Заха Хадид
Заха Хадид — гранд-дама современной архитектуры. Она не сразу добилась признания и достойного места в этой почти исключительно мужской профессии, но поразила мягкостью линий, новым подходом к организации пространства… каким-то особым женским взглядом на футуристическую архитектуру. Она твердо стоит на земле и при всей фантастичности решений отличается продуманным практическим подходом.
Для футбольного стадиона в Катаре (строительство запланировано на 2022 год), где бетон лишь будет набирать прочность со временем, она предлагает одно решение, а для музея транспорта Риверсайд в Глазго, где все же бывает и достаточно холодно — совершенно иное. Там ломанные линии фасада, тем не менее, выверены с учетом снеговой нагрузки.
Бизнес-центр Dominion Tower в Москве изначально вписывается в окружающую индустриальную «серую застройку», тщательно сверяясь с «птичкой» и существующими сооружениями, поскольку для архитектурной гранд-дамы важно главное: чтобы архитектура не только удовлетворяла требованиям заказчиков и, подчас, их нездоровым амбициям, но и делала жизнь людей чуточку лучше. А уж когда это возможно, то и похожей на сказку.
У нас, конечно, больше принято тешить амбиции, забывая об окружающих людях… Но на то и существуют такие по-настоящему выдающиеся личности, как Заха Хадид.
Заху Хадид (араб. زها حديد ; англ. Zaha Mohammad Hadid) считают одной из самых оригинальных, необычных и самых успешных современных архитекторов мира, именуя «современным Гауди». Ее считают настоящим гением, а её здания и строения самых необычных форм находятся во многих странах мира и до сих пор продолжают строиться по сумасшедшим планам талантливого творца.
Дама Заха Мохаммад Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде (Ирак). Ирак в то формально он уже двадцать лет как освободился от господства Великобритании, однако страна по-прежнему находилась под сильным влиянием западной культуры. В Багдад приезжали архитекторы с мировыми именами, по их проектам строились музеи и университеты. Отец Захи получил хорошее европейское образование в Лондонской Школе Экономики, и по возвращении на родину стал одним из основателей Народной Демократической Партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Будучи успешным предпринимателем, он смог дать своим детям все, что требовалось для воспитания в них свободомыслящих неординарных личностей. Благодаря его любви и поддержке Заха смогла реализовать себя, взойдя на вершину архитектурного Олимпа и заняв там место, соответствующее ее таланту, трудолюбию и целеустремленности.
Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.
Существует несколько версий того, почему Заха решила стать архитектором. Скорее всего это решение зрело в ней постепенно. В одном из своих многочисленных интервью она рассказывала, как однажды родители взяли ее с собой на прогулку к древним шумерским руинам, и, находясь под впечатлением от уведенного, она решила, что сама будет строить удивительные, ни на что не похожие дома. В другом интервью Заха вспоминала, как увидела в журнале фотографии с выставки работ Фрэнка Ллойда Райта, и спросила родителей, как называют людей, которые строят дома. Родители ответили, что таких людей называют архитекторами, и Заха сказала, что хочет стать архитектором. Впрочем, в столь юном возрасте она еще не определилась с выбором будущей профессии и хотела стать певицей, модельером или даже космонавтом. Окончательное решение пришло к ней в возрасте 11 лет в Лондоне. С тех пор вся ее жизнь была подчинена страстному желанию воплощать свои фантазии в бетоне.
Получив начальное образование во французской монастырской школе в Багдаде, Заха в 1968-ом году покидает Ирак (ее возвращение обратно на родину затянулось более чем на сорок лет). Она едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском Американском университете.
С 1972 по 1977 год она училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начав карьеру в бюро ОМА своего учителя, видного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма Рема Колхаса, в 1980 году Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects[en].
В настоящее время проживает в Британии и считается как арабским, так и британским архитектором. Имеет титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи. Стиль её работ относится к деконструктивизму. Уроженка Багдада Заха Хадид стала самой известной женщиной в архитектурной среде Европы и всего мира.
Она изменила представление о линиях и организации пространства, и хотя успех пришел к ней довольно поздно, Заха сумела покорить оппонентов и привнести в архитектуру новые веяния.
Деконструктивизм — это яркое противопоставление отточенному и тщательно спланированному конструктивизму. Можно сказать, что деконструктивизм — это сюрреализм в архитектуре. Зачастую это очень сложные формы объектов с ломаными и неправильными линиями. Также для этого стиля характерно вторжение в городской массив самым агрессивным образом, то есть среди обычных жилых домов высится здание из стекла или среди ровных небоскрёбов вдруг появляется низкий и кривой дом, который похож на комок скомканной бумаги и так далее, и находится это в таких неожиданных местах, что кажется — это не план строителей, а постройка свалилась сюда нечаянно и совершенно случайно.
Заха Хадид стала одной из самых ярких фигур в современной архитектуре. Дамой-Командор ордена Британской империи она стала в 2012 году. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией, которая равна по своему значению Нобелевской премии или Пулитцеровской премии. Произошло награждение Захы Хадид в Санкт-Петербурге, в здании Эрмитажа. Обе премии архитектор получила, когда ей было уже за 50. Ее путь к славе был долгим и нелегким.
Получив диплом, Заха начинает работать в бюро OMA под руководством все того же Рема Колхаса, а спустя три года основывает собственную фирму Zaha Hadid Architects, продолжая при этом преподавать в Архитектурной Ассоциации. Заказов мало. Клиентов пугает ее необычный подход и своенравный характер, однако Заха не устает повторять, что архитектура — это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина. Она упорно продолжает прокладывать свой собственный путь, чего бы ей это ни стоило. В 1983-ем году ее проект загородного клуба одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако он так и остается нереализованным. С этого момента Заха на долгие годы превращается в «бумажного архитектора». Ее творчеством восхищаются, она получает множество наград, но построить ничего не может. Фирма занимается мелкими заказами, а о Захе говорят, что ее проекты в принципе невозможно воплотить в жизнь.
Начиная с раннего, почти подросткового возраста, Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой (1966), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера (1994) и клуба на вершине горы в Гонконге (1983). Проектирует здания оперы в Кардиффе (1994), Центров современного искусства в Огайо (1988) и Риме (1999)… Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в 1983 в Гонконге), интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом — из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.
Ситуация неожиданным образом изменилась, когда в 1997-ом по проекту Фрэнка Гери был построен знаменитый Музей Гуггенхайма в Бильбао. Набрав силы, деконструктивизм вошел в моду. На Заху снова обратили внимание, и она получила заказ на строительство Центра современного искусства в Цинциннати, который сам по себе превращается в произведение искусства, а спустя два года по ее проекту начинается строительство лыжного трамплина в Инсбруке.
Заха на практике доказывает, что ее фантастические идеи можно сделать реальными. Постепенно она становится востребованным архитектором. Ее политика творческого самовыражения, превалирующего над принципами эргономики и функциональности, но не подавляющего их, начинает приносить свои первые плоды.
Она приступает к строительству научного центра Phaeno и центрального здания завода BMW (оба в Германии), ее проекты побеждают в конкурсах и не сходят со страниц архитектурных журналов. Заха продолжает преподавать и ездит с лекциями по всему миру, неизменно собирая полные аудитории.
По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как (в 1997 году) было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 2003 году, идеи Захи Хадид становятся по настоящему востребованными.
Продолжавшаяся целое десятилетие черная полоса заканчивается в 1990-ом году, когда Заха получает заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta.
Это необычное здание, похожее на бомбардировщик, стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе как о мастере сформировавшегося в конце 80-х течения деконструктивизма.
Станция представляет собой остроугольную бетонную конструкцию, которая будто вырастает из-под земли. Все строение символизирует собой динамику, с которой приходится трудиться пожарным.
Пожарная часть мебельной компании Vitra, напоминающая бомбардировщик «Стелс» (1993), становится одной из первых ее осуществлённых разработок.
Но пожарная часть и эпизодические работы в коллективных проектах — это очень мало для полноценной карьеры в архитектуре.
Вскоре Заха выигрывает конкурс на строительство Оперного театра в заливе Кардифф (Великобритания), однако под давлением недовольной общественности заказчик аннулирует результаты конкурса и назначает новый, в котором Заха снова одерживает победу, обойдя в общей сложности 268 конкурентов.
Тогда заказчик вообще отказался от проекта, и долгожданный триумф обернулся для Захи катастрофой. Ее карьера достигла низшей точки. Работы практически не было, но Заха не сдавалась. Она решила идти до конца. Постепенно к Захе Хадид приходит признание.
В 1997 г. ей предложили первый реальный заказ — проект Центра современного искусства Розенталя. Это здание в Цинциннати было построено в 1997-2003 гг. Именно за проект Центра современного искусства госпожа Хадид удостоилась Притцкеровской премии, и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду.
В облике здания прослеживается характерная для г-жи Хадид манера «рубить» пространство, создавая многоярусные и остроугольные объемы. Фасад первого этажа полностью остеклен; благодаря этому бетонный пол превращается как бы в продолжение тротуара. Массивные блоки верхних этажей, облицованные бетоном и металлом, будто подвешены в воздухе.
Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью — усиления внутреннего движения и деформации — Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.
Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жёстких задач. Её малые работы есть во многих музейных коллекциях — таких, как MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.
Заха — автор нескольких экспериментальных коллекций мебели. В 1990 г. она оформила интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро (Япония), а в 1992 г. — выставку «Великая утопия» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1999 г. ей доверили оформление Зоны разума под Куполом Миллениума в Лондоне.
Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна — светильник Chandelier Vortexx, и кресло Cristal, выполненные для Sawaya & Moroni (Sawaya and MoroniВ), а также дизайн мебели и столового серебра, выполненные для той же фирмы. Дизайн 2005 году её избрали дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami.
Светильник дизайна Заха Хадид для Sawaya & Moroni |
Сумка от Заха Хадид для Louis Vuitton |
Жидкий стол |
Диван от Заха Хадид для B&B |
Заха Хадид занимается инсталляциями, создаёт театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, пишет картины, занимается дизайном интерьеров. Кроме знаменитого светильника ее дизайна для Sawaya & Moroni, она разрабатывает дизайн туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa (2008), выполняет проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия). В 1999—2000 гг. именно ей принадлежит дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys.
Дизайн выручает в отсутствии крупных значимых проектов. Только в 2001 г. Заха проектирует вокзал Hoenheim-North и автостоянку в Страсбурге (Франция), а в 2002 г. — трамплин Bergisel в Инсбруке (Австрия).
Вокзал Hoenheim-North и автостоянка в Страсбурге |
Трамплин Bergisel в Инсбруке |
В мае 2004-го года происходит событие, которое многие ждали, но в возможность которого мало кто верил. Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Прицкеровскую премию — самую престижную в мире архитектуры. С этого момента жизнь ее меняется в лучшую сторону. Критики уже не называют ее работы безумными и нереалистичными, понимая, что ее уникальный взгляд будет оказывать большое влияние на развитие архитектуры в ХХI веке.
Отныне сама Заха определяет правила игры, а ее удивительные оригинальные здания начинают постепенно менять облик мира, в котором мы живем. Меняется и ее стиль. Заха отходит от «классического» деконструктивизма, в ее работах появляется больше плавных линий и органических форм. Заха Хадид превращается в одного из самых влиятельных архитекторов нового века.
В 2005-м центральное здание BMW признается лучшей постройкой года на территории Германии по версии Федеральной палаты архитекторов. Заха в буквальном смысле перевернула представления об организации рабочего пространства. В предложенном ею проекте конвейер с проходящими по нему автомобилями находился над помещениями для администрации, а не наоборот, как это было до сих пор.
В том же году Заха была избрана лучшим дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. Интерес к дизайну появился у Захи в детстве. В одном интервью она рассказывает, как родители купили для ее комнаты асимметричное зеркало в стиле модерн. На Заху оно произвело столь сильное впечатление, что она немедленно переделала всю свою комнату, а потом и комнаты своей кузины и тети, вспомнив, как в конце 80-х она создала удивительный интерьер для ресторана в Саппоро.
Позднее она с удовольствием занималась дизайном мебели и интерьеров, создавала театральные декорации и сценические пространства.
В 2005-ом она разработала дизайн для Отеля Пуэрто Америка, каждый из двенадцати этажей которого был решен одним архитектором. Кроме Захи в проекте участвовали Норман Фостер, Рон Арод, Жак Нувель, Катрин Финдлэй и другие. Отель получил множество наград и стал одной из достопримечательностей Мадрида.
В 2006-ом прошла персональная выставка в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид. Значительная часть представленных на ней проектов существовали уже не только на бумаге, но и реально строились по всему миру.
Музей естественных наук Phaeno в Вольфсбурге вошел в список лучших архитектурных сооружений 2006 года и был отмечен премиями имени Мис Ван дер Роэ и Стирлинга. Заха называет этот проект в числе своих самых любимых: «Phaeno — это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства».
Музей напоминает космический корабль, парящий в воздухе вопреки всем законам гравитации, да и саму Заху иногда называют «инопланетянкой» и даже «колдуньей». Люди, которые встречались с ней лично говорят, что фотографии совершенно не передают ее демоническую красоту и духовную силу.
У нее, как и у всех талантливых людей, много врагов, но даже самые непримиримые ее противники признают, что многие работы Захи поистине великолепны. Тридцать лет назад вряд ли кто-нибудь осмелился сказать такое про женщину-архитектора, но Заха коренным образом изменила ситуацию.
В 2010-ом году Прицкеровскую премию снова получила женщина — японка Кадзуо Седзима. Сегодня это уже никого не удивляет и не вызывает такого ажиотажа, как в случае с Захой, потому что она была первопроходцем.
Заха неоднократно бывала в России. 31 мая 2004 года в здании Эрмитажного театра (Санкт-Петербург) состоялась церемония вручения Захе Хадид Прицкеровской премии. В том же 2004 году Хадид выступила с программной лекцией в Московском центральный доме архитектора (ЦДА). Годом позже (в 2005) в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.
Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова. Еще в начале своей головокружительной карьеры Заха ставила перед собой задачу продолжить незаконченный проект модернизма в экспериментальном духе раннего авангарда.
В русских авангардистах ее привлекал дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства. Еще в период Заха страстно увлекается русским авангардом и в особенности творчеством великого русского художника Казимира Малевича. Много лет спустя она скажет, что мечтает повесить «Черный квадрат» у себя в гостиной. Дипломная работа Захи так и называлась «Тектоник Малевича» и представляла собой проект обитаемого моста над Темзой. Заха применила оригинальный подход к работе, отказавшись от проекций, и стала использовать живопись как метод проектирования. Ей не нравится, что современные студенты почти не умеют рисовать, предпочитая пользоваться компьютером. Заху научила азам живописи ее мать, и для каждого своего проекта она делает по нескольку сотен набросков, из которых потом рождается новый архитектурный шедевр.
От фрагментарной архитектуры своих ранних проектов, создававшихся под влиянием творчества Малевича и Кандинского, она постепенно перешла к сложным текучим формам, в которых все сильнее проявляется органическое начало. Архитектура снова стала искусством, рождающим новые удивительные миры. Освобождаясь от гнета привычных форм, человек учится прокладывать свои собственные маршруты в пространстве и учится думать вовне, а не внутрь себя. Для Захи творчество — это способ осмысления и формирования мира.
В эпоху, когда религии и философии оказались бессильны перед глобальными проблемами XXI века, архитектура выходит на первый план как искусство, способное объединить людей и изменить их отношение друг к другу. Будущее наступает уже сегодня, и его облик будут определять такие талантливые и деятельные люди как Заха Хадид.
Катер Z-Boat |
Обувь от Заха Хадид для Melissa |
Обувь от Заха Хадид для Lacoste |
Обувь от Заха Хадид для Melissa |
Заха строит не только в Европе, Азии и США. Ее архитектурные проекты востребованы и на Ближнем Востоке. Среди ее работ для этого непростого региона следует отметить Культурный центр и Мост Шейха Саида в Абу-Даби, Музей современного искусства в Бахрейне, «танцующие башни» в Дубаи и офисные здания в Египте. В силу сложившихся обстоятельств Заха не может пока вернуться на родину, однако она признается, что с удовольствием построила что-нибудь в Багдаде.
«Я думаю, что в первую очередь надо восстанавливать даже не город и его инфраструктуру, хотя и это тоже необходимо, а гражданское общество. — говорит она в интервью журналу «Итоги», — То, что продолжалось в течение пятнадцати лет, просто полностью его разрушило, я знаю истории про то, как люди были вынуждены продавать своих детей, чтобы купить еду. Следует, конечно, воспользоваться опытом архитекторов, чтобы обдумать и понять, что делать с разрушенными городами. Багдад был потрясающим городом, как и Бейрут когда-то…»
Впрочем, ситуация может измениться. Недавно стало известно, что иракское правительство предложило Захе проектировать новое здание для Центрального банка Ирака. Если обстоятельства сложатся удачно, этот проект станет первым для ее родной страны.
В мае 2010-го в Риме открылся Национальный музей искусств XXI века. Строительство обошлось в 150 миллионов евро и на тот момент являлось самым крупным зданием из всех спроектированных Захой. В том же году этот музей получил приз Стирлинга (Великобритания) за лучшее архитектурное оформление и был назван лучшим зданием года (по версии WAF).
Кроме выставочных залов, Музей оснащен конференц-залом, библиотекой, мастерскими и помещениями для мероприятий. Два подразделения – живописи и архитектуры – собирают, изучают и популяризируют современное искусство.
Римляне прозвали здание «макарониной». Спиралевидная бетонная конструкция площадью в 27 тыс.кв.м обошлась властям в 150 млн евро. Основой для здания послужил комплекс казарм Монтелло: в классическом фасаде казарм располагается главный вход в музей.
2010 год вообще стал одним из самых удачных для Захи Хадид. Ее фирма обеспечена заказами на десятилетие вперед, уже сейчас ведется строительство около двадцати объектов по всему миру. В 2011-ом планируется открытие Оперного театра в Гуаньчжоу, а к летним Олимпийским играм 2012-го года в Лондоне будет закончено строительство спорткомплекса для водных видов спорта. Времена, когда ее здания не хотели строить в Соединенном Королевстве, давно прошли. Заха проиграла битву при Кардиффе, но выиграла войну в столице своей второй родины — Великобритании.
Она много и успешно работает, в том числе и в России, где занимается несколькими проектами, включая частный дом в Барвихе, жилой комплекс «Живописная тауэр» и офисное здание. В 2005 году компания «Капитал Груп» заявила о своём сотрудничестве с Хадид в процессе проектирования жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.
В 2012 году в Подмосковье, в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк по проекту Захи Хадид, заказчиком которого выступил российский бизнесмен Владислав Доронин. Дом под названием Capital Hill Residence выполнен в виде космического корабля построили в посёлке Барвиха.
Особняк выполнен в экостиле — смеси современных технологий с природными формами и расположен в отдалении от соседних строений посреди соснового бора. Его площадь — 2 650 квадратных метров. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.
Интересно, что спальни хозяев будут располагаться на вершине 22-метровой башни, как и детские комнаты. Башня, будто корма корабля, возвышается над домом, из которого открывается чудный вид на сосновый бор.
В 2015 году в Москве, в районе Дубровки, планируется открытие бизнес-центра Dominion Tower, построенного по проекту «Zaha Hadid Architects» в неизменной архитектурной манере Захи — в авангардном стиле (основное строительство было завершено в 2014 году).