Метка ‘Кензо Танге’
Кензо Танге. Часть IV
Пришла разобраться в самой сути, что же такое кардинальное сделал Кензо Танге, чтобы остаться одним из самых влиятельных архитекторов ХХ столетия.
Здесь надо поставить три галочки в восприятия его личности и профессионализма. Просто подвести итог тому, что мы уже знаем о нем.
Галочка первая. Он считал себя продолжателем и последователем Ле Корбюзье. А это особенный учитель, на которого мог поставить лишь архитектор, действительно мыслящий государственными и национальными масштабами, заглядывающий далеко в будущее.
Ле Корбюзье не просто один из самых знаменитых и значимых архитекторов и дизайнеров XX века, самый авторитетный из мастеров современного зодчества, «великий урбанист», называвший дом «машиной для жилья», «великий диктатор от архитектуры», французский архитектор и теоретик искусства, как о нем обычно пишут.
Ле Корбюзье был архитектором индустриальной архитектуры и индустриального общества, то есть не просто архитектором, но, прежде всего, инженером. А в инженерном деле — не просто расчетчиком, но ГИПом (ГИП и ГАП — главный инженер и главный архитектор проекта), то есть организатором производства… это вам не нынешние «менеджеры» с бегающими глазками и ловкими ручонками.
И речь идет об обществе, устремленном в развитие, в будущее, но с особой бережностью относящееся к настоящему, ведь это и есть жизнь.
Кензо Танге. Часть III
Рассматривая творчество одного из наиболее влиятельных архитекторов ХХ века в мировом масштабе, определившем развитие архитектурной мысли Японии от традиционной архитектуры до стиля хай-тек, нельзя обойти критерий преемственности традиций.
Япония — в целом страна традиций, но как почти средневековую архитектуру перевести на суперсовременный язык стиля хай-тек, не взломав при этом ментальность, но открыв новые горизонты? Такое вообще немногим по плечу. Тем более, это очень интересная метаморфоза для уроженца острова, являющегося архитектурным заповедником под открытым небом.
Поэтому стоит сделать небольшой экскурс в историю, чтобы понять, на какой почве развивалось зодческое дарование Кензо Танге.
В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин. Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).
Кензо Танге. Часть II
Кензо Танге появился на свет 4.09.1913 года на острове Сикоку. Это сказочное удивительное место. Человек с богатым воображением непременно должен вырасти здесь в большого художника или архитектора.
Это такой небольшой живописный островок, соединенный мостами с главным и самым большим островом Хонсю.
Сико́ку[1] (яп. 四国, «четыре области», в старой русской орфографии Шикок, Шикоку, Ши-Коку) — наименьший по площади[2] и населению остров из четырех крупнейших японских островов, а также один из регионов Японии.
Слово «Сикоку» имеет двойную смысловую нагрузку. В узком смысле им обозначают лишь остров Сикоку. В широком смысле — регион Сикоку (四国地方 (яп. しこくちほう ɕi̥koku̥ t͡ɕihoː)), который включает в себя помимо собственно острова Сикоку соседние малые острова. В древности регион Сикоку входил в состав Региона южного моря.
С островом Хонсю Сикоку соединен тремя системами мостов.
Метаболизм
Метаболизм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή — «превращение, изменение») — архитектурный стиль в градостроительстве и архитектуре середины XX в., представлявший альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века (японские архитекторы Кэндзо Тангэ, Киенори Кикутакэ и др.). В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции.
Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости, органического роста как систем расселения, так и архитектурных ансамблей и сооружений, сочетания долговременных структур с недолговечными заменяемыми элементами (проекты «плавающего города», «города-башни», «капсульного дома»).
Метаболисты предлагали смотреть на архитектуру как на живой организм. Развитие архитектуры они уподобили процессам саморазвивающегося органического мира с его последовательно сменяющими друг друга циклами. Элементы городского организма, на их взгляд, могут переживать процессы, аналогичные тем, которые происходят в живой природе, т. е. рождение, созревание, старение, смерть и перерождение.