ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

О

1264919239_antonio-basoli_14ОБЕЛИСК (греч. obeliskos, от obelos — вертел, клин, клинок), монумент в виде сужающегося кверху каменного столба. Обелиски, по-египетски — техен (“солнечный луч”), появились в искусстве Древнего царства (около 2500 г. до н. э.). Обелиск символизирует священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло родившееся из первозданного океана Солнце. В дальнейшем обелиски символизировали мощь фараонов. Их устанавливали попарно перед пилонами храмов.

ОБЛОМ, в архитектуре — чертеж, изображение архитектурной детали в разрезе — поперечном сечении. То же, что профиль.

ОВЫ (лат. ovum — яйцо), элемент античного орнамента, состоящего из чередующихся яйцеобразных форм (с заострением книзу и срезанных наверху) и стрельчатых элементов (ср. ионик).

ОДЕОН (греч. odeion, от ode — песня), в Древней Греции — небольшое круглое или овальное в плане здание для музыкальных состязаний. В отличие от театронов, одеоны имели перекрытие типа толоса.

ОДРИНЫ (от др.-рус. одръ — настил, ложе), спальное помещение монастыря (см. дормиторий).

ОЖИВА (франц. augive, от ср.-лат. augere — поддерживать, укреплять), характерный конструктивный элемент архитектуры французской Готики. Диагональная арка крестового свода (образуемого пересечением двух полуцилиндрических сводов под прямым углом). Такая арка несет на себе всю тяжесть перекрытия (отсюда название). В отличие от боковых (щековых) стрельчатых арок, диагональные (ожива) всегда были полуциркульными.

ОЙКОС (греч. oikos — дом, жилище), в Древней Греции — небольшой частный дом или одно из помещений такого дома (ср. мегарон).

ОКТАГОН (греч. oktagonon — восьмиугольник, от okto — восемь), восьмиугольное в плане здание. Восьмигранными строили баптистерии. В русской архитектуре — восьмерик.

ОКТАСТИЛЬ (от греч. okto — восемь и stylos — колонна, опора), тип древнегреческого храма, имеющего на переднем и заднем фасадах по восемь колонн.

ОПЕОН (греч. opaion — отверстие), круглое отверстие в перекрытии здания, в частности в щелыге купола. В ранней античности такие отверстия устраивали для выхода дыма от очага (см. мегарон), позднее оно имело символическое значение (см. Пантеон).

ОПИСТОДОМ (греч. opisthodomos — заднее помещение), в древнегреческом храме — помещение, расположенное за наосом и отделенное от него стеной. Иногда между наосом и опистодомом располагалось еще одно помещение — адитон. Вход в опистодом находился с задней стороны храма. Римское название — постикум.

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от лат. огаге — говорить, молить), католическая молельня, особое помещение при храме для молений и песнопений либо небольшая церковь, капелла, часовня.

ОРДЕР (нем. Order, от лат. ordin — строй, порядок), художественный образ строительной конструкции. В классической архитектуре ордер сложился на основе переосмысления, художественного преображения стоечно-балочной конструкции: вертикальной опоры и горизонтального перекрытия. Поэтому основными частями ордера считаются несущая (колонна, пилон, пилястра) и несомая части. Несомая часть называется антаблементом, который состоит из архитрава, фриза и венчающего карниза здания. Неполным ордером называют композицию, в которой колонны не имеют пьедестала (пьедестал ввели древние римляне, до этого в древнегреческих ордерах пьедесталы не применяли). Антаблемент также может быть неполным (без фриза) или облегченным (без архитрава). В частях и членениях ордерной композиции выражены зрительные силы, создающие образ мощи, устойчивости или, напротив, легкости. Они не совпадают с действием сил строительной конструкции (см. абака; архитектура; Готика). Поэтому в широком смысле ордером называют также композиции, в которых может не быть колонн (“ордер стены”, или астилярный, от греч. a-stylos — “бесколонный”), но выявлена внутренняя логика строения: основание, несущая и венчающая части. Эту логику подчеркивают мелкие детали: рустовка, тяги, сандрики, наличники оконных и дверных проемов. В этом смысле понятие ордерности (почти то же, что логичности) сближается с понятиями тектоники, качеств тектоничности формы и архитектоники. В архитектуре Древней Греции сложились три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Древние римляне подняли колонны на пьедесталы, добавили тосканский ордер (близок дорическому) и композитный (или сложный, составной). Каноническую систему архитектурных ордеров разработал древнеримский архитектор Витрувий (см. триада Витрувия). Определенная последовательность разных ордеров в одной композиции называется суперпозицией (см. также “римская архитектурная ячейка”). Колонны, которые охватывают по высоте два или более этажей по фасаду здания, называют колоссальным или большим ордером.

1745-0

Разновидности ордера в Древней Греции. А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.

 ОРДЕРНАЯ СУПЕРПОЗИЦИЯ (лат. super ponere — ставить наверх) — порядок ордерных колоннад в ярусах на фасаде здания. Представляет собой градацию по степени легкости.

ОРТОСТАТ (греч. orthostatos — “прямопоставленный”), в архаических постройках — вертикально поставленный камень. Ряд таких камней, поставленных на узкую сторону, образует цоколь здания, фундамент постройки либо облицовку нижней части стены.

ОРХЕСТРА (греч. orchestra, от orcheomai — плясать), в древнегреческом театроне — круглая площадка, окруженная зрительскими местами. На этой площадке выступал хор. Возвышение позади орхестры именовали скеной. Название возникло оттого, что вначале на орхестре находился жертвенник и проводились дионисийские мистерии в честь бога Диониса.

ОСПЕДАЛЕ, см. отель.

ОСТРОГ (др.-рус. острогь — плетень, изгородь, от острый), древнее укрепление, деревянная изгородь, ограда из заостренных кольев (см. кремль; цитадель).

ОТЕЛЬ (франц. hotel, от лат. hospitium — приют), в архитектуре Франции — городской особняк, частный дом. В Италии родственное слово “оспедале” (ospedale) означает приют, дом призрения, госпиталь.

ОТЛИВ, в древнерусской архитектуре — прием заглубления верхней части прясла стены по отношению к нижней. В результате возникает небольшой наклонный уступ, сдвиг в глубину, который и называют отливом.

ОХАБЕНЬ (др.-рус. охабень, от охабить — охватить), предместье, то, что охвачено наружным кольцом городских стен. Близко понятию посад. В ином значении — ограда, то же, что острог.

ОХЛУПЕНЬ (др.-рус. охлупь, от хлупь — хвост птицы), в деревянной архитектуре славян — бревно, которое укладывали вдоль гребня кровли и которым прижимали сверху конёк. Другое название — шелом. В упрощенной конструкции кровли охлупень, или шелом, отсутствует и его конструктивную функцию выполняет конёк, или князевая слега.

ОЧЕЛЬЕ (от чело — лоб, передняя часть), в деревянной архитектуре славян — фронтон избы или фронтон наличника окна.

Архитектурный словарь:

А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О,

П, Р, СТ, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Э, Я