ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Архитектурно-композиционные решения промышленных зданий

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ

dd76a537e4Функциональные условия неизбежно влияют на архитектурные характеристики, в том числе на облик промышленных предприятий и отдельных промышленных зданий. Забота о человеке, стремление создать среду, обеспечивающую здоровые условия труда, является одним из главных факторов, определяющих архитектурные решения современных промышленных зданий и их комплексов в проектной и строительной практике.

Создание на предприятиях гигиенических, безвредных для здоровья условий труда путем усовершенствования технологических процессов, локализации и обезвреживания производственных выбросов в атмосферу позволяет приближать промышленные предприятия к селитебным районам города или населенного места и, более того, если нет железнодорожного ввода на территорию, располагать их в системе жилой застройки. Возникает новый тип городского района, так называемый производственно-сели­тебный район, где жилье максимально приближено к местам приложения труда, где работающие в значительной степени экономят силы и время, затрачиваемые на дорогу от дома к месту работы и обратно.

Промышленные здания в градостроительной структуре. Композиция здания в большой мере зависит от градостроительной ситуации и его положения в окружающей застройке. Наиболее типичными вариантами расположения являются рядовое, угловое, островное. В первом случае здание, входя рядовым элементом в застройку улицы, воспринимается преимущественно фронтально, со стороны главного фасада и может иметь нейтральную или симметричную композицию. При угловом расположении здание в большей мере раскрывает свою объемность, появляется проблема согласования главного и бокового фасадов, становится более оправданным применение асимметричной композиции.

При островном положении здание воспринимается с разных сторон, раскрывая полностью свое объемно-пластическое решение, приобретая большую независимость в формировании композиции.

В каждом из вариантов здание может иметь большую или меньшую композиционную значимость в застройке прилегающих улиц или районов и может быть решено либо в контексте с ней, подчиняясь ее масштабному строю, или наоборот, в контрасте, становясь определенной доминантой в композиции или ее композиционным центром, что, как правило, связано с социальной значимостью промышленного объекта.

Принятие того или иного решения может проводиться только на основе анализа градостроительной ситуации, исходя из цели гармоничного включения нового здания в сложившееся окружение, если оно обладает достаточно ценными архитектурными качествами, а не подлежит реконструкции. В последнем случае проектирование нового здания должно ориентироваться на соответствующее изменение прилегающей застройки.

При проектировании промышленного предприятия решается более широкий круг композиционных задач, чем при проектировании отдельного здания, что связано с пространственным размещением не одного, а нескольких производственных объектов разного назначения и различных архитектурных характеристик.

Важнейшей задачей проектирования промышленного предприятия становится необходимость связать в целесообразно организованную и эстетически оправданную систему производственные здания и сооружения, а также окружающую их пространственную среду, подчиняя ее единой композиционной идее, что создает необходимые предпосылки для формирования предприятия в единый архитектурный ансамбль.

Промышленные предприятия могут значительно различаться по размерам занимаемой территории – от нескольких до сотен гектаров, они могут различаться и по числу зданий и сооружений, входящих в их состав.

Небольшие предприятия могут быть обозримы в целом и восприниматься одновременно, как цельная композиция. Более крупные предприятия, достаточно протяженные по своим линейным размерам, не могут быть охвачены одним взглядом и воспринимаются фрагментарно при движении зрителя, то есть воспринимаются в пространстве и времени. Они формируют более сложные архитектурно-пространственные ансамбли.

Композиция застройки промышленного предприятия в зависимости от характера воздействия на зрителя может строиться по принципу восприятия извне и изнутри территории.

Как правило, композиция небольших и компактных комплексов строится по принципу преимущественного восприятия извне со стороны прилегающих улиц, в зависимости от расположения в городской застройке и внутреннего зонирования территории по функциональному назначению (рисунок 6). Традиционно территория предприятия делится на зоны:

  • предзаводскую, где размещаются здания вспомогательного назначения (управления и обслуживания трудящихся);
  • основного производства (заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи);
  • подсобного производства (инструментальные, ремонтные, энергетические и другие цехи);
  • складскую и транспортную.

При одностороннем примыкании предприятия к селитьбе административно-бытовые и другие вспомогательные здания приближаются к городским улицам с общественным транспортом и основ­ным входам трудящихся на предприятии, перед которыми организуются предзаводские площади.

Вслед за ними последовательно размещаются группы зданий основного и подсобно-вспомогательного производства, далее – склады и транспортные сооружения, приближенные к местам въездов грузового транспорта. Это зонирование становится функциональной основой пространственной композиции, при которой наиболее крупные и выразительные здания общественного назначения и основного производства, находясь на лицевой стороне предприятия, формируют его «главный фасад», а композиция приобретает характер фронтальной. При угловом расположении предприятия в сторону прилегающих улиц ориентируются здания входной зоны и основные производства, а остальные размещаются в тыльной части участка. Нередки случаи, когда крупное промышленное предприятие с трех или даже четырех сторон охвачено магистралями. При этом возможно зонировать территорию по принципу «ядерного», когда в центре размещаются подсобно-складские службы (хозяйственный двор), а по периметру – административно-бытовые здания и наиболее интересные производственные корпуса.

1

Приемы зонирования производственных площадок в различных градостроительных условиях
Селитебная территория располагается : а – с четырех сторон предприятия; б – с трех сторон; в – с двух сторон; г – с одной стороны: д – угловое расположение


В практике проектирования конкретные градостроительные ситуации размещения промышленных предприятий в городах могут быть чрезвычайно разнообразными. Предприятие может распола­гаться на участке, свободном от застройки, и, наоборот, на затесненном; быть в окружении смежных предприятий (внутри промышленного района) или среди жилой застройки; выходить на важнейшую городскую магистраль или в зеленый массив и т. д. Эти особенности местоположения необходимо учитывать на всех стадиях формирования застройки, архитектурного облика зданий, определения их этажности и объемно-пластического построения, а также участия предприятия в композиции прилегающих улиц и площадей.

Роль предприятия в композиции и архитектуре прилегающих улиц и магистралей может быть различной: пассивной, нейтральной, подчиненной характеру прилегающей застройки или активной, доминирующей в композиции, – то есть обладать различной композиционной значимостью. Композиционная значимость – совокупность свойств, определяющих характер участия промышленных объектов в градостроительной композиции более высокого уровня – прилегающих магистралей, района или города в целом. Поэтому при проектировании нового промышленного предприятия необходимо установить желаемую композиционную значимость в зависимости от градостроительной ситуации, места расположения объекта в городе, участия его в застройке прилегающих магистралей и площадей, сложившихся или проектируемых композиционных осей и узлов, условий визуального восприятия и других факторов.

Важное значение при установлении градостроительной и композиционной значимости предприятия имеет его социально-экономическая роль.

Композиция крупных предприятий с большим числом зданий и сооружений, как правило, строится не только фронтально, при восприятии извне, но также и глубинно, в расчете на восприятие изнутри территории, со стороны внутризаводских магистралей или других «каналов восприятия» – основных направлений пешеходного или транспортного передвижения трудящихся. Такие внутрифабричные пространства, решаемые нередко в виде озелененных территорий, бульваров, имеют важное композиционное значение в ансамбле предприятия. Вместе с внешними прилегающими магистралями и площадями они становятся планировочным каркасом композиции.

При этом следует обратить внимание на решение ограничивающей пространство застройки, которая во многом определяет архитектурное «лицо» предприятия, его внутреннюю композицию. При большой протяженности внутризаводского пространства возникает необходимость устранения возможной монотонности, для чего могут быть использованы: расчленение пространства, создание архитектурных акцентов в застройке, размещение малых архитектурных форм, элементов благоустройства и пр.

Наиболее сложные композиционные вопросы возникают при проектировании промышленных комплексов и узлов, являющихся составными элементами территориальной организации городов, их промышленных зон и районов.

Промышленный узел или комплекс взаимосвязанных предприятий является местом массового приложения труда в городе, поэтому его архитектурно-планировочное и композиционное решение, наряду с требованиями функционально-технологического характера (кооперирование предприятий, рациональное использование территории, технологические и транспортные связи между ними и другими зонами города, организация общеузловых объектов и др.), должно быть достаточно выразительным, чтобы организовать архитектурный пейзаж промышленного района современного города. Основы такого решения закладываются при разработке генерального плана промышленного комплекса как основы формирования объемно-пространственной композиции.

Эстетические требования к облику промышленного узла или комплекса определяются его положением в городской застройке, отраслевой направленностью, связанной с архитектурным характером сооружений, мощностью предприятий, численностью трудящихся, размерами и конфигурацией занимаемой территории. Поэтому каждый промышленный комплекс должен возводиться на основе архитектурно-планировочного замысла, обусловленного положением в городе и природным окружением, обладать чертами своеобразия.

Как и в случае с отдельным промышленным предприятием, если положение промышленного комплекса носит островной характер в застройке города, необходимо обратить внимание на композиционную увязку промышленной застройки с архитектурным решением прилегающих улиц.

Планировочная структура промышленного узла, расположенного на окраине города, представляет собой преимущественно фронтальную композицию, односторонне ориентированную на селитебную застройку или глубинную осевую композицию, построенную на глубинных вводах в промышленную территорию городских улиц с общественным транспортом.

Промышленный узел, размещенный в удалении от жилых территорий города, решается как автономный элемент городской застройки. Здесь в зрительном восприятии особую роль приобретает силуэт, формирование выразительной панорамы со стороны селитьбы.

Объемно-пространственная композиция внутри промышленного узла, как и крупного предприятия, строится на основе последовательного восприятия застройки вдоль открытых пространств (композиционных осей) массовых пешеходных или транспортных передвижений трудящихся по территории промузла.

Наиболее активную роль в композиции промышленных комплексов играют их общественные центры, расположенные, как правило, в фокусе основных потоков пешеходного движения к произ­водственным объектам со стороны селитьбы. Наличие здесь разнообразных по назначению крупных общественных зданий, стоянок личного и служебного транспорта, зоны отдыха, объектов инфор­мации, элементов благоустройства, воспринимающихся в связи с промышленной застройкой, позволяют создать своеобразные по объемно-пространственному решению архитектурные ансамбли, входящие в систему важнейших градостроительных узлов.

Композиционная роль общественных центров может быть подчеркнута применением в застройке акцентных зданий, доминирующих в композиции центра и промышленного комплекса в целом и являющихся градостроительными ориентирами в прилегающей застройке.

В городской застройке можно располагать, например, предприятия радиоэлектронной промышленности, точной механики, приборостроения, некоторые предприятия пищевой и легкой промышленности и т. п. В настоящее время промышленные здания, сооружаемые для указанных предприятий, по уровню своих архи­тектурных решений практически не отличаются от некоторых общественных зданий, например административных зданий, научно-исследовательских учреждений и т. п.

Вместе с тем эти близкие качественные признаки не следует смешивать с равнозначностью художественного образа. Промышленные здания имеют свой, характерный для них худо­жественный образ, который формируется под влиянием различных факторов. Прежде всего художественный образ определяется характерными для данного производства технологическими признаками, присущими данному производственному процессу, неиз­бежно находящему отражение в объемно-пространственной компози­ции промышленного здания или группы производственных зданий и сооружений, часто в специфической форме отдельных сооружений и элементов или частей здания.

рис. 1. Новогорьковская ТЭЦ

Комплекс зданий и сооружений крупной тепловой электрической станции. Он состоит из одного большого здания, высоких труб для отвода продуктов горения, наклонных галерей для подачи топлива (если оно твердое), сооружений для охлаждения оборотной воды (например, градирен), открытых трансформаторных подстанций, мачт для подвески проводов и т. п.

Эти здания и сооружения расположены или скомпонованы в опреде­ленном порядке, выработанном большим опытом проектирования и строительства тепловых электростанций. Выработаны и наиболее рациональные компоновочные схемы самих зданий. Отступление от этих схем возможно, но вряд ли оно будет целесообразно как по технологическим, так и по экономическим сооружениям. Весь комплекс этих сооружений и зданий по величине, взаимному размещению, набору объектов создает свой, характерный только для тепловых электростанций образ, отражающий смысл данного комп­лекса, его типичность.

рис. 2. Балаковская АЭС

рис. 3. Смоленская АЭС

Автоматизация производства, внедрение нового технологического оборудования вызывают изменение объемно-планировочных решений зданий и, следовательно, характеристических признаков внешнего облика. Машиностроительное предприятие, в частности автомобильный завод, имеет совершенно иной, чем тепловая элект­ростанция, облик, другую образную характеристику.

Доминирующее положение в комплексе предприятия занимает — главный корпус — относительно большее здание, в котором сблокированы основные производственные и вспомогательные цехи. На территории предприятия находятся несколько небольших промышленных зданий, где размещены производства, несовместимые по тем или иным признакам, а также обычно многоэтажный административный корпус, столовая и корпус бытовых помещений.

 

рис. 4. Белорусский автомобильный завод

Еще более своеобразный вид имеет предприятие химической промышленности с открытыми технологическими установками: резер­вуары различных форм, ректификационные колонны, причудливое переплетение трубопроводов различного назначения и другие технологические установки, а также промышленные здания для технологических процессов, требующих определенного тех­нологического режима или зашиты от внешних воздействий. Все это создает особую образную характеристику промышленного предприятия, присущую только данному виду производства.

рис. 5. Фенольный завод. г. Дзержинск

Из приведенных примеров видно, что технологический процесс опреде­ляет характерные признаки, связанные с архитектурным обликом зданий.

Однако в таких зданиях, несмотря на различные технологии, сохраняются характерные для промышленных зданий признаки, которые в этом случае более общие. Иначе говоря, сохраняется образная характеристика современного производственного здания благодаря использованию присущих для него элементов, входящих в общую композицию. К ним относятся своеобразные по формам инже­нерные сооружения, элементы технологического оборудования, характерные профили покрытий одноэтажных промышленных зданий, большие гладкие или остекленные поверхности ограждающих конструкций, подчеркивающие большие объемы, и т. п.

Архитектурный образ промышленного здания, как и любого другого произведения архитектуры, связан с художественными идеалами своего времени, являющимися отражением общественных интересов жизни народа.

Из истории советской архитектуры известно, например, что в годы первых пятилеток лучшие произведения советской промышленной архитектуры, например Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина (Днепрогэс), автомобильный завод им. Лихачева в Москве и др., отражали эстетические принципы того времени — времени первого периода социалистической индустриализации.

рис. 6. Днепровская ГЭС

Известно также, что в нашей стране в первый послевоенный период (1945—1955) в архитектуре многих промышленных зданий и сооружений преобладало направление, основанное на некритическом использовании архитектурных форм прошлого. К таким постройкам, например, можно отнести отдельные сооружения Волго-Донского канала.

рис. 7. Шлюз Волго-Донского канала

Наконец, на образ промышленного здания, как было сказано ранее, несомненно, влияют градостроительные факторы, определяя степень его художественной выразительности в зависимости от градостроительной ситуации (промышленное здание как элемент рядовой застройки или как архитектурный акцент, промышленное предприятие как самостоятельный архитектурный ансамбль и т. п.).

ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИИ

76a537e4ab7c0d29e26496e7a85d24Внешний облик промышленного здания главным образом зависит от протекающего в нем технологического процесса. Его влияние распространяется на материал и тип несущих и ограждающих конструкций здания, на решение световых, аэрационных и других проемов в стенах и покрытиях, на профиль покрытия и другие элементы здания.

Однако наиболее существенное влияние на архитектурный облик промышленного здания оказывают инженерные сооружения специального назначения (бункера, эстакады и пр.), выведенные наружу элементы технологического оборудования, конструктивные элементы, назначение и формы которых обусловлены технологическим процессом (рампы, козырьки над ними, места ввода коммуникаций и т. п.).

Промышленные здания могут иметь как фронтально-симметричные, так и фронтально-асимметричные композиции, поскольку легче согласуются с требованиями технологических процессов. При проектировании следует стремиться к простым, лаконичным и четким композиционным решениям. Для объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий, выполненных с учетом требований типизации и унификации, характерны крупные формы элементов несущих и особенно ограждающих конструкций. Крупные элементы фасада, масштабно взятые по отношению к окружающей застройке, нередко позволяют достигнуть вырази­тельной архитектуры здания. Большая протяженность многих промышленных зданий вынуждает в композиции прибегать к многократной повторяемости одного и того же элемента. При реше­нии подобных композиций используют прием ритмического, метрического ряда.

Ритмичные членения фасада могут быть образованы чередованием глухих и остекленных участков стены, несущих конструкций покрытия, повторением одинаковых объемов зданий. Тектоника архитектурной композиции современных промышленных зданий определяется индустриальными конструктивными решениями — конструктивной схемой здания в целом и конструктивными решениями отдельных элементов, например стен, оконных заполнений, несущих конструкций покрытия. Соблюдение пропорциональных соотношений между отдельными элементами способствует повышению архитектурной выразительности здания.

При пропорционировании учитывают унификацию и модульность кон­структивных элементов, образующих промышленное здание. При этом можно использовать контрастные пропорциональные соотношения. Например, стандартные стеновые железобетонные панели размером 1,2×6 и 1,8×6 м создают пропорциональные соотношения между сторонами панелей 1:5, 1:3, а стеновые панели размером 1,2×12 и 1,8X12 м— 1:10, 1:7.

Тектоника конструктивной схемы здания может быть четко выражена на фасаде и стать основным элементом его архитектурной композиции. Членения фасада могут быть вертикальными или горизонтальными. Основной мотив решения может быть создан рисунком каркаса, стойками и ригелями, вынесенными на фасад.

Для одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий наиболее характерны горизонтальные членения фасадов, которые обусловлены применением навесных стен из типовых крупных панелей длиной 6 м, а также устройством ленточных световых проемов и солнцезащитных устройств, придающих композиции динамичный характер.

рис. 8. Ленточные световые проемы здания завода по производству механического оборудования (г. Екатеринбург)

Композиция фасада, основанная на вертикальных членениях, может достигаться за счет соответствующей формы светопроемов и простенков между ними или при глухих стенах фасада за счет текто­нических качеств самой ограждающей конструкции, например листового материала.

Сплошное остекление вызывает впечатление легкости, воздушности, особенно при убывающих соотношениях (5:3 и 8:5) пропорций стен и членений переплетов. Следует, однако, напомнить, что применение сплошного остекления должно быть обосновано, поскольку с этим сопряжено увеличение единовременных и эксплуатационных затрат и часто ухудшение метеорологического режима здания.

Архитектурное решение фасада промышленного здания во многом за­висит от профиля покрытия. Применение покрытий с различным очертанием поверхности (прямолинейное, криволинейное, пилообразное и т. д.) в сочетании с элементами стены позволяет достигать различных композиционных решений фасада. Большая протяженность фасадов промышленных зданий, особенно при ленточном и сплошном остеклении, вызывает впечатление монотонности, однообразия. Поэтому для повышения архитектурной выразительности здания прибегают к контрастам, образованным от­дельными элементами фасада. Контрастными могут быть решения главного и торцового фасадов производственного и вспомогательного зданий. Могут быть также выделены ворота, жалюзи, вентиляционные шахты и другие технологические элементы.

Контрастное выделение отдельных элементов на фасаде промышленного здания дает возможность его зрительной оценки, масштабно сопоставить отдельные части здания. Так, например, металлическая наружная лестница или вход могут придать нужную масштабность зданию или сооружению в целом.

dd76a537e4ab7c0d29e26496e7aАкцент отдельных конструктивных элементов фасада промышленного здания играет существенную роль в его общем композиционном решении. Обычно акцентируют углы здания, пе­ремычки над проемами, козырьки над входами, наружные открытые лестницы. Акцентом могут быть фасады промышленных зданий, в композиции которых удачно использованы технологические элементы: рампы для погрузки или разгрузки изделий, козырьки над ними, позволяющие производить грузовые операции в любую погоду.

Архитектурной выразительности промышленных зданий достигают, кроме того, путем использования таких композиционных средств, как малые архитектурные формы: светильники, флагштоки и др., а также цвет, фактура материала и средств монументального искусства.

Большое значение в формировании архитектурно-художественного образа здания играют строительные материалы. Применение для стеновых панелей и оконных заполнений алюминия, нержавеющей стали, медных сплавов, эмалей, стекла, пластиков и других новых материалов придает внешнему виду здания индивидуальный характер, особую архитектурную выразительность.

При введении цвета предпочтение следует отдавать естественным цветам различных материалов. В тех случаях, когда стена выполняется из крупных панелей, можно, например, окрашивать спокойным тоном плоскости панелей, а швы между панелями и отдельные функциональные элементы стены выделять другим и, может быть, более ярким тоном.

Архитектурно-художественная выразительность каждого промышленного здания должна быть композиционно увязана и согласована с архитектурно-художественным решением всех сооружений промышленного предприятия. Достижение архитектурно-художественного единства при решении всего промышленного предприя­тия или промышленного узла в целом — одно из основных требований, предъявляемых к внешнему облику промышленных зданий.

Формирование архитектурного облика, как и объемно-пространственной композиции, – творческий процесс, в котором помимо объективных данных проявляется художественная индиви­дуальность автора. Промышленной архитектуре присущи особые, специфические черты, получающие отражение в архитектурной композиции и облике зданий и сооружений, такие как крупномасштабность, значительная подчиненность технологическим, конструктивным и санитарно-техническим условиям, логическая обоснованность архитектурных приемов, лаконизм и простота художественного образа.

Архитектурный облик должен в первую очередь отражать назначение здания, его функциональную структуру, организацию внутренних пространств, специфику жизни производства, ее связь с внешней средой, замкнутость или открытость во внешнее пространство. Найти правдивый образ здания – одна из важнейших задач архитектора-проектировщика.

В архитектурном облике должны получать отражение климатические особенности региона (световой климат, направления преобладающих ветров в разное время года, низкие температуры воздуха и снегозаносы в северных районах, высокие температуры – в южных). Архитектурное решение фасадов должно учитывать их ориентацию. Целесообразно на северной стороне применять большее остекление, чем на южной, на южной стороне – горизонтальные солнцезащитные экраны и другие выступающие элементы, на восточной и западной сторонах – вертикальные или решетчатые солнцезащитные устройства.

Архитектурный облик должен правдиво отражать тектонику зданий, их конструктивные решения. Архитектурное решение зданий должно давать представление о функциях основных конструкций – несущих и ограждающих. Так, при каркасном решении ограждающие конструкции (стены) могут находиться:

1) непосредственно с внешней стороны несущих (каркаса);

2) с отступом от них наружу (на консолях);

3) с отступом внутрь, когда несущие конструкции находятся снаружи, перед ограждающими или над ними.

Фасад здания должен давать правдивое представление о функции самих стеновых конструкций (несущих, самонесущих, навесных, фахверковых и др.), об их зависимости от материала. Массив­ные кирпичные или бетонные стены могут иметь рельефные формы. Наоборот, при использовании металлического каркаса, легких и тонких навесных панелей поверхность может быть плоской. При применении профилированных волнообразных металлических или асбестоцементных листов можно создать бесшовные плоскости большой высоты и длины для глухих стен, что придает им специ­фический облик. В качестве гладкого облицовочного материала может быть применено непрозрачное цветное стекло (стемалит) по металлическому каркасу (решетке). Гладкие поверхности задерживают меньше пыли, легко очищаются или омываются дождем. Отражающие поверхности придают зданию легкость, «растворяют» его в окружении.

Архитектурный облик связан непосредственно с типом зданий.

2
Типы зданий

Одноэтажные производственные здания имеют, как правило, относительно низкие и протяженные фасады. Для преодоления присущей им монотонности целесообразно использовать ритм вертикальных элементов – оконных проемов, вертикальных панелей, пилястр, колонн и пр.; для обогащения пластики – выступы из лицевой поверхности вентиляционных устройств, трансформаторов, камер кондиционирования. Обогащают силуэт зданий шедовые покрытия.

Архитектурные приемы формирования облика двухэтажных зданий могут дополнительно подчеркивать зрительное объединение двух этажей для эффекта увеличения здания или, наоборот, контрастного решения этажей, например: богато остекленный первый и глухой второй (при его верхнем освещении); вертикальное членение второго этажа при горизонтальном членении первого.

Широкий диапазон приемов формирования архитектурного облика может использоваться в многоэтажных зданиях, среди них:

выделение первого этажа (по объему и архитектурному решению);

выделение по высоте верхнего этажа, который может быть без окон при верхнем освещении или с большим остеклением крупных залов;

выделение технических этажей (обычно с малыми оконными проемами или вообще без них) при помощи отступов от поверхности стены или выступов из нее;

вынос конструкции перед фасадом или над кровлей здания (освобождение внутреннего пространства);

ввод конструкции внутрь (освобождение фасада);

различная (контрастная) трактовка фасадов (боковых, торцовых);

акцентирование входов (въездов, подъездов), вертикальных коммуникационных узлов.

В числе приемов архитектурного решения фасадных поверхностей:

горизонтальное членение фасадов лентами окон и подоконных стен с различным соотношением высот;

вертикальное членение фасадов путем выявления колонн или простенков между ними, оконных проемов;

сетчатое (горизонтально-вертикальное) членение с равномерной, нейтральной трактовкой фасада;

плоскостная трактовка фасада при применении облицовочного стекла, металла и других листовых материалов;

использование правильно ориентированных солнцезащитных экранов;

сочетание различных материалов – кирпичных вставок в каркасное здание с навесными панелями, глухих бетонных стен и гладкой поверхности облицовки;

моделировка формы – сочетание гладких элементов с рельефными, изогнутыми в плане или по вертикали, наклонными и пр.

Важным средством выразительности зданий является их колористическое, цветовое решение. Оно должно быть направлено на усиление композиционных качеств архитектурного замысла, выявление архитектурной идеи, создание гармоничного «цветового климата».

Особое место может быть отведено суперграфике – декоративно-графическому приему цветового оформления здания, дополняющему архитектурное решение новой, более независимой темой, а также рекламе и наглядной информации, связанной с производством, которые являются своеобразным элементом композиции и облика здания.

При формировании архитектурного образа здания необходимо стремиться к четкой композиционной теме, ясной архитектурной концепции, добиваясь гармоничного единства содержания, формы, декоративного оформления, общего и частного в архитектурном решении.

ИНТЕРЬЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА

dd76a537e4ab7c0d29e26496e7a85d24При решении интерьера промышленных зданий определяющим является выполнение функциональных, технических, архитектурных и экономических требований путем использования достижений современной науки, техники, искусства.

Архитектура интерьера тесно связана с общим архитектурно-конструктивным обликом промышленного здания и зависит от технологического процесса, метеорологического режима помещений, санитарно-гигиенических требований, климатического района строительства.

Возможными приемами архитектурной организации интерьера про­мышленных зданий являются единство внутреннего пространства, связь производственных помещений с внешним пространством, использование строительных конструкций, технологического оборудования, а в отдельных случаях — и выпускаемой продукции в качестве активных элементов внутренней композиции, комплексное использование света и цвета.

При проектировании одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий принцип единства внутреннего пространства получает в последнее время все большее признание. Отказ от излишних внутренних стен и перегородок позволяет применять более крупное оборудование, упрощает работы, связанные с модернизацией про­изводственного процесса. Крупная сетка колонн придает объемно-планировочному решению производственного здания универсальность с совершенно новыми качествами интерьера.

Как указывалось, вместо многоэтажных производственных зданий в химической промышленности стали применять здания павильонного типа с размещением технологического оборудования на сборно-разборных этажерках. Такое решение резко изменило интерьер зданий химической промышленности. Вместо замкнутых, пе­регруженных оборудованием, низких с искусственным светом этажей возникли просторные, высокие, полные света и воздуха залы.

рис. 9. Цех Сафоновского электромашиностроительного завода

Архитектурное выражение единства внутреннего пространства еще более усиливается, когда плоскости пола и потолка, проходя через весь зал, имеют одинаковые колористические (т. е. цветовые) и конструктивные решения в разных помещениях, разде­ленных стеклянными перегородками.

Связь производственных помещений с внешним пространством осуществляется (там, где это рационально) устройством ленточного или сплошного остекления. Зрительное слияние интерьера и природного окружения благоприятно воздей­ствует на психологическое состояние работающих, снижает их утомляемость. Ввод в здание некоторых наружных элементов (козырьков, газонов, облицовки стен и др.) способствует взаимосвязи внешнего и внутреннего пространства.

В зданиях сплошной застройки неприятное чувство замкнутости мо­жет быть смягчено с помощью свето-прозрачных элементов покрытия здания, а также путем декоративного озеленения интерьера. Художественный и психологический эффект достигается также введением в композицию интерьера ложных светопроемов, пейзажных световых витражей и т. п.Пространственное восприятие интерьера зависит от конструктивного решения здания. Строительные конструкции и технологическое оборудование — активные элементы архитектурной композиции.

Ритм, форма, пропорции, масштаб, фактура, цвет и освещение конструктивных элементов и технологического оборудования, находящихся внутри промышленного здания,— все это существенно влияет на архитектурный образ интерьера.

Одноэтажные промышленные здания сплошной застройки с укрупнен­ной сеткой колонн, с единым внутренним пространством сводят на нет композиционное значение стен в интерьере. Главную роль в одноэтажных зданиях играют несущие конструкции покрытий и конструкции подвесных потолков, а в многоэтажных несущие конструкции перекрытий.

Так, в настоящее время с успехом находят применение большепролетные железобетонные коробчатые балки, которые одновременно являются несущими конструкциями и, кроме того, выполняют вторую функцию — функцию вентиляционных коробов. Для перекрытия больших пролетов применяют своды, оболочки и другие пространственные несущие конструкции. Их эффективные формы придают легкость и выразительность архитектуре интерьера.

Технологическое оборудование часто сильно влияет на композицию интерьера, а в некоторых производствах становится доминирующим фактором композиции, например, на производствах металлургической, ткацкой, химической промышленности.

Система размещения оборудования и коммуникаций может способ­ствовать улучшению архитектурной выразительности интерьера, равно как и выпускаемая продукция может придавать производственному интерьеру новые архитектурные качества. На­пример, в литейных цехах расплавленный металл создает основной акцент в пространственной композиции интерьера. В сборочных цехах тракторных, комбайновых, автомобильных, самолетостроительных предприятий композиционные доминанты — конвейерные линии по сборке машин.

Выразительность интерьера подчеркивается естественным или искус­ственным освещением, которое усиливает или ослабляет объемность и рельефность его форм. Осветительная арматура — важный элемент композиции интерьера. Форма светильников искусственного освещения промышленных зданий не должна диссони­ровать с общим композиционным решением.

Рациональное световое и цветовое решение интерьера помещений улучшает самочувствие и настроение рабочих, создает благоприятную психологическую среду на промышленных предприятиях.

К цветовой среде интерьера предъявляют как функциональные, так и архитектурно-художественные требования. К функциональным относят требования, выполнение которых гарантирует создание оптимальных условий труда на рабочем месте, способствующих снижению производственного травматизма, сохранению здоровья работающих, повышению их внимательности, улучшению работы органов зрения.

Архитектурно-художественные требования к цветовой среде состоят в том, чтобы объемно-планировочное и цветовое решение внутреннего пространства здания были увязаны друг с другом и цветовая архитектурно-художественная композиция интерьера производила нужное эмоциональное воздействие на работающих.

Комплексное рассмотрение функциональных и архитектурно-художественных требований позволяет определить сочетание цветов в помещении, т. е. решить его «цветовой климат».

Цвет характеризуется:

тоном — доминирующей длиной волны, по которой цвету присваивается соответствующее название;

насыщенностью — чистотой по отношению к белому (чистый цвет или с примесью белого);

светлотой — яркостью, т. е. количеством светового отражения или излучения.

Цвета, видимые человеческим глазом, располагаются в ряд: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эта группа цветов называется хроматической. К хроматическим также относятся белый, черный и серый, они отличаются друг от друга только светлотой.

Обычно при решении интерьера применяют совокупность цветов, которую называют цветовой гаммой. Она может быть холодной, теплой, смешанной или нейтральной в зависимости от преобладания соответствующих цветов.

Влияние на восприятие цвета оказывают освещение, цветовая среда, расположение здания относительно стран света и время года.

При освещении определенных поверхностей искусственными источни­ками света учитывают, что цвет поверхности может восприниматься по-разному в зависимости от его спектрального состава, т. е. будет зависеть от типа применяемых ламп. Освещение люминесцентными лампами дает наиболее правильную цветопередачу, так как их спектральный состав наиболее близок к солнечному свету.

При решении производственного интерьера существуют два направле­ния применения цвета: первое основано на использовании ярких контрастных сочетаний цветов, второе — на использовании тональных цветовых сочетаний. Яркие, контрастные цветовые композиции применяют в таких производствах, где число работающих не­значительно, где люди пребывают кратковременно и, следовательно, колористические решения интерьера в меньшей степени подчинены психофизиологическим требованиям.

На предприятиях с большим числом работающих, когда рабочие на­ходятся в цехе в течение всей смены, применяют тональные сочетания без ярких цветовых акцентов. Благодаря этому создаются наилучшие в физиологическом отношении условия для работы, особенно на предприятиях, где требуется правильно различать оттен­ки цветов или где необходимо длительное напряжение зрения работающих.

dd76a537e4ab7cТехнологический процесс производства и климатический район места строительства в значительной мере влияют на цветовой климат производственных помещений. Обычно теплую гамму цветов применяют в неотапливаемых цехах, в помещениях без естественного освещения и в производственных зданиях, расположенных в холодном климате; холодную гамму — в производственных помещениях с большими тепловыделениями предприятий в любом климате или на предприятиях, расположенных в жарком климате. Трудовая деятельность человека играет основную роль при выборе цветовой гаммы интерьера. Так, холодную гамму цветов применяют при умственной работе, требующей постоянной сосредоточенности, а теплую — при высоких темпах ручного труда или при работах, требующих периодически большой умственной или физической нагрузки. В шумных помещениях следует отдавать предпочтение спокойным цветам: зеленым или синим, так как они нейтрализуют возбуждение человека.

При решении интерьера цеха все окрашиваемые элементы производственной среды подразделяют на группы: I — строительные конструкции, II — технологическое оборудование, III — подъемно-транспортное оборудование; IV — инженерные коммуникации: V — цеховая графика (наглядные информация и агитация). Каждой группе соответствует свое цветовое решение.

Максимальную площадь цветовых поверхностей занимают строительные конструкции — стены, потолок, перегородки, пол. При правильном выборе цветовой гаммы интерьера производственного помещения можно достичь лучшей освещенности цеха и рабочего места за счет использования отраженного света от окрашенных поверхностей, улучшить зрительное восприятие пропорций помещения, создать благоприятный фон для обрабатываемых деталей.

Размеры, конфигурация и конструктивная схема здания имеют су­щественное значение при цветовом решении интерьера. Учитывая динамические свойства цвета, путем оптического обмана можно исправлять диспропорции помещений. Длинные и узкие помещения могут казаться шире и короче, если торцевые стены окрасить в интенсивный теплый, а боковые в светлый холодный тон. При окраске потолка в теплый интенсивный цвет высота помещения зрительно снижается, а при окраске в светлый холодный цвет — повышается.

Особенности архитектурной композиции интерьера можно подчеркнуть путем соответствующего подбора цветовой гаммы. Это достигается либо введением цветовых ритмических композиций, либо выявлением тектонической структуры здания, либо изменением масштабности интерьера.

При решении архитектурной композиции интерьера часто применяют системы метрического и нарастающего ритма. Например, чрезмерное разнообразие станочного оборудования локализуют выделением строительных конструкций цветом с чередованием их через одинаковые интервалы (метрический ритм). При чрезмерно одно­образном оборудовании и повторяющихся конструкциях разумно применять цветовое решение конструкций в нарастающем ритме.

Иногда противопоставление элементов каркаса ограждающим кон­струкциям выполняют с помощью цвета, благодаря чему четко выявляют тектоническую структуру здания.

Характер цветовой гаммы может изменять восприятие масштабности интерьера. Лаконичное решение цветовой композиции с минимальным числом цветов, с крупными цветовыми плоскостями при сдержанных гармонических соотношениях обусловливает крупный масштаб интерьера. Многоцветные композиции расчленяют интерьер помещений на отдельные объемы.

Большое значение в цветовой композиции интерьера играют окрашиваемые поверхности станков, машин, установок и других технологических элементов. Выбор цвета оборудования увязывают с общей цветовой гаммой всего помещения. При этом учитывают назначение станка, его архитектонику, характер загрязнения в процессе работы и цвет обрабатываемого изделия. Основная задача при назначении цвета — создание оптимальных условий зрительной работы, а также отображение назначения станка.

Цвета малой и средней насыщенности выбирают для поверхностей элементов рабочей зоны. Для рабочего места и всего помещения гамму цветов расширяют, так как разнообразие способствует снижению зрительно-нервного утомления рабочих и улучшению архитектурного облика интерьера. Для улучшения качества зритель­ной информации вводят специальные сигнально-предупредительные цвета. Они повышают безопасность работы и доходчивость информационных сообщений, а также устраняют монотонность в окраске помещений. Символические обозначения с применением цвета проще ассоциируются в сознании работающих и поэтому получают в настоящее время все большее распространение. Сигнально-предупредительная маркировочная окраска вводится также для обозначения коммуникаций, благодаря чему повышается безопасность работ.

Рекомендации по выбору гаммы цветовой отделки интерьера в зависи­мости от климата района строительства, ориентации производственного помещения, внутреннего микроклимата, характера производимых работ приводятся в «Указаниях по проекти­рованию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий СН 181-70». В связи с внедрением в практику строительства универсальных зданий возникает проблема создания универсального интерьера.

Универсальный цветовой климат можно создать изменением цветности освещения, введением цветового фона путем установки цветовых переносных экранов, изменением цвета оборудования и рабочей одежды, включением цветовых пятен путем окраски неко­торых элементов, несущих определенную функциональную нагрузку, психологической нейтрализацией нежелательного воздействия окружающей среды путем введения фотографий, репродукций и элементов монументально-декоративного искусства (например, фотографии зимнего пейзажа способствуют нейтрализации вос­приятия повышенной температуры в цехе), использованием звуковых, обонятельных, вкусовых и электромагнитных раздражителей, под воздействием которых происходит изменение цветовых ощущений.

Архитектурно-художественное решение интерьера невозможно только при помощи одного цвета. Только комплексная организация внутреннего пространства с учетом объемно-планировочного и конструктивного решения здания, его оборудования и коммуникаций, с активным использованием фактуры и цвета применяемых ма­териалов, с учетом зрительного слияния интерьера и природного окружения и других рассмотренных факторов позволяет рационально, эстетически полноценно разработать архитектурную композицию интерьера промышленного здания.

 ИЗ ИСТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

dd76a537e4ab7c0d29e26496e7a85Обычно промышленная застройка ассоциируется с протяженными, одноэтажными корпусами, линейные размеры которых намного превосходят их высоту. Действительно, доля таких зданий в современной отечественной и зарубежной практике составляет от 70 до 80 %. Однако интересно отметить, что так было не всегда.

Первым и совершенно новым объектом, определяющим и идентифицирующим промышленную архитектуру в начале XVIII в., являлось многоэтажное здание, или, говоря точнее, здание с многоуровневой, ярусной организацией внутреннего пространства. Фабрика Т. Ломба, построенная в 1718–1720 гг. в Дерби (Англия), представляла собой, по описанию, пятиэтажную постройку длиной 33 м, шириной 10,8 и высотой 16,5 м.

Возникновение многоэтажного производственного здания как первого типа промышленной архитектуры обусловливалось рядом факторов, главным из которых стала шафтовая, стержневая система передачи энергии от источника (водяного колеса, позднее паровой турбины) к станкам. Эта система хорошо работала в вертикальном направлении, что сразу же определило появление многоэтажных зданий (5–8 этажей) с ярусной организацией внутреннего пространства и формирование их как самостоятельного типа [1].

В то время это было крайне необычно. Сельские ландшафты европейских стран (Англии, Франции) в “пионерный период” становления промышленной архитектуры заполонились гигантскими строениями с ярко выраженными аскетичными фасадами, где пропорции объема и деталей, число и расположение окон и проемов определялись исключительно функциональными соображениями. “Чудо нового времени – машины и здания для них, называемые фабриками… Больших, некоторые колоссальных размеров…” [2, c. 34].

Новым было и построение внутреннего пространства – ярусное, по принципу этажерки; объем здания при этом делился на совершенно одинаковые этажи, в пределах которых пространство было цельным, зальным, нерасчлененным на отдельные помещенияячейки.

dd76a537e4ab7c0d29e26496e7a85d24Многоэтажное производственное здание являлось основным в промышленном строительстве в течение практически двухсот лет (XVIII–XIX вв.), численно превалировало над одноэтажным зданием, которое, кстати, как самостоятельный тип сформировалось на 50–60 лет позднее, в середине XVIII в.

В многоэтажном здании напрямую отражались конструктивные и технические новшества эпохи: впервые как строительные материалы получили применение чугун, сварное железо, железобетон, сформировалась система полного каркаса. Именно такое здание олицетворяло промышленную архитектуру и в научнопрактической деятельности, и в обыденном сознании.

В XIX в. экономические и технические показатели этого типа уже не могли оправдывать его широкое использование. Однако многоэтажное здание все равно оставалось приоритетным, поскольку сохранялись социальные преимущества – в общественном сознании данный тип был признан олицетворением престижа и финансовой состоятельности производителя и, как отмечал Р. Бэнем, представлялся символом процветания [3, c. 29]. Потому многоэтажное здание использовали даже там, где это было затруднительным.

Например, в трехэтажном корпусе предприятия Харланд–Холлингсвос Компани в Вилмингтоне (1900–1904 гг., США) собирали громоздкие и тяжелые локомотивные вагоны, в пятиэтажном литейном корпусе завода Люнкенхимер Компани в Цинцинати (1910 г., США) участок литья размещался на верхнем этаже [4, c. 31–33, 40–48].До 1900 г. тип здания с многоуровневым, ярусным построением пространства являлся самым распространенным в практике промышленного строительства.

Однако в 1915–1930е гг. многоэтажные и одноэтажные здания уже сооружались примерно в одинаковых количествах, а в 1930–1940е гг. (в США с 1920х гг.) одноэтажное здание стало преобладающим и область его применения продолжала расширяться [5]. Теперь уже оно влияло на общественное сознание, восприятие и ассоциативный ряд промышленной архитектуры. Более того, его влияние простиралось и на гражданскую архитектуру.

В 1950–1960х гг. ряд массовых общественных зданий, в первую очередь торговых, а также учебных и развлекательных, особенно в США, выполнялся по принципу пространственной организации этого типа. Архитектурный критик 1950х гг. Г. Михл писал, что вынесенные на окраины городов промышленные здания “окружают себя домами, построенными по их образцу: торговый центр, чья функциональная линия развивается в одном этаже, тут же одноэтажная школа, также с горизонтальными связями. Все это есть влияние современной фабрики” [6, c. 72].А что же происходило с многоэтажными производственными зданиями? В 1940–1970е гг. их строилось немного, однако изза размещения в центральных районах городов они были заметны и довольно часто демонстрировали хорошую архитектуру. Достаточно вспомнить застройку пр. Ленина в Минске несколькими многоэтажными промышленными зданиями – заводы часовой, механический, вычислительных машин, полиграфический комбинат, радиозавод и др.

Очень близкими к промышленным, похожими на них своим пространственным построением стали лабораторные и научноисследовательские корпуса, конструкторские бюро. Они практически всегда входили в состав промышленных объектов, и потому центр проектирования многоэтажного производственного здания сместился в их сторону. В 1962 г. доля многоэтажных зданий среди всех строящихся составляла 38 %, причем 30 % из них были чисто производственными корпусами, а 8 % – вспомогательными и лабораторными. В 1983 г. этот тип здания среди всех остальных занимал 37 %, но соотношение производственных корпусов к лабораторным и вспомогательным зданиям уже было 17 к 20 % [5].

Следует признать, что в развитии типа здания с многоуровневым, ярусным построением внутреннего пространства наступила определенная стагнация, сложившиеся решения как бы исчерпали себя. И на этой волне многоэтажное производственное здание стало представляться чем­то очень прогрессивным, чем­то новым, строить которое сегодня еще просто преждевременно. Будущее промышленной архитектуры начали связывать с многоэтажным строительством. Например, предполагалось, что к 2000 г. этот тип здания будет преобладать и составит 50 % от числа всех промышленных зданий, размеры промышленных объектов будут неуклонно наращиваться, появятся комплексы длиной до 18–20 км, высотой 30–40 м [7].

Тем не менее практика не оправдала эти прогнозы. Доля многоэтажных среди всех строящихся производственных зданий практически не изменяется последние тридцать лет и составляет в разных странах 25–30 %. Пересматриваются и размеры промышленных объектов, в мире достаточно однозначно определилась тенденция к расширению малых и средних производств и, соответственно, строительство “гигантов индустрии” прекращается.Значит ли это, что многоэтажное строительство, более дорогое и менее гибкое в эксплуатации, окажется также невостребованным? Ответ на этот вопрос все же положительный, многоэтажные здания будут строиться, вот только давать прогнозы – они же ограничения – по степени их распространения, границах применения, количеству построенного не следует.

Приоритетность в использовании типов в промышленной архитектуре при их общем ограниченном количестве до определенного периода была прогрессивным, способствующим развитию явлением.

Она представляла материализацию универсальности подходов и принципов пространственного построения всех форм промышленной архитектуры как закономерности ее развития. В этом реализовывался эволюционный процесс выхода архитектурных форм объектов за рамки их отраслевой принадлежности, процесс развития унификации – от унификации элементов на начальном этапе, далее через унификацию отдельных частей производственного пространства и, в конечном итоге, к полной унификации.

Приоритетность в распространении отдельных типов, в определенной степени сужавшая многообразие промышленной архитектуры, формировалась как ответная реакция на противоположное явление – постоянно расширявшееся число производственных процессов и технологий.Однако уже в середине ХХ в. приоритетность в использовании типов стала тормозить развитие промышленной архитектуры. Установка только на несколько вариантов решения промышленных объектов упрощала и обедняла создаваемую среду, в том числе среду в широком смысле – среду районов, городов, населенных мест, где располагались объекты промышленной архитектуры.

Кроме того, свойственная промышленным технологиям динамичность обусловливала тот факт, что рациональные с точки зрения технико­экономических показателей типы и их разновидности в условиях постоянных перестроек теряли свою эффективность.Отсутствие приоритетности в распространении типов, расширение форм пространственной организации объектов, снятие ограничений в их использовании являются основными тенденциями развития промышленной архитектуры, которая, кстати, идет в русле общего направления развития архитектуры. Еще одной тенденцией становится не адекватность производственному процессу, а адекватность его будущим изменениям.

В связи с этими тенденциями многоэтажное производственное здание, вопервых, получит не ограниченное отдельными отраслями применение, как это было последние восемьдесят лет развития промышленной архитектуры, а вернется в определенном роде к первоначальному положению, когда в этих зданиях можно было разместить многое.

Во-­вторых, для данного типа здания, как и для любого другого в промышленной архитектуре, объемно­планировочное решение должно рассматриваться как развивающаяся структура. Поэтому разработка приемов повышения гибкости, универсальности пространства становится приоритетным направлением в проектностроительной практике. Причем в соответствии с тенденцией тотальной, всеобщей унификации производственного пространства гибкость должна обеспечиваться за счет совершенствования и усложнения системы, а не ее составляющих.Для сегодняшней практики промышленного строительства можно назвать следующие приемы повышения гибкости, универсальности пространства: формирование безопорного пространства за счет увеличения размеров пролетов и шагов несущих конструкций; обеспечение независимой от строительных конструкций передачи крановых нагрузок; создание непрерывного, перетекающего пространства за счет группировки и обособления отдельных функциональных зон, вынесения инженерного оборудования, совершенствования системы горизонтальных и вертикальных коммуникаций. Однако число таких приемов может расширяться.

И в­третьих, многоэтажные производственные здания разделятся на две части, большая из которых будет все дальше отходить от традиционного облика промышленного корпуса и приближаться к гражданской архитектуре. И это тоже одна из тенденций современного развития промышленной архитектуры. Ее подтверждением является уже сегодняшнее строительство многофункциональных комплексов, а также промышленных отелей, в которых сочетаются как производственные, так и офисные площади.Вторая, меньшая часть многоэтажных производственных зданий будет, наоборот, стремиться к противоположному полюсу, их облик все более будет непохож на гражданскую архитектуру, все более станет “промышленным”.

Что же касается конкретной формы здания, то вряд ли можно ее достаточно точно предсказать. И это также характерное явление современного этапа развития промышленной архитектуры. В соответствии с феноменологической трактовкой восприятия мира всякому предметному смыслу соответствует множество его физических проявлений [8]. Тенденции развития промышленной архитектуры и представляют собой как раз определение этого смысла, а формы и типы объектов становятся реализованными проявлениями, а их, как известно, может быть много.dd76a537e4ab7c0d29e26496e7a85d24

Приведем два примера конкретной формы многоэтажного здания. Оба они опережали свое время и до сих пор еще не реализованы. Первый – это проект здания для текстильного производства Фонтэйн Фэктори, разработанный Б. Фуллером, где под сферической оболочкой этажи ярусно “нанизаны” на центральный сердечник, а в качестве вертикальных коммуникаций использованы трубопроводы, свободно перебрасываемые с места на место в пустотах стержневых конструкций перекрытия [6, c. 43].

Второй пример – проект экспериментального “здания нового поколения”, разработанный ЦНИИпромзданий, в котором все возможные функции сосредоточивались в отдельных блоках, а ярусное развитие пространства включало наклонные или террасообразные (с системой пандусов) перекрытия, устраняющие “разрыв”, оторванность пространств разных этажей [9].Итак, очевидно, что у многоэтажного строительства в промышленной архитектуре существует достаточно интересная и богатая история.

Времена менялись, вынося этот тип здания на передовые рубежи строительства или, наоборот, перемещая его в область только лишь вспомогательных объектов и экспериментального проектирования. Тем не менее сегодня можно утверждать, что будущее у многоэтажного строительства есть и направления развития уже определяются.

Литература

1. Giles C. Yorkshire textile mills: the buildings of the Yorkshire textile industry, 1770–1930 / C. Giles. London: HMSO, 1992. 274 p.: ill.

2. Jones E. Industrial architecture in Britain: 1750–1939 / J. Edgar. NY: Facts on File, 1985. 239 p.

3. Banham R. A concrete Atlantis: U.S. industrial building and European modern architecture, 1900–1925 / R. Banham. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986. 266 p.: ill.

4. Bradley B.H. The Works: the industrial architecture of the United States / B.H. Bradley. NY, Oxford: Oxford University Press, 1999. 347 p.: ill.

5. Хромец Ю.Н. Совершенствование объемно­планировочных и конструктивных решений промышленных зданий / Ю.Н. Хромец. М.: Стройиздат, 1986. 315 с.

6. Building for business: articles on office and industrial buildings / Architectural Forum. NY, 1955. 192 p.: ill.

7. Илгунас А.Ю. Промышленные сооружения в композиции исторически сложившихся городов / А.Ю. Илгунас, М.А. Илгунас, А.М. Рудницкий. М.: Стройиздат, 1984. 63 с.: ил.

8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль; пер. Д.В. Скляднева. СПб.: Издво “Владимир Даль”: Фонд “Университет”, 2004. 398 с.

9. Кологривова Л.Б. Система гибких многоэтажных зданий нового типа / Л.Б. Кологривова, А.Н. Бурмистрова // Архитектурно­строительные решения предприятий массового строительства: сб. науч. тр. / ЦНИИпромзданий; науч. ред. Л.Н. Сухинина. М., 1991. С. 48–60.

Читать по теме:

Список литературы

  1. Шубин, Л. Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий : учеб. для вузов. В 5 т. / Л. Ф. Шубин. – М. : Стройиздат, 1986 – Т.5: Промышленные здания – 335 с.
  2. Архитектура промышленных предприятий зданий и сооружений: справочник проектировщика. – М. : Стройиздат, 1990. – 638 с.
  3. Архитектурное проектирование промышленных объектов / В. И. Аникин [и др.]; под общ. ред. В. И. Аникина. – Минск : БГПА, 2000. – 207 с.
  4. Ким, А. А. Промышленная архитектура / А. А. Ким. – М. : Стройиздат, 1988. – 244 с.
  5. Морозова, Е. Б. Архитектура промышленных объектов: прошлое, настоящее и будущее / Е. Б. Морозова. – Минск : УП «Технопринт», 2003. – 316 с.
  6. Хромец, Ю. Н. Современные конструкции промышленных зданий / Ю. Н. Хромец. – М. : Стройиздат, 1982. – 351 с.