Метка ‘Палаццо Питти’
Архитектурные стили
Норманнская крепость, |
Романский стильРоманский стиль (лат. «римский»)напрмую связан с античной культурой Рима, получил распространение в странах Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья (Х – ХШв.в.). |
Кентерберийский собор, |
ГотикаВ середине ХПв. во Франции романский стиль в архитектуре сменяется готическим. Готы – германское племя – готы, жившие у берегов Балтийского моря. Первоначально «готический» означает «варварский» – в противовес «римскому». Искусство, значительно продвинувшееся от античных традиций и образцов- воспринимается современниками именно так. Это представлениг менянтя лишь к ХIХ веку, когда Средневековье перестают считать «темным». |
Палаццо Питти |
РенессансСтиль, возрождавший «золотой век» архитектуры – античность. Архитектура Ренессанса не просто заимствовало и копировала хорошо апробированные конструктивные формы античности, Ренесанс – это использование античной классики в новых композициях. |
Цвингер |
БароккоОснователем эпохи Барокко (итал. – причудливый., странный) считается Микеланджело Буонарроти. Барокко становится одним из главных архитектрных европейских стилей (ХVI – середина ХVIII в.) На первом месте здесь стоит пышность, здания обязательно украшаются причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур. Расцвет русского Барокко приходится на первую половину ХVIII века. |
Китайский дворец |
РококоСтиль Рококо (фр. – «осколки камней», «раковина») появляется в начале ХVIII века во Франции. В орнаментах преобладают морские раковины. Сохраняется пышная декоративность Барокко, но в Рококо измельчаются детали архитектурного оформления. Цвета Барокко – яркие, насыщенные, а в рококо – светлые, мягкие. Основное сочетание – белое с позолотой. Если Барокко – потрясает богатством, необычностью, то Рококо – привлекает внимание комфортом, нтимностью. |
Мост через р. Северн в Колбрукдейле (Англия), 1779 г |
РомантизмПоявление Романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Возможность создания моста из металла рассматривалась впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением доступных технологий получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали. Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы — романтизм предлагает сложный силуэт, богатство и свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. |
Арка Генштаба 1829 г. |
АмпирАмпир (фр. «империя») возник во Франции на рубеже ХVIII – ХIХ веков и сложился в период правления Наполеона. Образцы построек Древней Греции и императорского Рима, Здания в стиле «ампир» возвеличивают мощь и военные успехи конкретных полководцев. Для Ампира характерны сочетания массивных геометрических форм с воинскими эмблемами – мечами, венками, щитами, кольями. Ампир порождает возведение триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. |
Пантеон |
КлассицизмКлассицизм (лат. образцовый), возникает приблизительно с 70 годов ХVIII века во Франции. Классицизм продолжает строгие античные традиции. Архитектурные формы Классицизма подчеркнуто правильные, композиции – обязательно симметричные. Дух Классицизма = это строгий порядок, ясность и организованность. |
Лондон бридж |
ЭклектизмЭклектизм “греч. “избираю”) “историзм”, — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Эклектизм доминировал в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Он предусматривал использование элементов так называемых «исторических», сложившихся архитектурных стилей. |
Опера Земпера (нем. Semperoper) — оперный театр в Дрездене, построенный по проекту Готфрида Земпера после пожара 1869 года |
НеоренессансВ конце XIX в. внимание теоретиков архитектуры сосредоточилось на градостроительстве. Масштабная перестройка крупных европейских городов, население которых за короткое время резко увеличилось, а также возникновение новых типов сооружений (зданий банков, бирж, административных и торговые зданий, рынков и т.п.) – поставили новые задачи перед архитектурой. Неоренессанс отличался от классицизма и романтизма как формой, так и теоретической разработкой рационалистической концепции художественной правдивости архитектуры. В системе понятий Неоренессанса – «назначение – конструкция – поэзия». Такое определение было введено немецким архитектором Земпером, ставившим назначение на первое место. Он утверждал, что непрактичное – некрасиво, поэтому новая функция должна породить новую конструкцию, а, значит, и новые формы. |
Центральный вокзал |
МодернЗдания в стиле модерн (фр. – современный) (арт-нуво) — непохожи на классические образцы, они рождены полетом фантазии зодчего, получившего в распоряжение новые строительные материалы и конструкции. Для модерна характерны плавные изгибы стен, криволинейные очертания окон и дверей, отсутствие симметрии, живописность цветовых решений. |
Дом Батло, Гауди, Барселона, Испания |
СимволизмСимволизм (франц. symbolisme, от греч. – знак, символ) – художественное направление, возникшее сначала во французской литературе. Философия символизма характеризуется отрицательным отношением к материализму и позитивизму. В основе гносеологии символизма – понятие “сверхчувственной интуиции”, которая отождествляется с мистическим проникновением в тайны “идеального” мира, скрытые под покровом реальной действительности. Проникновение в идеальный, “запредельный” мир посредством интуиции художника является по мнению символистов, высшей формой познания, противопоставляемой ими научно рационалистическому методу познания. |
Музей археологии, 1929-1933, Торонто, Канада |
КонструктивизмНеобходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные жилищные условия населению, порождают градостроительные проекты и новые формы расселения людей. Они характеризуются стремлением смягчить социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19-20 вв. |
Здание астрофизической лаборатории в Потсдаме (“Башня Энштейна”), 1921 г , Э. Мендельсон |
ЭкспрессионизмЭкспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры. |
Жилые дома в стиле модернизма, Франция |
МодернизмБольшое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887— 1985) — один из основоположников модернизма или интернационального стиля. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал — простота в точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машинной, современной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. С годами Ле Корбюзье постепенно отходит от известного аскетизма своих ранних исканий, обращает все большее внимание на образную, гуманистическую ценность зодчества. Сформулированные Ле Корбюзье пять принципов легли в основу профессиональных приемов новой архитектуры 1920—1930-х годов: 1) дом на столбах; 2) сад на плоской крыше; 3) свободный план; 4) горизонтально протяженные окна; 5) свободная композиция фасада. |
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1997 год |
ФутуризмВ России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своем имении колонии футуристов «Гилея». Ему удается сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Крученых, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчен высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как А.Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». |
Херст Тауэр (Hearst Tower), Нью Йорк, архитектор Норман Фостер |
Хай-тэкХай-тэк – это отражение века “высоких технологий”, последний из оформившихся стилей XX века. Сторонники функционализма снова громко заявили о себе. Они добавили к программе строгого утилитарного строительства пункт, согласно которому сам конструктив здания может самостоятельно выступать в роли декоративного оформления фасадов и интерьеров. Архитекторы обнажили конструкцию сооружений, выставили напоказ инженерные коммуникации, начали обыгрывать «неприкрашенный» вид и широко использовать в его декоре атрибуты технического века. Родилась новая концепция архитектуры и дизайна, в которой тезис Ле Корбюзье — «Дом — машина для жилья» — нашел буквальное воплощение. |
Ренессанс
Церковь и монастырь Сан-Джорджо-Маджоре, Палладио, 1566, Венеция
Возникновение стиля ренессанс
В начале XV в. в Италии (в Тоскане), где наследие античности никогда полностью не исчезало, возникает новое явление в искусстве — ренессанс, в более узком смысле слова — возрождение античного искусства. В XV в. ренессанс постепенно распространяется по всей Италии.
Для ренессанса, более, чем для других стилей, — характерны местные различия, поэтому во Франции ренесанс иной, чем в Венеции или в Риме. Еще в большей степени местные отличительные черты проявляются в XVI в., когда ренессанс распространяется по всей Европе.