ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Метка ‘Древнерусское зодчество’

Древнерусское зодчество: закладка и разбивка здания

432_61_571П. А. Раппопорт.
Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)
.

Процесс строительства монументального сооружения начинался с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Поскольку памятники русского зодчества домонгольской поры — главным образом церкви (из 250 памятников русского зодчества этой поры, известных к настоящему времени, светский, некультовый, характер имеют менее 20, т.е. всего около 8 %), естественно, что закладка монументальной постройки — в первую очередь закладка храма. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья. Правда, летописные описания относятся в большинстве не к закладке, а к освящению храма, однако даже сам факт, что в упоминаниях о закладке обычно отмечали, при каком митрополите и каком князе она совершена, свидетельствует о торжественности ритуала. (К тому же в латинском Понтификале X в., т.е. относящемся ко времени до разделения церквей, четко сказано: «Никто не может строить храм до того, пока епископ города не придет на это место и публично не водрузит на нем крест» (Мурьянов М.Ф. Золотой пояс Шимона // Византия: Южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. М., 1973. С. 197, примеч. 3)

Читать далее…

Древнерусское зодчество: полы

291218П. А. Раппопорт.
Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)
.
Русский Храм Воскресения Христова в Иерусалиме
.

В Десятинной церкви — древнейшем памятнике монументального зодчества Киевской Руси — при раскопках были обнаружены полы двух типов: наборные из плиток цветного мрамора, порфира и смальты, а также из поливных керамических плиток. Мрамор, использованный для полов, несомненно греческого происхождения; таким образом, очевидно, что материал для наборных полов был привезен из Византии. Позднее, в XI в., данный прием более никогда не повторялся и полы делали исключительно из материалов местного происхождения или из искусственных, тоже вырабатывавшихся на месте. (В летописях имеются два упоминания о том, что пол церквей был вымощен мрамором.

Читать далее…

Древнерусское зодчество: деревянные конструкции

kizhi-2-brodyagaru1П. А. Раппопорт.
Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)
.

В толще стен древнерусских зданий, как правило, были заложены деревянные связи. Они образовывали сплошное кольцо, опоясывающее здание, а внутри помещения большей частью проходили через интерьер, перекрещиваясь в столбах. Расположенные в несколько ярусов связи создавали замкнутые контуры, игравшие существенную роль в сохранении прочности сооружения, особенно при наличии неравномерных осадок или деформаций.

К сожалению, о количестве ярусов связей и их конструкции можно судить лишь по небольшому количеству памятников, поскольку связи, выходившие в интерьер, сохранились лишь в редких случаях, а отверстия от выходов этих связей обычно залицовывались при ремонтах. Во всяком случае несомненно, что в уровне пят арок связи закладывались почти всегда. Очевидно, помимо значения общего каркаса задние связи играли роль затяжек в основании арок. Очень вероятно, что связи, проходившие через интерьер, могли быть оформлены резьбой или живописью и служить, таким образом, одним из элементов художественного оформления внутреннего пространства.

Читать далее…

Древнерусское зодчество: стены

32_gum1П. А. Раппопорт.
Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)
.

Техника кладки стен, применявшаяся в памятниках зодчества Киевской Руси, представляла собой своеобразное сочетание кладки из кирпича и камня, т.е. была смешанной, каменно-кирпичной. Часто такую кладку называют «opus mixtum», хотя в действительности этот термин относится к более широкому кругу строительной техники и киевская кладка является лишь одним из ее вариантов.

Храм Дмитрия Солунского близ Тулы, конструкция крыши и винтовой лестницы восстанавливалась инженером Шуховым по старинным реконструкциям; в храме навсегда утрачена уникальная роспись по рисункам Васнецова и мозаика мастера В.А. Фролова

(фото muph)

Кладка велась в основном из кирпича, но с рядами больших необработанных камней. Последние находились на разном расстоянии друг от друга; в большем количестве и более крупные камни использовали в средних частях стен, где их укладывали в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми). Сама кирпичная кладка имела характер так называемой кладки со скрытым рядом (иногда ее называют кладкой с утопленным рядом).

Читать далее…

Древнерусское зодчество: известь и растворы

nntП. А. Раппопорт.
Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)
.
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме
.

Основным связующим материалом, употреблявшимся в древнерусском строительстве, была известь. Получали ее путем обжига известняка в специальных печах. (В древнерусских письменных источниках упоминаются «пещи извистьныя» (Рорре А. Materiialy do slownika terminow budownictwa staroruskiego X-XV ww. Wroctaw, 1962. S. 50) До настоящего времени изучены лишь две такие печи домонгольского времени: в Киеве и Суздале.

В Киеве во время земляных работ на Ирининской улице были обнаружены круги обожженной докрасна материковой глины. Всего было отмечено шесть таких кругов. (Толочко П.П. Нове у вивченнi Киiва // Археологiя. 1978. Т. 26. С. 91.) Диаметр их около 2.5 м, расстояние между ними 5—6 м. Исследование показало, что это остатки печей для выжигания извести. Одна из печей сохранилась несколько лучше других и дала возможность судить о ее конструкции (рис. 35, 36). (Толочко П.П., Гупало К.М. Розкопки Киева у 1969-1970 pp. // Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975. С. 22; Новое в археологии Киева. С. 343.)

Читать далее…