerk — западная постройка), в западноевропейской средневековой архитектуре — поперечная пристройка к западной оконечности нефа храма. Близко понятиям нартекс, притвор (ср. леттнер).
ВЕСТИБУЛ, ВЕСТИБЮЛЬ (франц. vestibule, от лат. vestibulum), в архитектуре Древнего Рима — преддверие, площадка перед входом в здание, ограниченная с двух сторон стенами либо колоннадой. По древнему обычаю такую площадку посвящали богине домашнего очага Весте, отсюда название (ср. пастада; пронаос; пропилеи). Позднее вестибюлем стали называть любое помещение, которое находится перед основным — аванзалом, залом, салоном.
“ВЕТВЬ КРЕСТА”, см. крестово-купольные храмы.
ВЗВОЗ, в деревянной архитектуре славян — бревенчатый накат, пандус, ведущий на второй этаж амбара, сеновала, постройки на подклете.
ВИАДУК (от лат. via — дорога и duco — веду), древнеримский каменный мост на аркадах, по которому проходит участок дороги через овраг, ущелье, русло реки. Аналогичная конструкция для водопровода называется акведуком.
ВИЛЛА (ср.-лат., итал. villa, от лат. vicus — деревня, поселок), загородное поместье, усадьба. У древних греков — эпавлис, у римлян — обширный комплекс построек — дом с перистилем (внутренним двором), садами и фонтанами. Остатки таких вилл сохранились в Помпеях, в Тиволи близ Рима (ср. казино; палаццо; руст).
ВИМА (ср.-лат. vima, от греч. bema — шаг), в христианском храме — возвышение алтарной части (в античности — бема). Иногда вимой называют ступени алтаря либо приподнятую часть пола в средокрестии храма (ср. амвон; пресбитерий; “горнее место”; солея).
ВИМАНА (санскр. wimana — святыня), тип средневекового храма в Индии, центрическая постройка с порталом на четырех столбах, иногда с пирамидальным навершием. Внутреннее святилище называется гарбха-гриха.
ВИМПЕРГ (нем. Wimperg от Wind — ветер и bergen — прятать — “защита от ветра”, ресница, “то, что над глазом”), в средневековой архитектуре Западной Европы, главным образом готического стиля, — высокий треугольный фронтон, наподобие ресницы возвышающийся над входным порталом или оконным проемом. Французское название — габль.
ВИСЯЧАЯ ГАЛЕРЕЯ, крытый проход, галерея на консолях.
ВИСЯЧИЙ ЗАМОК, замковый камень, опускающийся значительно ниже наличника оконного проема или архивольта арки.
ВКЛАДЫШИ, см. каннелюры.
ВОДОВЗВОДНАЯ БАШНЯ (см. башня), в архитектуре средневековых крепостей — башня, внутри которой находится водоподъемное устройство для снабжения жителей города питьевой водой во время осады. Такие башни потайными каналами связывали с рекой.
ВОЛОКОВОЕ ОКНО, в деревянной архитектуре славян — вытянутое по горизонтали оконце, выпиленное в высоту одного или двух бревен. Закрывается (заволакивается) изнутри тесовой задвижкой. Иначе — дымник (ср. болона).
ВОЛОТОВАЯ КРЫША (от волоть, укр. волот — колос, метелка, вершина снопа), в архитектуре южных славян — кровля, крытая соломой, снопами комельками вверх.
“ВОЛЧИЙ ЗУБ”, разновидность геометрического орнамента, состоящего из чередующихся трехгранных выемок — вершиной вверх и вершиной вниз. В архитектуре такой орнамент создается приемом наклонной кладки кирпичей. Типичен для древнерусского зодчества XVI — XVII вв., во владимиро-суздальской школе архитектуры известен с XII в.
ВОЛЬЕР (франц. voliere, от лат. volare — летать), загон, клетка для птиц. В архитектуре XVII — XVIII вв. — парковый увеселительный павильон, в котором находились клетки с певчими птицами.
ВОЛЮТА (итал. voluta, от лат. voluto — катать, скатывать), архитектурная деталь в форме спирального завитка. Греческое название гелика. Две волюты являются частью капители ионического ордера. По одной из версий, такие завитки воспроизводят мотив распускающегося цветка. В архитектуре Итальянского Возрождения и Барокко волюты стали использовать в качестве конструктивных (в поддерживающих консолях) и декоративных элементов. Характерный мотив — две симметрично расположенные волюты по сторонам центрального ризалита фасада, портала или оконного проема. Барочные волюты S-образного изгиба (с двумя завитками на концах) выражают идею динамики, напряжения, скрытого усилия и пластически обогащают переход от вертикальных к горизонтальным элементам здания. Эволюция формы волюты является характерным примером преображения конструктивного элемента в художественный образ напряжения, движения, усилия. Большие волюты называют также суппортами или эвольвентами.
ВОМИТОРИИ (лат. vomitoriorum, от vomitare — извергать), выходы, пандусы древнеримского амфитеатра, спускающиеся от зрительских мест — театрона — к площадке внизу — арене.
ВОСЬМЕРИК, в русской архитектуре — восьмигранное в плане сооружение (ср. октагон) или его часть. В деревянной архитектуре, а затем в каменном зодчестве сложился характерный тип здания: восьмерик на четверике. Нижняя часть представляет собой кубический объем (в деревянной архитектуре — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб “со скошенными углами”). Выше может быть расположен еще один или два восьмерика, увенчанных шатром или куполом. Подобная ярусная композиция прочна и выразительна.
ВУТ (франц. voute — свод, изгиб, от лат. volvere — крутить, закручивать), то же, что падуга, закругление, выкружка, скругляющая переход от вертикальной плоскости стены к горизонтали потолка — плафона. В ином значении — утолщение плиты, балки.
ВЫКРУЖКА, см. вал.
ВИШГОРОД, ВЫШЕГРАД, укрепленная возвышенная часть средневекового города. То же, что акрополь, детинец, кремль, цитадель.
ВЫШКА, высокая сторожевая башня, колокольня, изба на подклете (ср. альтана; бельведер; вежа; донжон).
Архитектурный словарь:
А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,
П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я