ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Акрополь

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬАкрополь

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.

Афинский Акрополь

расположен на природной известняковой скале высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. Часть этих стен сохранились и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей).

В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон. Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.

Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор» (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек, т.н. Коры.

После победы под Марафоном в 490 до н.э. было решено создать на Акрополе рядом с древним храмом Полиады новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, имел 6 колонн. Однако постройки так и не были завершены, т.к. персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя. Возвращение афинян в свой город в 478 до н.э. – начало нового этапа в жизни Акрополя: возводится южная стена Акрополя, частично восстанавливается храм Полиады, создается колоссальная бронзовая статуяАфины Промахос (Воительницы) (465–455 до н.э.).

Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых частях статуи (острие копья, шлем). Скульптура Афины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.

При Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, в 450 до н.э. начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447-438 до н.э.), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь(437–432 до н.э.), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) (между 449–420 до н.э.), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.), статуя Афины Промахос. Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.

Фидий – афинский скульптор (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководит всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Подвергнутый суду за якобы присвоенные во время строительства Акрополя драгоценные материалы и безбожие, был вынужден покинуть Афины, перебирается на Пелопоннес, где создает ряд знаменитых творений.

В последующие эпохи облик Афинского Акрополя менялся незначительно: в начале 4 в. до н.э. царь Пергама Эвмен II устанавливает квадригу на высоком постаменте (известен как Постамент Агриппы) рядом с Пинокатекой, примыкающей к Пропилеям. В Римский период на Акрополе восточнее Парфенона был построен небольшой круглый моноптерный (без алтарной части) храм в честь обожествленной Ромы (Рима) и императора Августа (27 до н.э.).

При введении христианства становятся храмами иЭрехтейон и Парфенон (церковь Мудрости Божией (Софии)). В 1205 Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши (De la Roche) устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d”Athenes. В 1456 Афины завоеваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 венецианская армия осадила турок в Акрополе, постоянно обстреливая его. Один из снарядов попал в Парфенон, использовавшийся, как пороховой склад. Это привело к колоссальному взрыву, здание было разрушено. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками на составляющие мраморные блоки, которые использовались ими для укрепления бастиона. Часть Пропилей также уничтожена взрывом. Гравюры и очевидцы того времени и последующих лет описывают Афины и Акрополь, как город, чье население его покинуло. Тогда же к разрушенному Парфенону пристраивается мечеть.

В начале 19 в. происходит вывоз художественного наследия Древней Греции с Афинского Акрополя британским послом в Турции лордом Джеймсом Брюсом Элгиным (1811–1863). Теперь эти произведения хранятся в Британском музее. В результате военных действий национально-освободительной войны против турецких завоевателей, начавшейся в Греции в 1821, некоторые постройки Акрополя пострадали (часть Эрехтейона была разрушена). После обретения Грецией независимости и провозглашения Афин столицей, Акрополь передается под опеку государства. Удаляются многие развалины, уничтожаются турецкие укрепления Пропилей, восстанавливается храм Ники Аптерос (1834–1838), проводятся раскопки, в результате которых найдено большое количество произведений архаической архитектуры и скульптуры, выставленных ныне в Музее Акрополя. С 1898 до второй мировой войны проводятся крупномасштабные реставрационные работы, продолжившиеся после окончания войны.

Большой тревогой последних десятилетий стало разрушение мрамора. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Однако противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями. Подлинники хранятся в Музее Акрополя (Кариатиды с Портика Кариатид Эрехтейона).

Пропилеи

– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Возведенные из пентеликонского мрамора Пропилеи стоят на вершине крутого склона, к которому первоначально вела 80-тиметровая тропа. В середине 1 в. римляне во время правления императора Клавдия покрыли поверхность дороги ступенями. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Во внутренней части Пропилей высятся ионические колонны (по три колонны в два ряда). В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический – внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформления Пропилеи не имели.

С северо-запада Пропилей возвышается постамент Агриппы, созданный из пепельно-голубого мрамора для некогда стоявшей на нем квадриги. В виде возничего был изображен царь Эвмен II, позже – римский император Август Агриппа.

 Храм Ники Аптерос

– необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

Парфенон

(от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказу  Перикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м.

Скульптурные украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время великих Панафиней, праздновавшиеся раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов (кентавромахия, амазономахия, гигантомахия); восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.

Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике  (447–438 до н.э.). На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Сокровищница, в которой хранилась казна Афинского морского союза и городской архив, примыкала к святилищу с запада, с тыльной стороны. Здесь жрицы храма ткали священную одежду (пеплос), которую жители города приносили в дар богине во время празднеств.

Эрехтейон

– выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.

Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею.  

 Портик Кариатид

– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.

Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.

У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в.

Бравронейон

– одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.

 Храм Ромы и Августа

(27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу.

Недалеко от храма Ромы, на самой высокой точке Акрополя, находилось важное святилище древнего Акрополя – святилище Зевса Полиея. Центральным событием ритуала в этом святилище было жертвоприношение быка. Не сохранилось.

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ. БИТВА ЛАПИФА С КЕНТАВРОМ. Фрагмент юго-западного фасада с метопами. Приписывается Фидию.

БИТВА ЛАПИФА С КЕНТАВРОМ.
Фрагмент юго-западного фасада с метопами. Приписывается Фидию.

Склоны Акрополя

Весь холм Акрополя, в том числе и его склоны за пределами стен, считался священной землей, и потому здесь располагались многие почитаемые святилища, а также менее значительные культовые объекты. Восточная часть южного склона предназначалась почитанию Диониса. На посвященном ему участке земли рядом с двумя храмами этого божества существовал также театр Диониса под открытым небом, где впервые ставились бессмертные шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, а восточнее был выстроен крытый музыкальный зал (одейон, или одеон), возведенный Периклом и носивший его имя. К западу от театра находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его дочери Гигиеи. Далее к западу сохранились руины крытого театра римской эпохи, возведенного во 2 в. н.э. Иродом Аттиком, богатым покровителем искусств, и посвященного памяти его жены Региллы.

В пещерах, образованных нависающим уступом скалы по северному склону холма, более изрезанному и обрывистому, чем южный, приютились еще несколько святилищ. На северо-западе над источником Клепсидрой (что означает «Тайные воды») расположились три культовые пещеры, посвященные Аполлону, Зевсу и Пану. Примерно посреди склона, в расщелине скалы находилась пещера Аглавры, сестры Пандросы. Отсюда, согласно легенде, бросились вниз и разбились дочери Кекропа Аглавра и ее сестра Герса – они заглянули в запретный ларец, где находился в форме змеи их брат Эрехтей. Третья сестра, Пандроса, послушалась повеления богини Афины и отказалась заглядывать в ларец.

Далее на восток под открытым небом находилось святилище Афродиты «в садах», посвященное этой богине плодородия, обнаруживающей восточные черты. Почести воздавались здесь Афродите вместе с ее сыном Эросом. Проведенные на месте раскопки обнаружили также множество небольших алтарей, на которых совершались примитивные жертвоприношения.

Эти святилища, как и многие другие, располагались между стеной Акрополя и древней дорогой, опоясывавшей холм. Территория, ограниченная этой дорогой, вместе с участком внутри стен образует священную землю, предназначавшуюся исключительно для религиозных целей.

Доказательством того,  что прославленное могущество  Эллады и ее прежнее богатство  не ложный слух, является постройка величественных зданий Плутарх «Перикл», XII

 

1. Вид на Акрополь I. 1. Вид на Акрополь I.

Человек всегда создавал памятники, в которых он воплощал волновавшие его мысли и настроения. Около огромных египетских пирамид, у пышных колоннад римских форумов, близ храмов Московского Кремля возникает чувство общения с людьми, которые воздвигли эти сооружения, вошедшие в историю.

2. Вид на Акрополь II. 2. Вид на Акрополь II.

Трудно понять искусство Египта, не ощутив давящей массы простых по форме пирамид; нельзя составить представление о древнем Риме, не зная его форумов, или о Москве, не видя Кремля. Так и Акрополь в Афинах, древнейшей столице Греции, с его прекрасными сооружениями до сих пор живо воплощает величие бессмертной культуры Эллады.

3. Вид на Акрополь III. 3. Вид на Акрополь III.

Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной — Акрополь. Он возвышается над городом -над его площадями, сеткой улиц, низкими домами (илл. 1, 2). Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах, где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики — 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие (илл. 3). Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона — храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехфейон — храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами — Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники (илл. 4).

4. Реконструкция Акрополя. 4. Реконструкция Акрополя.

Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него расиолагались театр Диониса, рыночная площадь — агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний — Одеон был сооружен во II в. н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста.

5. Вид на Акрополь IV. 5. Вид на Акрополь IV.

Афинские зодчие во все времена стремились прежде всего подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма (илл. 5). Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части — древний город и город римского времени. На стороне арки, обращенной к Акрополю, есть надпись: «Это город Те-зея». На другой стороне: «Это город Адриана». Сквозь пролет римской арки виден с одной стороны храм Зевса Олимпийского, с другой — холм Акрополя, как будто заключенный в прекрасную раму (илл. 6).

6. Вид на храм Зевса Олимпийского сквозь арку Адриана. 6. Вид на храм Зевса Олимпийского сквозь арку Адриана.

Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Но и высокую художественно-эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их не восторгался, когда ж охотно кинул их — верблюд».

Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.

В Афинах запрещено сейчас строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации.

В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Они молчаливые свидетели славных событий, которые разыгрывались на этом холме в века, когда человек, еще в условиях рабовладельческого строя, впервые познал основы демократических свобод.

Однако еще более значительны они с точки зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасного признают недосягаемыми образцами искусства.

Примечания

  1. В переводе «гекатомпедон» означает стофутовый: длина боковой стороны храма была сто греческих футов.
  2. В искусстве V в. до н. э. принцип изменится. В архаический же период в общей планировке Акрополя, в трактовке отдельных храмов, во многих памятниках скульптуры господствует симметрия и последовательное чередование масс, как, в частности, в ансамбле храмов Селинунта или в расположении сокровищниц знаменитой Олимпии.
  3. См.: М. М. Кобылина, Аттическая скульптура, М., 1953, стр. 33.
  4. А. Павловский в книге Скульптура в Аттике до греко-персидских войн» (СПб., 1896, стр. 40) сообщает, что Аполлодор и Алкей писали о гидре девятиголовой, как и показано на фронтоне, и лишь затем народная фантазия сделала ее более страшной: Симонид называл ее уже пятидесятиголовой, а Еврипид писал даже о несчетных головах чудища.
  5. См.: В. К. Мальберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904, рис. 16, 17. Он считает, что обе группы относятся к одному храму, но к разным фронтонам.
  6. А. А. Павловский, Указ, соч., стр: 49.
  7. Борьбу Геракла с Тритоном часто изображали и вазописцы. На чернофигурной вазе собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина можно видеть этот сюжет.
  8. Хорошо сохранились постаменты с подписями ваятелей кор — скульптора Антенора и мастера Евтидика.
  9. Геродот, История, VIII, 52—53, пер. Ф. Г. Мищенко, М., 1888. Писистратиды, сыновья тирана Писистрата, были на стороне персов. Они были изгнаны из Афин до греко-персидских войн и вернулись в Афины вместе с персидскими полчищами.
  10. Фукидид, История, 90, 3, пер. Ф. Г. Мищенко в переработке С. Жебелева, т. I—II, М., 1915.
  11. Художественные формы в греческом искусстве строгого стиля первой половины V в. до н. э. отличались жесткостью и некоторой графичностью. Эти особенности выступают в пропорциях храма Посейдона в Пестуме, в скульптурных произведениях, в рисунках на вазах этого времени.
  12. Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII, пер. С. И. Соболевского, М., 1961.
  13. См.: О. Шуази, История архитектуры, том I, М., 1935, стр. 303.
  14. Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII.
  15. См.: Павсаний, Описание Эллады, М., 1938—1940, I, 17. 2.
  16. Возможно, сцена, показанная греческим вазописцем Евфронием на дне киянка — круглой чаши для вина, связана с этой монументальной росписью.
  17. Павсаний, Описание Эллады, X, 10,1. Хотя Павсаний пишет, что статуи поставлены на одну десятую добычи от марафонской победы, некоторые исследователи (Павлуцкий) справедливо сомневаются в этом, отмечая, что добыча при Марафоне была ничтожной, так как у персов не было лагеря на равнине, а на убитых ценных предметов быть не могло. Учитывая, что Геродот также ничего не говорит о добыче при Марафоне, Павлуцкий считает, что постановка этой группы именно при Кимоне связана с патриотическими воспоминаниями о Марафонской битве, в которой прославился отец Кимона Мильтиад.
  18. См.: «Плиний об искусстве», XXIV, 53, пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  19. В музеях Европы имеется несколько копий со статуй амазонок. Более или менее единодушно ученые признают амазонку из Берлина произведением Поликлета. Изваяние из Капитолийского музея чаще относят Кресилаю. Фидию приписывают статуи амазонки из виллы Адриана в Тиволи и из Ватикана.
  20. Павсаний, Описание Эллады, IX, 4, 1.
  21. Павсаний, Описание Эллады, I, 28, 2
  22. От этой статуи сохранились римские копии — статуя в Дрездене и голова в Болонье,
  23. Лукиан, Изображения, 6. Собр. соч., т. I, «Academia», 1935,
  24. Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 8.
  25. «Плиний об искусстве», XXXVI, 18.
  26. Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 5—7.
  27. Существует мнение, что золотой запас афинской казны был включен в золотые части статуи, которые, если город нуждался в золоте, могли быть сняты, чтобы потом снова быть восстановленными. Этим золотом соблазнялись похитители. Так, в IV в. до н. э. некто Филург похитил голову Медузы. Демосфен сообщает о другой краже. В III в. до н. э, тиран Лихарес также снял часть золотых украшений со статуи Афины.
  28. В Венском музее имеется прекрасная греческая гемма резчика Аспазия с воспроизведением головы Афины. В кургане близ Керчи в 1831 г. были найдены золотые медальоны IV в. до н. э. с изображением головы Афины Парфенос.
  29. Статуэтка Афины римского времени, найденная Ленорманом в Афинах близ Пникса, интересна тем, что на щите и постаменте видны рельефы, о которых сообщают Плиний и Павсаний. Статуэтка Афины, найденная на площади Варвакион, была создана во II в. н. э. и, пожалуй, более близка статуе Афины. Известны и другие мраморные римские копии Афины Парфенос: статуя Афины из виллы Людовизи в Риме с подписью афинского скульптора Антиоха или Метиоха, мраморная статуэтка из Мадрида со сфинксом на шлеме и др.
  30. Они сохранились в нескольких копиях: на щите статуэтки Ленормана, на фрагменте щита из Бристольского музея (щит Странгфорда), на фрагменте щита в Ватикане, на обломке щита Капитолийского торса Афины.
  31. Известный греческий вазогшсец Полигнот и другие художники также пробовали в это время показывать холмистую местность. На кратере из Орвието воины-аргонавты, собирающиеся в поход, изображены стоящими на холмах. Некоторые представлены поставившими ногу на возвышение почвы, иные изображены наполовину закрытыми холмами.
  32. Павсаний, Описание Эллады, V, 11, 1 — 11.
  33. Монета из Элиды в Парижском кабинете медалей Национальной библиотеки.
  34. Фидий создал образ Афродиты Урании, т. е. небесной, а не земной, чувственной, какой ее показал позднее скульптор Пракситель.
  35. Павсаний, Описание Эллады, VI, 26, 3.
  36. Плутарх, Перикл, XXXI.
  37. Литература на русском языке о скульптурах Парфенона: В. К. Мальмберг, Метопы древнегреческих храмов, Дерпт, 1892; В. К. Мальмберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904; Шварц, О композиции скульптурных украшений Парфенона, М., 1892; И. Романов. Об отношении Фидия к скульптурам Парфенона. «Журнал Министерства народного просвещения», 1900.
  38. Много обломков метоп хранится в Афинском Национальном музее, в Акронольском музее, в Лувре, в Британском музее.
  39. Сцены амазономахии, кентавромахии и гигантомахии встречаются и в других памятниках Афин. Так, художник Полигнот изобразил амазономахию (Павсаний, I, 15, 2), живописец Микон также обращался к этому сюжету. Много было таких сцен и в вазописи.
  40. На вазах часто изображались такие юноши, даже сообщались их имена: Леагр (чаще других), Главк, Мемнон, Гиппарх, Мегакл и другие. На многих из них круглые шляпы, короткие плащи и кожаные башмаки с отворотами.
  41. Пейфо — богиня, олицетворяющая искусство убеждения, спутница Афродиты и Гермеса. Иногда Пейфо — прозвище Афродиты. Ее культ был распространен в Афинах.
  42. Исследователям, раздумывающим над тем, в каком положении мог находиться тот или иной обломок скульптуры, помогают эти следы дождевых струй, которые стекали, естественно, строго отвесно.
  43. Впрочем, некоторые ученые сомневаются в принадлежности этих рисунков Каррею и приписывают их неизвестному фламандскому художнику.
  44. Для реконструкции западного фронтона, кроме зарисовок Каррея, важны рисунки на вазе из Керчи, изображающие сцену спора Афины и Посейдона с западного фронтона Парфенона (собрание Эрмитажа). В центре фронтона, как думают ученые, помещалось изображение оливы, для которой предназначалось имеющееся там углубление. Некоторые предполагают также, что и вода могла быть изображена скульптурно; Мальмберг считал, что воду символизировал собой дельфин.
  45. На западном, фронтоне много божеств, связанных с водой. Это бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита, Кефис и Илис — реки, дочери Кекропа — богини росы, Ирида — радуга. Левкофея и Полемон также становятся морскими божествами.
  46. В мифе рассказывается, что Афина дала дочерям Кекропа в закрытом ящике Эрихфония, змеевидного сына земли, и не разрешила открывать. Герса и Аглавра открыли ящик, но, испугавшись, бросились с Акрополя и погибли.
  47. Не совсем точно определено, с какого фронтона этот торс, так как место его находки не было зафиксировано. Этот образ одни называют Иридой, другие — Никой, богиней победы, основываясь на том, что в спине статуи есть отверстия, как думали, для прикрепления крыльев. Действительно, по трактовке стремительного, порывистого движения она близка изображениям Ники в греческой пластике. Однако позднее отметили, что вряд ли можно считать ее Никой, так как эту богиню греки никогда не показывали в коротком хитоне, но всегда в длинных одеждах. Ирида же изображалась как раз в коротком хитоне и с крыльями.
  48. Источниками для изучения восточного фронтона служат высказывания древних авторов, в частности Павсания, рисунки Каррея, мраморные рельефы колодца римского времени, хранящиеся в Мадриде (так называемый мадридский путеал), рисунки на вазах и, конечно, сами скульптуры, хотя и фрагментированные, но очень выразительные.
  49. В. К. Мальмберг, в отличие от других, считает ее Ивой.
  50. Остатки изображения звериной шкуры дают основание думать, что изображен действительно легендарный охотник Кефал, возлюбленный богини зари Эос.
  51. Голова изваяния Гелиоса была отбита и потеряна. Сравнительно недавно ее (очень сильно поврежденную) обнаружили в музее Акрополя.
  52. До сих пор не определили точно, кого изображают эти статуи, и потому называют их по-разному. Одни ученые считают, что это Гестия, Деметра и Кора. Иные видят в них Афродиту, Талло и Пандросу. Встречаются имена Афродиты, Пейфо, но чаще всего их называют Мойрами — богинями судьбы. На рельефе мадридского путеала (ограждение водоема) похожая женщина держит в руке веретено, а Мойры, по мифу, пряли нить человеческой жизни, и скульпторы изображали их обычно за работой.
  53. Вопрос об авторе скульптур фронтонов Парфенона окончательно не решен. Не исключена возможность, что модели для статуй, так же как и рисунки для фриза, делал Фидий, но высекали фигуры из мрамора, очевидно, другие мастера — Алка-мен и Агоракрит, как предполагает Мальмберг. По трактовке одежд и складок на них в фигурах фронтонов видят руки двух различных мастеров. К одной группе относят Мойр с восточного фронтона; к другой группе причисляют Гор и Ириду с восточного фронтона (ее иногда называют Ивой). Для творчества мастера первой группы характерна любовь к объемным формам, к выразительной передаче движений в складках одежд. Мастер второй группы более сдержан, лаконичен.
  54. Достойно внимания, что верхняя ступень Пропилеи в отличие от других, беломраморных, была из темного камня. Человек, выходящий из Акрополя, как бы предупреждался черной ступенью о том, что начинается спуск и нужно быть осторожным.
  55. Это сказывается в некотором утяжелении пропорций ордера. Колонны храма Ники Бескрылой цельные, а не составлены из отдельных барабанов.
  56. Позднее, в эллинистическую эпоху, над рельефным фризом цоколя алтаря Зевса в Пергаме также вырастет ионическая колоннада. Истоки подобного сопоставления архитектурных элементов — внизу рельефы, а над ними колоннада — можно видеть уже здесь.
  57. В древности эти рельефы обозревались с позиции несколько иной, чем та, с которой сейчас на них смотрят в залах музеев. Очевидно, они были предназначены для созерцания снизу, а в античной скульптуре выбор точки зрения, как уже отмечалось, играет очень большую роль.
  58. В конце I в. до н. э. во время пожара интерьер Эрехфейона был уничтожен. В византийский период в Эрехфейоне помещалась церковь. В XII в. при крестоносцах храм служил дворцом, а при турках — гаремом местного правителя. В начале XIX в. он был разрушен, но в 40-х годах XIX в. его восстановили. Однако многое в его внутренней планировке остается до сих пор неясным, неизвестно также имя зодчего Эрехфейона.
  59. См.: О. Шуази, История архитектуры, т. I, стр. 313—314
  60. При постройке Эрехфейона использовались мраморы различных сортов и цветов — белый, серый, розовый, фиолетовый. От монохромного в своих основных частях Парфенона Эрехфейон отличался полихромностью мрамора. Широко применялась позолота, но раскраска была, очевидно, сдержанной.
  61. Это своеобразное решение стен позднее будет встречаться и в некоторых эллинистических постройках Малой Азии.

 Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. Судьба Парфенона
  • Павсаний. Описание Эллады, I—II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I—III, М., 1961 —1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.—Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.

Читать по теме: