Мусульманская архитектура: строительные приемы
Строительные приёмы: Системы уравновешивания
Выносные пяты — Из различных приемов уравновешивания прежде всего напомним остроумный прием, позволяющий уменьшать и лучше направлять распор при помощи выкладки напуском нижних частей свода (рис. 67).
Скрепления — Почти все своды, носящие на себе печать иранского, а также и византийского влияния, поддерживаются, по крайней мере в период стройки, деревянными связями.
Аркады большой мечети Амру в Каире сохранили деревянные связи, воспринимавшие распор. Большая часть куполов, особенно луковичные купола XVI в., содержит в самой кирпичной кладке одно или несколько звеньев деревянных скреп. Часто эти связующие кольца еще усиливались поперечными затяжками, которые спиливались, когда конструкция получала нагрузку. Незаконченный купол в Дех-Абаде (рис. 72) еще сохраняет свои вспомогательные связи.
Система распределения опор — Мусульманские архитекторы обычно помещают опорные элементы внутри здания, так же как древние иранцы, римляне и византийцы. Планы двух главных мечетей Адрианополя (рис. 74) составлены в точном соответствии с этим принципом; А — план древней мечети, воздвигнутой в XIV в. Мухаммедом I, В — план мечети, построенной в XVI в. султаном Селимом.
Рис. 74 |
Встречаются здания, в которых система распределения опор применена так же умело, как и в сооружениях средневековой Франции.
Мечеть Султаниэ, общий план которой приведен на рис. 70, является в отношении статики образцовой: цилиндрические своды высоких галерей служат настоящими аркбутанами, превращая стены галерей в опоры главного купола.
Распор этого большого купола, расположенного на несущих его подпружных арках, преобразуется ими в распор, приходящийся на углы здания. Чтобы обеспечить устойчивость угловых устоев, их нагрузили тяжестью минаретов. Эти минареты играют роль дополнительного груза и совершенно эквивалентны тяжести пинаклей па вершинах контрфорсов христианских церквей. Силы распора, столь искусно воспринимаемые, в свою очередь ослаблены насколько возможно благодаря легкой конструкции верхушки свода, полой во всем своем сечении.
За исключением готики, ни одна архитектура не дает такого глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов для борьбы с ним. Это уже совсем не то, что мы видели в римских постройках на растворе: там — инертная масса, оказывающая противодействие, здесь — живой и работающий организм.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Строительные приёмы: Купола
Различные формы скуфьи
В XIV в., в ту эпоху, когда каирский султан Хассан послал своих архитекторов в Иран учиться строительному искусству, система куполов на парусах получает широкое применение. На рис. 69 сопоставлены главные типы куполов, обычно применявшихся в мусульманской архитектуре.
Нормальный тип — Иранский купол типа А имеет очень повышенный профиль. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса, устраняющую ту трудность конструкции, на которую мы указывали, говоря о византийской архитектуре, — трудность сохранять в верхней части купола перпендикулярное положение рядов кладки по отношению к внутренней поверхности свода.
Другие формы являются лишь вариациями иранского свода: купол принимает то форму конуса (D), то ячеистую поверхность (В), то форму луковицы (Е).
Рис. 69 |
Рис. 70 |
Выложенный из кирпича пустотелый купол. — На рис. 70 изображен иранский купол, выполненный не путем сплошной кладки, а состоящий из двух кирпичных оболочек, связанных (деталь М) при помощи распорок и переплетающихся арок; таким образом, получается свод такой же прочности, что и сплошной, но более легкий и с меньшим распором. Пример, приведенный на рис. 70, взят из мечети в Султаниэ.
Конический купол — На рис. 71, А представлен конический купол одной никейской гробницы; это армянский купол, но выложенный из кирпича.
Конический купол появляется в Армении около X в.; в XI в. его заимствуют сельджуки и переносят его в области своего расселения, от Каппадокии до Босфора.
Используя те преимущества, которые дает употребление кирпича, они придают куполу ребристое очертание и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект.
Ячеистый купол — На рис. 71, В показан купол в виде ячеистого конуса. Ряды кладки здесь совершенно горизонтальны, а купол составляется из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой.
Один из древнейших примеров такого купола мы находим в так называемой гробнице Зобеиды в Багдаде; мы встречаем его также в гробнице Даниила близ Суз и т. д.
Луковичный купол — Наконец, мы подходим к луковичному куполу (рис. 69, М). Этот профиль, едва намечающийся в деревянном своде Эль-Сахра (рис. 66), приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда исламизм завоевывал Индию; вероятно, он связан с влиянием Индии, где мы находим его в гораздо более раннюю эпоху. Расширенная часть купола выкладывается горизонтальными рядами вперевязку. Купол, в собственном смысле слова, начинается только там, где кончается выпуклость.
Рис. 71 |
Рис. 72 |
Детали парусов
Купола на конических парусах — Парус в мусульманской архитектуре происходит от конического тромпа древнеиранского типа (рис. 69, А). Иногда он воспроизводит и форму и структуру последнего; чаще всего он выкладывается горизонтальными нависающими рядами. Рис. 72 (иранская гробница в Дех-Абаде) показывает расположение внутренней поверхности сводов, число которых при данном способе сооружения совершенно не ограничено.
Когда парус большого пролета, то горизонтальные ряды его кладки, повышающиеся ступенями, могут дать осадку. Чтобы избежать этой опасности, прибегают к аркам из крупных кирпичных блоков (деталь А), которые возводятся без кружал и достаточно жестки, чтобы поддержать массу кладки. Эти арки образуют на плоскости стены большие правильные изгибы; что касается горизонтальных швов, то их ряды вырисовываются фестонами, образующими при своем повышении более или менее прихотливые узоры и создающими впечатление ступенчатой конструкции.
Рис. 73 |
Своды на ячеистых парусах — Среди бесконечного разнообразия форм обработки внутренней поверхности свода, какое допускает кирпичная кладка горизонтальными рядами, при кладке уступами, как показано на рис. 73, В, получается ячеистая поверхность; если обработать входящие углы при помощи гипса, получается эффект, приближающийся к так называемым сталактитовым сводам, удивительные образцы которых создали в Испании арабы.
Сталактитовые своды — На смену ячеистым сводам сельджукского искусства приходят своды сталактитовые; в эту эпоху создана Альгамбра (XIII в.). Эта комбинация из свисающих игл, к построению которой мы вернемся при изучении арабской орнаментики, — скорее просто сочетание гипсовых, обычно полых, призм, чем свод; призмы эти, будучи установлены вертикально, образуют, следовательно, конструкцию, которая с точки зрения статики не имеет ничего общего со сводом. Все перекрытие держится только благодаря сцеплению гипсового раствора, связывающего сталактитовые призмы, и благодаря слою штукатурки, который их покрывает и как бы припаивает одну к другой; в смысле конструкции эти своды представляют собою полые монолиты. Особые виды свода на сферических парусах. — Парус в форме сферического треугольника является особенностью византийской архитектуры; в мусульманской архитектуре он появляется только после завоевания Константинополя турками.
Рис. 73, А воспроизводит один из редких случаев применения этой системы у иранцев — в галерее моста в Исфахане; в этих парусах ряды кладки причудливо расположены по сети декоративных линий.
Хронология куполов
Таковы главные виды куполов. Их хронология может быть сведена к следующему (рис. 69):
1) первоначальный период (тип А) — купол с сильно повышенным яйцевидным профилем, покоящийся на парусах в виде тромпов (памятники Древнего Ирана);
2) XII и XIII вв. (типы В и D) — конические купола, гладкие и ячеистые, сельджукской архитектуры;
3) XIV в. (тип Q — купола на парусах в виде тромпов (мечеть Хассана); к этой же эпохе относятся и купола с двойной оболочкой, скрепленной связями, образец которых мы видели в Султаниэ;
4) XVI в. (тип Е) — луковичный купол, вывезенный из Индии.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Строительные приёмы: Сводчатые сооружения
Цилиндрические своды
Иран — край, совершенно лишенный лесной растительности — является классической страной сводов, возводившихся без кружал. Мы уже описывали цилиндрические своды из кирпича или из каменных плит, возведенные последовательными вертикальными слоями, что позволяло обходиться без вспомогательных кружал. Таковы цилиндрические своды средневекового Ирана и, можно сказать, всего мусульманского Востока. Кладка радиальными рядами, требующая кружал, применялась лишь для отдельных арок или для верхних частей цилиндрических сводов.
Когда требуется большая прочность, т. е. значительная толщина, свод выполняется в несколько перекатов, уложенных один по другому. Ясно, что в таком случае кладка рядами вдоль оси необходима только для внутреннего переката, и лишь он один так выкладывается, а последующие выкладываются радиальными рядами; это весьма рациональное сочетание двух систем восходит к самой глубокой древности.
У самых своих пят иранские своды, начиная с сасанидской эпохи, выполнены специальной кладкой напуском (рис. 67), в чем обнаруживается чрезвычайно тонкий анализ условий устойчивости.
Нижние части свода выкладываются горизонтальными и постепенно нависающими рядами, а кладка из клинчатых камней начинается лишь на значительной высоте от пят свода.
Кладка из клинчатых камней дает распор, а опорная часть свода, выложенная горизонтальными рядами, оказывает сопротивление распору; поэтому усиливать опоры, уменьшая клинчатую часть свода, — значит уменьшать распор и одновременно увеличивать сопротивляющуюся распору массу. Вместе с тем это приводит и к значительному упрощению работы.
Рис. 67 |
Рис. 68 |
Существуют два способа увязать клинчатую часть свода с его опорами из горизонтальных рядов: иногда этот переход достигается при помощи постепенного наклона горизонтальных рядов (рис. 67, В), в других случаях {А) горизонтальные ряды стесаны по наклонной плоскости X, на которую опирается клинчатая часть свода.
Своды на нервюрах
Несколько мечетей с деревянными перекрытиями, относящиеся к первым векам ислама, представляют собой маленькие святилища, михрабы, перекрытые сводами, конструкция которых показана на рис. 68. В этих небольших сводах интересно то, что они на нервюрах.
Являются ли арабы изобретателями этой системы? Это весьма сомнительно. Маловероятно также, чтобы эта система шла из Армении, где она применялась лишь в виде исключения; происхождение ее может быть установлено только предположительно.
В арабской архитектуре этот вид свода появляется только к X в. Так, Кордовский михраб относится достоверно к 965 г.; другие памятники, в которых применяется нервюрная система, в частности мечеть, перестроенная в церковь де ла Люц в Толедо, — несколько более поздние. Таким образом, в арабском строительном искусстве нервюрная система существовала за полтора столетия до появления ее в архитектуре Франции.
Крестовые своды
Арабы никогда не применяли нервюрную систему к крестовым сводам, хотя для них она очень хорошо подходит. Они рано начали применять крестовый свод; позднее, желая достигнуть большего декоративного эффекта, они сознательно увеличивали количество пересечений парусов, но выполняли ребра кладкой вперевязку (en besace). На долю готических строителей выпало применение нервюр к крестовому своду, — это было развитие идеи, заключавшей в зародыше целую революцию.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах
Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Конструкции с крышами на аркадах. Формы аркад: Стрельчатая арка. Подковообразная арка. Килевидная арка. Трехлопастная арка. Система аркад: Многоярусные и переплетающиеся арки. Арки с ажурными тимпанами. Типы аркад в различных школах мусульманского искусства. Деревянные перекрытия: Террасы и крыши. Земляные сооружения с деревянным каркасом. Деревянные купола. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
В начале своего развития мусульманская архитектура воспринимала местные доисламские традиции зодчества. В Иране в основу раннемусульманской архитектуры были положены сасанидские традиции, в Сирии и Малой Азии — элементы византийской архитектуры, в Египте — коптской.
Мусульманское искусство, зародившееся в VII в., появляется в то время, когда школы византийской архитектуры уже вполне сложились; под их влияние оно и подпадает. Но в странах, в которых оно зарождается, византийское искусство еще не пустило глубоких корней. Вместо того чтобы воспринять византийские методы, мусульманское искусство обращается к тому источнику, из которого они произошли, и вдохновляясь принципами, господствовавшими в константинопольской архитектуре, приходит к комбинациям и формам, совершенно чуждым империи греков.
В течение VII и VIII вв. центрами мусульманской архитектуры были Дамаск и Каир. К IX в. центр этот перемещается в Багдад, а затем в Кордову.
Первые шаги мусульманского искусства можно проследить в Сирии. Ко времени завоевания ее там была господствующим типом сооружения терраса (плоская крыша) на аркадах, которая и поныне еще сохранилась в Дамаске и отличается от античной системы Хаурана (область к востоку от р. Иордана) только тем, что каменная крыша заменена деревянным настилом. К этой системе, иранской по своему происхождению, относятся памятники первых веков исламизма; сводчатая мечеть появляется позднее и знаменует в истории мусульманской архитектуры второй период иранского влияния.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ: КОНСТРУКЦИЯ С КРЫШАМИ НА АРКАДАХ
Представим себе аркады, поставленные параллельными рядами, а на аркадах — террасы или крыши с небольшим уклоном: таковы были первые мечети Египта, Сирии и Испании. Иранцы, строившие почти исключительно из кирпича, никогда не вводили в практику аркады на колоннах, — у них аркада покоится на квадратных каменных столбах; наоборот, арабская аркада почти всегда опирается на колонны.
Формы аркад
Независимо от полуциркульной арки, мусульмане часто употребляют подковообразную арку (рис. 60, В), очень редко встречающуюся в византийской архитектуре, а также стрельчатую арку (А), совершенно чуждую Византии.
Стрельчатая арка — Стрельчатая арка, которую мы встречали в сасанидском Иране, — обычная форма арабской арки.
В отношении распора применение этой формы знаменовало бы действительный прогресс, если бы арабы не ослабили ее преимуществ неудачным расположением швов кладки, линии которых все сходятся в одном центре (А). Отметим, впрочем, что эта ошибка никогда не встречается в сводах из тесаного камня, где она повлекла бы за собой осложнения в отеске. И наоборот, она облегчает кладку кирпичных сводов, позволяя регулировать наклон рядов кладки при помощи простого шнура, укрепленного в точке А.
Подковообразная арка — Конструкция подковообразной арки имеет подобную же особенность: линии швов кладки сходятся в центре В, который не совпадает с центром кривизны.
Рис. 60 |
Рис. 61 |
Подковообразную арку мы встречали в сассанидских конструкциях Ктезифона. Там же следует искать и ее зарождение.
Опоры арки (рис. 61, A) имеют на уровне ее пят уступ R для установки кружал. По окончании работ каменщиков внутренняя поверхность арки покрывалась штукатуркой. Естественно было воспользоваться этой штукатуркой для обработки уступа в виде ската, составляющего продолжение внутренней поверхности арки. Эта форма перехода и породила очертание арки в виде подковы, причем у арабов это очертание пережило самый строительный прием.
Трехлопастная арка — Происхождение трехлопастной арки (рис. 61, B) объясняется соображениями того же порядка. В стране, где леса редки, кружало используется только для верхней части арки, причем оно устанавливается на консолях S, выступающих на внутренней поверхности арки. По окончании работ консоли не уничтожаются, а сохраняются и обрабатываются штукатуркой; подобная обработка сама по себе придает внутренней поверхности арки трехлопастную форму, столь характерную для арабского искусства.
Килевидная арка — поздний вариант, заимствованный, без сомнения, из Индии. Совершенно необъяснимая в арабской постройке из кирпича, килевидная арка была уместна в такой архитектуре, как индийская, которая пользуется напуском рядов каменной кладки. Применение ее в последний период арабского искусства является неоправданным подражанием и одной из конструктивных ошибок, характерных для эпохи упадка.
Система аркад
Многоярусные и переплетающиеся арки — Мы подходим к странному на первый взгляд расположению арок, то поднимающихся ярусами, то переплетающихся между собой, как это изображено на рис. 62. Такое расположение исходит из необходимости достигнуть значительной высоты аркады при колоннах малого размера.
В Кордове на первый ярус колонн попросту поставили второй ярус столбов (чертеж А) или колонн (чертеж В). Но такую надстройку можно было возвести только за счет уменьшения устойчивости; чтобы избежать при этой конструкции возможных искривлений, стали прибегать к промежуточным аркам. Происхождение двойного ряда арок, указанных на чертеже А, объясняется именно этим обстоятельством.
Затем, когда принцип уже был установлен, естественно возникала мысль соединять попарно составные подпорки при посредстве переплетающихся арок; отсюда получился вариант В (переплетающиеся арки обозначены на рисунке пунктиром). Этот новый способ имел то преимущество, что обеспечивал большую жесткость конструкции и во всех отношениях был рационален.
Если вырезать фестонами переплетающиеся арки, получатся поразительные по своему эффекту аркады Кордовской мечети со всеми их деталями. Фестоны (рис. 63, С) могут быть получены при посредстве выступов кирпичной кладки, обработанных штукатуркой.
Арки с ажурными тимпанами. — Такого рода арки без тимпанов, действительно, подвержены опасности деформации. Чтобы сделать более устойчивыми арки в их верхней части и в то же время использовать их для несения крыши, в Альгамбре (рис. 63, М) возвели над ними тимпаны из кирпичей в виде решетки, ячейки которой заполнены декоративными панно.
Типы аркад в различных школах мусульманского искусства
Все эти различные типы аркад четко классифицируются по школам. Иранская аркада почти всегда имеет профиль стрельчатой формы. Аркада Сирии, Египта и Испании сохраняет до IX в. полуциркульное или подковообразное очертание; стрельчатый свод едва намечается в так называемой мечети Амру, где вершина арок имеет чуть заметный перелом; в Египте стрельчатый свод начинает преобладать только со времени мечети Ибн-Тулун (конец IX в.).
|
Рис. 62 |
|
Рис. 63 |
Испанская школа почти полностью отказывается от стрельчатой арки. Зато ей свойственны переплетающиеся арки, изображенные на рис 62, В, которые типичны для Кордовы, и ажурные тимпаны Альгамбры (рис. 63, М). Трехлопастные арки обыкновенно встречаются только в Испании и в странах африканского побережья, граничащих с Испанией, — в Марокко и Алжире.
Деревянные перекрытия
Террасы и крыши — По своей конструкции террасы представляют обыкновенный брусчатый настил, поддерживающий посредством досчатого настила слой глины, который служит защитой от зноя и дождя. Крыши со скатами составляют исключение и бывают двух типов: архаического типа фермы, где ригель несущий, и римского, где ригель служит затяжкой.
К первой системе, в которой отразилась древнейшая традиция, принадлежат крыши, перекрывающие улицы Дамаска (рис. 64, А). Остатки первоначального перекрытия мечети в Кордове указывают на существование ферм с затяжками; фермы больших арабских сооружений, вероятно, мало отличались от тех, которые нам придется описывать, когда мы будем говорить о церквах Сицилии, представляющие собой смешение арабской, латинской и византийской архитектур.
Для потолочных балок и для настила террас не было иного материала, кроме стволов пальм; но пальмовое дерево — худшее из всех сортов, и поэтому, не полагаясь на его собственную прочность, пальмовые стволы укладывали между двумя поставленными ребром толстыми досками (рис. 64, В). Этот прием оставил свой след в округленном профиле большей части балок из хорошего дерева и в сохранившемся у арабов обычае обшивать эти балки досками.
Рис. 64 |
Рис. 65 |
Земляные сооружения с деревянным каркасом — Вместо сплошных настилов для террас арабы Сахары довольствуются (причем это решение допустимо только для очень небольших масштабов) остовом из пальмовых стволов, на котором они посредством намета известкового раствора лопаткой, без всяких кружал, возводят кессонное перекрытие из земли, обработанное снизу в виде монастырских сводов. Пример, приведенный на рис. 65, А, заимствован из Тугуртской мечети; детали, данные на том же рисунке, взяты из смешанных конструкций из земли и пальмового дерева, распространенных в пустынях Африки.
Деревянные купола — Наконец, арабы применяют в своей архитектуре судостроительные приемы; так, деревянный купол мечети Эль-Сахра в Иерусалиме построен на основе приемов, явно заимствованных из корабельной конструкции.
Рис. 66 |
Эта мечеть (рис. 66) представляет собой ротонду; перекрывающий ее купол состоит, как показано на детали А, из двух оболочек, помещенных одна в другую и совершенно независимых друг от друга. Каждая из них напоминает корпус судна и снабжена ребрами, которые соответствуют «ребрам» корабля; горизонтальное перекрытие укрепляет эти ребра, а борты их обшиты досками.
Надпись устанавливает дату этого купола — 1022 г. н. э. Мечеть Эль-Акса, относящаяся к этой же группе сооружений, воспроизводит приблизительно в то же самое время те же приемы деревянного купола.
Купол мечети Эль-Сахра заменяет собой более древний купол, рухнувший во время землетрясения, что позволяет нам датировать этот тип ранее XI в.; весьма возможно, что принцип его заимствован из сооружений центральной Сирии, как, например, из собора в Босре, где незначительная толщина стен купольных барабанов доказывает, что на них покоились деревянные купола.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Читать о мусульманской архитектуре:
- Мусульманская архитектура
- Мавзолей Тадж-Махал
- Мекка и Медина
- Альгамбра. Alhambra
- Мечеть Сулеймание в Стамбуле
- Мечеть Шах-Заде в Стамбуле
- Мечеть Беязит в Стамбуле
- Мечеть Ахмедие (Голубая мечеть) в Стамбуле
- Мавзолей Саманидов в Бухаре
- Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб
- Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде
- Мечеть Биби-Ханым в Самарканде
- Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде
- Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари
- Памятник южноарабской архитектуры