ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Этрусская архитектура

Картинка 5 из 394

Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами.

Письменность этрусков так окончательно и не удалось дешифровать, а их некогда процветавшие города были стерты с лица земли много веков тому назад как в результате войн, так и стихии: их поглотили морские воды, болота, занесло глиной и илом. Тем не менее, факт существования этрусской цивилизации на северо-западе Италии неоспоримо доказан.

Основные их поселения располагались в современной Тоскане, названия многих населенных пунктов которой, включая и само слово Тоскана, имеют этрусское происхождение. В 8 веке до нашей эры этруски были во многих ремеслах столь же искусны, как и древние греки. Их связи с греками, имевшими колонии на юге Италии, становились все более прочными, особенно в 7-5 веках до нашей эры. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим. Часто изображали на своих вазах и фресках сцены из греческих мифов и легенд о богах и героях. Особенно примечательны сцены Троянской войны.

Возможно, такой отклик находит общая история. Ведь недаром по преданию троянский герой Эней бежал из сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало римскому императорскому роду Юлиев. Именно поэтому римские императоры могли по праву именоваться “Божественный Август” и т.д., ведь матерью Энея была богиня Афродита.

Время наивысшего расцвета этрусского искусства – 6-5 века до нашей эры, в 4 веке до нашей эры Этрурия начала слабеть под натиском крепнущего Рима, потом ненадолго подняла голову и затем была сметена с исторического пути мощным напором Республиканского Рима. О самобытной этрусской культуре надолго забыли, хотя, как это часто бывает в истории, плодами ее активно пользовались.

Этруски были не только искусными золотых и бронзовых дел мастерами, замечательными гончарами, художниками, скульпторами, создававшими великолепные портреты, но и прекрасными инженерами и зодчими. Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким.

Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина, один из крупнейших в Древнем мире, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и др. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки – формы, которую позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом, что также переняли у них римляне для своих гражданских и военных поселений. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты, что тоже подхватили римляне.

Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их поднимали на высокий каменный подиум, как можно наблюдать в более поздних постройках Рима. Ко входу вела широкая лестница.

В стенах древних этрусских городов мы находим все роды циклопической и полигональной кладки. Лучшие образцы правильной полигональной кладки без употребления цемента представляют городские стены Коссы и Пренесте (Палестрины). Неправильное наслоение отесанных камней встречается в стенах Фезул (Фьезоле), Перузии (Перуджии), Волатерр (Вольтерры), Кортоны и Ветулонии. Правильную кладку, отличающуюся в Этрурии тем, что камни четырехугольной призматической формы обращены кнаружи попеременно длинными прямоугольными и короткими квадратными сторонами, мы видим в Фалериях и в Ардее, а также в древнейших частях стен Рима.

До недавнего времени в особенную заслугу этрускам ставили то, что они первые в Европе стали выводить своды из клинообразно отесанных камней; их считали даже изобретателями такого свода, но теперь дознано, что он уже давно был известен на Востоке и в Греции. Как бы то ни было, этруски, кроме фальшивого свода, т. е. образуемого выступами верхних камнейправильной горизонтальной кладки над нижними камнями, как, например, в воротах Арпино, в римском Carcer Mamertinum и в камере над цистерной в Тускулуме, устраивали очень искусно и настоящие своды; об этом свидетельствует громадная Cloaca Maxima в Риме, одни из ворот в городских стенах Перуджии и триумфальная арка с тремя изваяниями голов на начальных камнях и на замковом камне ее свода, в Вольтерре.

Самая многочисленная категория уцелевших произведений этрусского зодчества — погребальные памятники. Ни один народ в древнем мире, кроме египтян, не заботился столь внимательно об устройстве мест вечного успокоения для умерших, как этруски. Их кладбища, занимающие обширные пространства, отмечают собой главные пункты этрусской оседлости.

Наиболее простые из усыпальниц, встречаемых в этих некрополях, можно причислить к разряду курганов, обычных у первобытных народов. Устроенные нередко в очень большом размере, они состояли из круглого, правильно сложенного из камня основания и из поднимающейся над ним громадной земляной насыпи в виде конуса, который иногда заменялся несколькими конусами или коническими башнями; внутри такого памятника находилась погребальная камера, крытая ложным или настоящим сводом. Этот тип усыпальниц, возникший, без сомнения, в самой Италии, удержался в ней до последних времен Римской империи.

К числу грандиознейших памятников подобного рода принадлежит так называемая “Кукумелла”, близ Вульчи. По описаниям древних авторов, гробница Порсенны состояла из пяти башен на четырехугольном подножии, причем четыре из них находились на его углах, а пятая в середине. Позднейший образец такого устройства представляет собой так называемая “Гробница Горациев и Куриациев” в Альбано, в окрестностях Рима. Есть также надгробные памятники в виде четырехугольных мавзолеев, сложенных из плит, с пирамидальным каменным же верхом, отделенным от низа широкой полосой валов и желобов, каковы, например, находящиеся в Орвието.

Третий тип этрусских усыпальниц, пещеры, вырубленные в скале, представляют собой, очевидно, заимствование с Востока, из Лидии. Они устраивались там, где это было возможно, и нередко украшались гладким фасадом, середину которого занимала дверь, по большей части фальшивая, и который оканчивался вверху горизонтальной полосой валов и желобов, подобной только что упомянутой. Внутренность этрусских усыпальниц — еще любопытнее их наружности. Вера в загробное существование человека побуждала устраивать их по образцу жилых покоев. Умерших, или их саркофаги, или же урны с их пеплом помещали на скамьях у стен или в нишах вроде альковов, причем для того чтобы отошедшие на тот свет не испытывали нужды ни в чем необходимом, их окружали в изобилии различной домашней утварью. Двери, настоящие или фальшивые, были обрамлены наличниками, имевшими вверху выступы в ту и другую стороны, вправо и влево (характеристично этрусский мотив).

В одной из усыпальниц в Черветри высечены в скале седалища красивой формы. Отделка потолка в погребальных камерах подражала деревянным крышам этрусских домов; когда того требовала величина камеры, его подпирали столбами, как, например, в Черветри, или колоннами, как, например в Бомарцо, причем вырубались на нем подобия балок и прочих подробностей конструкции деревянных потолков. Нередко встречаются также потолки с настоящими кассетами.

Одна из усыпальниц в Корнето дает наглядное понятие о внутреннем виде описанного Витрувием этрусского атрия в жилых домах, с его отверстием для света в середине потолка, еще не подпертого, как у римлян, колоннами; о наружности же таких домов можно составить себе представление по одной терракотовой урне в виде дома, хранящейся во Флорентийском музее. Другая урна того же музея доказывает, что у этрусков существовали также дома с фронтоном и без отверстия в крыше, получавшие освещение через широкие окна в боковых стенах или через открытые галереи.

Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой крови. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами, позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Все эти постройки этрусков до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых – некрополи – обычно выносившиеся за пределы городских стен.

Гробница Куту,
строители неизвестны, III-Iв. до н.э.
Италия, Перуджа

В Этрурии был очень развит культ предков, который стал источником развития скульптурного портрета, унаследованного римлянами, и культ загробной жизни, который привел к сооружению богатых гробниц, разных по материалам и форме, но сходных по обилию живописных и скульптурных украшений. В Черветри сохранилось несколько сот круглых гробниц, выложенных из камня и засыпанных сверху земляным холмом. Это так называемые тумулусы.  На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия.

Купольная гробница,
строители неизвестны, VIIв. до н.э. Италия, Черветри

В помещениях гробниц все напоминает о радостях земной жизни: сцены пиров, танцев, битв, охоты изображаются на фресках. Даже на погребальных урнах и саркофагах лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами.

Этруски любили украшать посмертные приюты своих близких стенными картинами и изображали в них сцены повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, предполагаемого загробного существования с участием крылатых божеств смерти, светлых и мрачных, а в позднейшую пору также сюжеты, почерпнутые из греческой мифологии. Большинство таких картин находится в усыпальницах Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието; в других некрополях стенная живопись встречается только в единичных случаях. В техническом отношении, это — контурные рисунки, исполненные на сырой извести, иллюминированные настоящим фресковым способом и лишь кое-где несколько подправленные темперой.

Фон стен был обыкновенно белый или желтоватый; краски, в которых изображение выделялось на этом фоне, были сперва очень немногочисленны — темно-коричневая, красная и желтая; потом к ним прибавились синяя, серая, белая, различные оттенки красной и, позднее, зеленая. Под конец этруски научились получать переходные тона посредством смешения основных красок. Художественное достоинство этих фресок неодинаково: некоторые исполнены робко, с принужденными и условными положениями фигур и с неумелой укладкой драпировок; другие — гораздо смелее и совершенно подходят по стилю к греческой вазовой живописи.

Группировка фигур — довольно простая и по большей части ограничивается расположением их в один ряд и нередко в отделении их друг от друга деревьями или виноградными лозами. Поразительна раскраска фигур, до того произвольная и противоестественная, что можно подумать, будто люди и звери выкрашены так из шалости; например, в одном погребальном гроте в Вейях, у лошади голова черная, грива желтая, спина красная, а ноги оранжевые и черные. Но, быть может, цвета красок в подобных случаях имели какое-либо неразгаданное нами символическое значение.

Некрополь Бандитача,
строители неизвестны, VII-VIвв. до н.э.
Италия, Черветри

В деле скульптуры этруски находились под греческим, а именно ионическим влиянием, не двигаясь вперед за границы архаизма. Главным материалом для ваяния была у них глина. Терракотовая статуя Юпитера в его капитолийском храме, в Риме, квадрига, стоявшая на коньке фронтона этого здания, и другие его скульптурные украшения были исполнены этрусским мастером, Волканием (Вульком) из Вей. Эти произведения исчезли бесследно.

Крупные терракотовые фигуры сохранились для нас главным образом на крышках саркофагов. Замечательнейшие из скульптур этого рода происходят из Черветри и хранятся одна в Луврском музее, в Париже, а другая в Британском музее, в Лондоне. Они изображают по чете супругов, полусидящях на ложе, моделированы сухо, архаически, неправильно в отношении пропорций, но очень жизненно. В этих и подобных им группах, равно как и в отдельных статуях, не трудно подметить основные черты древнегреческого стиля, но также и стремление верно и просто передавать действительность.

Картинка 15 из 394

Этрусский саркофаг из некрополя Бандитачча

Вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Оказывается, что могучая Римская держава, покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и учителей – этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих достижений, приписываемых римскому гению, в том числе и Капитолийской волчицы, вскормившей основателей Рима Ромула и Рема, так как и она создана неизвестным этрусским мастером.

В этом изваянии, как известно, фигуры братьев близнецов прибавлены в XVI столетии итальянским художником Гульельмо делла Порто, что же касается до самой волчицы, то она возбуждала много споров: одни признавали ее этрусским произведением, другие чисто греческим, а некоторые приписывали ее даже христианским Средним векам. Всего вероятнее, что она изваяна греком-ионийцем в Средней Италии, для Рима, лет за 500 до Р. Х.

Арка в Перудже,
строители неизвестны, III-IIвв.до.н.э.
Италия, Перуджа

Господствующее положение в городах этрусков занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части — святилища трех богов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Храмы имели глубокие портики, откуда жрецы-авгуры наблюдали за полетом птиц и делали свои предсказания. Они гадали и по печени жертвенных животных.

В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер.

Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки.

Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Храмы обильно украшались раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Поэтому, в отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью.

Об этрусских храмах мы можем составить себе понятие единственно по их описанию у Витрувия; от них не дошло до нас ничего, кроме следов оснований и скудных обломков (в Алатри, Чивита-Кастелане, Фалериях и Марцаботто): то обстоятельство, что в их конструкцию входило много дерева, равно как и быстрое исчезновение самих этрусков с исторической сцены, помешали этим памятникам их зодчества сохраниться хоть сколько-нибудь.

Вообще этрусский храм существенно отличался от греческого, несмотря на то что заимствовал от него свои главные черты. На его высокое основание вела лестница, устроенная только с одной, лицевой стороны. Сам храм представлял в плане четырехугольник, переднюю часть которого занимал широкий и глубокий портик с фронтоном, поддерживаемым четырьмя колоннами, имевший иногда в своей глубине еще две или несколько колонн. Каждый из трех промежутков между колоннами фасада вел ко входной двери в одну из трех целл, на которые разделялся храм. Каждая целла была посвящена одному божеству, а нередко и трем божествам зараз.

Средний интервал между колоннами и средняя целла обыкновенно были шире остальных. Задняя стена и боковые стены здания были глухие, но лицевая колоннада часто продолжалась и по его бокам. Так как вся верхняя часть храма строилась по большей части из дерева и потому не нуждалась в особенно солидной поддержке, то колонны были тонки и стройны. Своим стилем они напоминали греческие дорические колонны, но формы их капителей и баз были тощи и лишены гармоничной соразмерности.

Кроме таких колонн, употреблялись столбы и колонны, смахивающие на ионические и коринфские, но плохо обработанные. Антаблемент первоначально не заключал в себе собственно фриза. Над сильно выступающим вперед карнизом поднималась двускатная крыша, более крутая, чем у греческих храмов; образуемый ей фронтон был высок и грузен. Впоследствии, под влиянием греческих образцов, появились: на антаблементе триглифный фриз, имевший, однако, лишь декоративное значение, над вершиной и над нижними концами фронтона терракотовые или бронзовые украшения (акротерии), а на его тимпане такие же статуи и рельефы.

Знаменитейшим храмом этрусского стиля был храм Юпитера на Капитолийском холме в Риме, заложенный приблизительно в 509 г. до Р. Х. Кроме этого святилища, существовало в Риме несколько других храмов этрусского типа. По свидетельству Витрувия, этруски, наряду с храмами четырехугольного плана, строили также и круглые; едва ли впадешь в ошибку, если представишь себе храмы этого рода похожими в малом виде и в общих чертах на римский Пантеон, т. е. зданиями цилиндрической формы с приставленным спереди портиком.

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения.

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Ворота в Вольтерре
III-IIвв.до.н.э. Вольтерран, Италия

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфенон на афинском Акрополе.

 Из каменных произведений этрусской скульптуры достойны внимания преимущественно известняковые надгробные стелы, сверху закругленные, украшенные рельефами, встречающиеся поодиночке в Тоскане и находимые в большом количестве близ Болоньи. Тосканские стелы, хранящиеся, например, в палаццо Буонарроти, во Флоренции, представляют изображения отдельных фигур сильных, приземистых воинов с длинными волосами на голове, с широкими бедрами, в строго-профильном положении. Стелы из Чертозы, близ Болоньи, которые можно изучить лучше всего в музее этого города, украшены низкорельефными, обрамленными волнистой лентой изображениями воинских игр, сражений, сцен выступления в поход и прощания; в этих рельефах отражаются все фазы развития греческих форм вплоть до персидских войн, но в исполнении скорее ремесленном, чем художественном.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.э.

082513_1422_5.png Архитектура Древнего Египта 1722-0Архитектура Двуречья
Архитектура Древней Персии 082513_1422_8.jpgАрхитектура Эгейского мира
Этрусская архитектура Архитектура Древней Греции
Архитектура Древнего Рима 082513_1422_19.jpg Мусульманская архитектура
Архитектура Византии Древнерусская архитектура
Раннехристианская архитектура 1714-0Развитие архитектуры в Древнем Китае
082513_1422_15.gifАрхитектурное искусство Японии 082513_1422_11.jpgАрхитектура древних цивилизаций Америки