ТехЛиб

Библиотека научно-технического портала Технарь

Жан Нувель. Часть II

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(11)Сергей Ткачев

Мы рассматриваем далеко не полную ретроспективу творчества Жана Нувеля…. в достаточно странной ситуации. В России архитектурное сообщество отстранено и самоизолировано от нужд и задач всего общества — в прикормленную «социальную группу».

К сожалению, у нас большинство профессиональных сообществ имеет подобную изоляцию прикормленности возле аккумулированных средств, которыми сегодня распоряжаются люди с весьма низкими культурными запросами. В смысле общечеловеческой культуры, не имею в виду эту аморальную мимикрию под утонченного сноба.

Поэтому данный цикл о ведущих архитекторах мира имеет еще и сугубо практическую цель: напомнить отечественным зодчим, насколько мелко и низко выглядит предательство профессиональных основ в угоду тем, кто сегодня выступает посредником движения бюджетных потоков.

Пренебрежение интересами людей, их проблемами, желание непременно разорить каждого при решении жилищной проблемы, создать неразрешимые проблемы в ближайшем будущем — все это будни сегодняшней российской архитектуры. Поэтому всем, кто сегодня идет в строительство как «просто в бизнес» при крышевании спецслужбами, взламывающими отечественные основы строительной отрасли, будет полезно хотя из любопытства и ненадолго вернуться к цивилизованным основам зодчества.

30pritzker311Архитектура всегда отвечает на ситуацию, нет архитектуры как таковой. Она должна находиться в определенном месте в определенное время. Я всегда стараюсь выстроить связь между историей и географией, то есть учитывать людей, которые в итоге станут пользоваться этим зданием. Удовольствие от возможности соответствовать этим ожиданиям дает уникальное ощущение, особенно на эмоциональном уровне.

Без эмоции нет архитектуры.

Не сказал бы, что архитектура — это искусство. Здесь идею всегда воплощает множество людей, ну или как минимум двое. Поэтому современная архитектура часто выглядит так, будто создана машинами. С другой стороны, если архитектор работает действительно на совесть, здание может обрести собственную душу, стать выражением чувства, так же как литература, живопись или скульптура.

Жан Нувель

ac34a586ef818c833153410322bfecab(12)Наиболее интересной работой Жана Нувеля лично я считаю Музей на набережной Бранли (фр. Le musée du quai Branly) , где в единой коллекции собраны образцы первичного («примитивного») искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Чаще всего его так и называют — Музей примитивного искусства.

Музей был создан по инициативе президента Франции Жака Ширака в Париже в конце июня 2006 года. Его создание от замысла до завершения строительства длилось более 10 лет, поскольку… сложно было соединить самый центр густонаселенного Парижа — и экспонаты из разных уголков мира.

Однако самой идее создания в столице Франции единой экспозиции, аналогичной собранию Британского музея, — более полувека. Музей должен был под одной крышей вместить более 300 тысяч предметов искусства, с выставочным залом, рассчитанным на 3500 уникальных (и нестандартных) экспонатов, которые в этот момент находились в разрозненных собраниях.

Сама постоянная экспозиция должна была быть выстроена по географическому принципу, включив обзоры примитивного (первичного) искусства Африки, Азии, Океании и Америки.

И все это — на небольшом пятне застройки Набережная VII округа Парижа, на левом берегу реки Сены, прямо у подножия Эйфелевой башни. По соседству находятся Лувр, Музей Орсе, Большой и Малый дворцы, Токийский дворец.

Поэтому у Жана Нувеля была сложнейшая задача на таком историко-архитектурном фоне создать сооружение, которое бы не только органично вписалось в окружающую застройку, но и «освежило» бы ее восприятие, ни в коем случае не ухудшив комфортность многочисленных туристов и самих парижан. В то же время это здание само по себе должно было символизировать богатейший внутренний мир древних народов, их уникальную культуру и искусство.

В цикле статей, посвященных творчеству Астуриаса, есть упоминание о том, как Астуриас в Лондоне побывал в Британском музее на выставке памятников культуры майя. Там он словно увидел воочию древний лик своей родины, услыхал зов, долетевший через века. Но второе, решающее воздействие, он испытал, когда приехал в Париж на каникулы и, бродя по опустевшим коридорам Сорбонны, наткнулся на объявление о предстоящем курсе лекций профессора Жоржа Рейно, посвященном мифологии древних майя.

«Это подействовало на меня как удар молнии», — вспоминал Астуриас.

Астуриаса потрясло то, как может быть подана древняя культура именно во Франции. Он немедленно переезжает в Париж, обретая здесь не только смысл жизни и творчества, но и раскрывает душу собственного народа.

Творение Нувеля полностью соответствует этому бережному подходу к совершенно чужой и, возможно, «слишком простой» культуре, поднимаемой самой подачей каждого экспоната на уровень признанных шедевров искусства.

Это функциональное, оригинальное и удобное здание, полностью соответствующее своему назначению. Одновременно оно очень необычное, является ярким пятном в устоявшемся историческом облике и… кусочком дикой природы из-за новаторского вертикального озеленения.

Музей позиционирует себя как новаторское культурное учреждение: одновременно музей, образовательный, просветительный и научный центр, а также нечто вроде клуба, где проводятся общественные мероприятия. На сайте музея есть возможность совершить и виртуальное путешествие по залам.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(2)Мировая известность Нувеля окончательно утвердилась возведением Башни One Central Park в Австралии, Сидней.

В сущности, это не одна, а две высокие башни, спроектированные бюро Жана Нувеля в квартале на Frasers Broadway, преобразили горизонт этого района Сиднея (Австралия). Здесь разместились частные резиденции и апартаменты.

На общем «подиуме» возведены: 34-этажный жилой дом и 12-этажное здание с апартаментами — квартиры на продажу и съемное жилье. Здания оживились вертикальными садами, созданными при участии другого француза Патрика Бланка. Зеленые «ландшафты» занимают около половины площади фасадов обоих домов. Гидропонные стены и специальные системы орошения позволяют домам зеленеть круглый год. Рядом разместился небольшой парк, связанный со зданиями серией каскадных террас.

После недавней сдачи в эксплуатацию этого уникального многофункционального жилого комплекса появилось основание утверждать, что в австралийском Сиднее на сегодня находится лучшее высотное здание в мире.

Чикагский Совет по высотному строительству и городской среде (CTBUH) присудил это громкое звание комплексу One Central Park, выстроенному по проекту Ateliers Jean Nouvel и PTW Architects.

В 2014 году всего 88 зданий были представлены на суд авторитетного профессионального сообщества. Из них выбрали 4-х лидеров: Северную и Южную Америку представляла реконструкция административного здания EGWW в Портленде, Европу – голландский проект De Rotterdam Рема Колхаса, Азию — небоскреб Cayan Tower бюро SOM, Австралию — будущий единоличный победитель One Central Park Жана Нувеля.

Здание высотой 130 м и общей площадью 97 000 кв.м обошлось почти в 375 млн долл. Нижнюю, единую часть постройки занимает пятиярусный торгово-развлекательный центр.

176180

Над ним возвышаются две жилые башни. В большей, 34-этажной, расположены просторные квартиры, отделкой которых занималось бюро Koichi Takada Architects.

В меньшей, 12-этажной — так называемые обслуживаемые апартаменты, предназначенные в основном для краткосрочной аренды, за их интерьеры отвечала Smart Design Studio. В общей сложности – 623 квартиры. Казалось бы, вполне привычная программа.

Однако 50 % площади фасадов комплекса One Central Park занимают различные зеленые зоны известного мастера вертикального озеленения, ботаника Патрика Блана, активно взаимодействующие с соседним городским парком.

Площадь только вертикальных «садов» составляет около 1100 кв.м. Благодаря гидропонному методу выращивания, низкому рельефу профилей фасадов и специальным кабелям здесь хорошо себя чувствуют даже вьющиеся и стелющиеся виды.

Меняясь в зависимости от времени года, разрастаясь и завивая стеклянные плоскости, лоджии и выступающие балкончики, растения создают естественный микроклимат во внутренних помещениях, обеспечивают защиту от лишних солнечных лучей, шума, пыли. Можно смело снимать кавычки в словосочетании «зеленая архитектура», условное понятие обрело свой совершенно буквальный смысл. Хотя конечно же, все современные энерго- и ресурсосберегающие технологии в проекте присутствуют.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(3)На уровне 29 этажа одной из башен расположен уникальный навес, с также «зеленой» смотровой площадкой. А под ним подвешена система гелиостатов — множество подвижных зеркал автоматически ориентируется на солнце и обеспечивает прекрасный уровень естественного освещения в расположенной между башнями зоне отдыха с бассейном, выходящих на нее квартирах и даже атриуме торгового центра.

В темное же время суток этот гигантский объект превращается в световую инсталляцию, сценарий которой разработал художник Янн Керсали. Собственно, в этом «сплаве» вполне прагматичной программы, несколько утопичной, но виртуозно претворенной в жизнь страсти к природе в современном мегаполисе и ярчайших визуальных эффектов, и кроется, наверное, секрет успеха проекта One Central Park.

Я всегда говорю, что нужно «задать вопрос, который никогда не звучал». Что, кроме самого себя, выражает проект? Ответы лежат в сфере эмоций, самые важные вещи выражаются через то, что можно воспринять при помощи чувств. Мы создаём своего рода хранилище, лоно чувств и эмоций, мать искусств, которая содержит в себе все другие художественные формы. В этом смысле архитектуру можно считать искусством.

70752844_nouvel_21474cГде в архитектуре этика? В желании осмыслить и понять мир, но это не значит, что мы не должны пытаться выражать и изобретать. В каком-то смысле наша работа всегда будет созданием утопий. Сейчас, когда здания повсеместно клонируют и повторяют, мир становится всё меньше и меньше. Думаю, нам стоит приложить усилия, чтобы, когда возможно, создавать разнообразие. Не разнообразие ради разнообразия, а как результат более глубокого понимая своих задач.

Жан Нувель

В 2012 г. в Барселоне была восстановлена и открыта для посетителей пивоварня «Моритц», построенная в середине XIX века. Жан Нувель модернизировал старинное помещение, сохранив в нем фабричный флер и дух позапрошлого столетия.

«Моритц» – это старейшая испанская марка пива. Семьей Моритц были построены первые пивоваренные заводы в центре Барселоны. Пивоварня, о которой идет речь, также некогда принадлежала этой династии. Сегодня она преобразована в современный, но не утративший своего исторического облика гастрономический центр. В процессе проектирования автор стремился выявить специфический дух места.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(13)В ходе длительной реконструкции были восстановлены и предъявлены во всей своей красе старинная кирпичная кладка стен, которым более 150 лет, сводчатые потолки в подвальных помещениях, колонны, укрепленные посредством шин и стягов, уникальный мозаичный пол.

Внутреннее пространство характеризуется обилием зеркал, соседствующих со стеклянными перегородками и блестящими металлическими поверхностями.

На территории центра находятся два ресторана, магазины, винный бар, где представлено более 400 марок вин, и пивной бар. Центральное место занимает сам пивоваренный завод.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(12)У входа усилиями известного ландшафтного дизайнера Патрика Блана устроен великолепный вертикальный сад. Отсюда крутая лестница ведет на второй этаж, на открытую террасу. За ней располагаются музей, гастрономический зал и мастерская.

Особое место в проекте занимают подвальные помещения с арочными каменными и бетонными сводами.

Бывшее сырое подземелье переоборудовано в культурный центр. Здесь созданы выставочные пространства, организован конференц-зал, пригодный даже для театральных постановок. Ресторанная кухня вместе с рестораном также перебрались под землю.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(9)Благодаря неистощимой фантазии Жана Нувеля в бельгийском городе Шарлеруа появился удивительный комплекс, в котором непривычно сочетаются не только историческая и современная архитектура, но и функциональное наполнение: полицейское управление и танцевальный центр Charleroi Danses.

Проект явился результатом совместной работы ателье французского архитектора Жана Нувеля и бельгийской архитектурной студии MDW.

Штаб-квартира правоохранительных органов построена по проекту Нувеля в бывшем месте дислокации кавалерийских войск. Полицейский комплекс включает две постройки XIX века из красного кирпича, прежде служившие нуждам конницы.

Между ними запроектирована 75-метровая округлая башня. Для ее облицовки предлагается использовать высокопрочные панели синего цвета. Вытянутые узкие окна занимают добрую половину всех фасадных стен. Из-за чего башня куда больше походит на обзорную вышку, нежели на административное учреждение для стражей порядка.

Прилегающие к центральной площади участка небольшие исторические домики предполагается перепрофилировать под крытые павильоны и устроить в них…танцевальные и художественные студии. Для плодотворной творческой деятельности здесь же предусматриваются жилые квартиры для художников.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8В исторической застройке разместится и балетный театр. А на его крыше раскинется тканевый бельведер для дополнительных представлений и перформансов.

Все элементы комплекса выстроены вкруг большой площади – бывшего кавалерийского плаца. Авторы надеются, что необычный ансамбль станет в городе новой точкой притяжения.

В реконструированном комплексе кавалерийских казарм XIX века были размещены главное городское отделение полиции, центр балета Charleroi Danses, выставочные залы местного музея искусств, а также доступные всем желающим новая площадь и закусочная, где, по замыслу архитекторов Ateliers Jean Nouvel и их бельгийских партнеров MDW architecture, должны встречаться полицейские, артисты балета, сотрудники близлежащих офисов, ученики местных школ и все остальные горожане.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(1)Итак, пока в Санкт-Петербурге только собираются совместить театр танца и охранителей закона, в Шарлеруа подобный проект уже воплотили в жизнь – хотя и в более скромном масштабе.

В архитектуре все же очень важными элементами являются само отношение к обществу, к людям, к их нуждам… Важно желание архитектора именно улучшить жизнь людей, а не испохабить их жизнь точечной застройкой, подстегивающей рост тарифов ЖКУ, провоцирующей пробки, ухудшающей функционирование сложившейся застройки.

Как приблизить деятельность правоохранительных органов к жизни общества у нас, если они реформировались из милиции — в «полицаев», по сути, в держиморд, с непременным повышением окладов в самое сложное время, предоставив полный карт-бланш самым бессовестным малограмотным выскочкам и дальше устраивать уголовные беспределы на государственном уровне?..

Наша правоохранители (очень напоминая поведение фашистов) предпочитают захватывать бывшие детские сады для своих резиденций. Делать замечание им по поводу полного отсутствия элементарной культуры в их поведении сегодня нельзя, они только и ищут повода «оскорбиться при исполнении» в качестве «представителей (новой) власти». На фоне обилия аусвайсов у граждан, которые они очень любят проверять, все это не слишком сближает их с обществом.

Как это совместить с культурой, с цивилизованным развитием общества? Да, в сущности, такое к культуре не лепится. В любом случае это будет обычный застенок.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(2)Полиция получила два исторических корпуса казарм, расположенные под углом друг к другу, а также полностью новую 75-метровую башню (20 этажей), облицованную синим кирпичом – в тон форме бельгийских правоохранителей. Ее планировка сделана гибкой, чтобы было несложно корректировать назначение помещений с течением времени.

Кроме диспетчерского пункта, кризисного центра, зала совещаний и т. д. там имеется «престижная» переговорная на верхнем этаже, откуда открываются панорамные виды на город.

Башня с железобетонной несущей конструкцией и деревянным в своей основе фасадом соответствует стандарту «пассивного дома» (12 кВт⋅ч/м2/год), а реконструированные казармы – «низкого потребления энергии» (менее 35 кВт⋅ч/м2/год).

Входящие в их состав бывшие конюшни вместили выставочные залы городского музея, а также пространство для проведения мероприятий и ведомственную столовую. Всего полицейское управление получило 30 727 м2 площади – не считая 11 431 м2 подземной парковки, но включая музейные залы.

Для нужд Charleroi Danses был приспособлен манеж, на крыше которого сооружены ярко-красное фойе с террасой. Внутри здания и рядом с ним размещены балетные студии, а также полностью новые жилые корпуса для приглашенных артистов. К манежу примыкает упоминавшееся выше «место встречи» ­– закусочная.

Центром комплекса стала пешеходная площадь, вымощенная кирпичом – главным материалом проекта. Вымостка из красного кирпича, вторящая историческим корпусам, у подножия башни сменяется синей – в цвет фасадов этого издалека заметного символа проекта.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(8)В пригороде Парижа Булонь-Биянкур, где десять лет назад размещался концерн Renault, мастерская Жана Нувеля реализовала проект одной из жилых башен («Остров искусств») на острове Сеген.

К 2023 году было решено превратить бывшую промышленную зону — в культурную достопримечательность Франции, «Остров искусств», как символ чисто французского образа жизни. На площади 300 000 кв.м планируется возвести музеи, галереи, гостиницы, магазины, сады и парки. Также планируется построить жилье.

В частности, мастер-планом предусмотрено строительство пяти домов-башен. Не так давно мастерская Жана Нувеля первой реализовала пилотный проект Острова искусств — одной из пяти жилых высоток. Все они задуманы разными.

Уже реализованная Building С1 отличается пирамидальной композицией из трех объемов. Нижний — монументальное основание из темного камня. Здесь разместятся офисы и торговые пространства. Средний ярус (апартаменты), визуально более легкий за счет большей площади остекления и колорита, поставлен с небольшим разворотом по диагонали, что вносит в общую композицию динамику.

Венчает пирамиду полупрозрачный домик с двускатной кровлей — оранжерея сборно-разборной конструкции. Издалека все вместе выглядит, как три независимых здания, поставленных одно на другое. Такое впечатление усиливает то, что каждый уровень снаружи окружен собственным садом.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(6) В 2010 году в издательстве Taschen вышел альбом, в котором были собраны летние павильоны Serpentine Gallery, созданные знаменитыми архитекторами.

В 2010 году павильон галереи «Серпентайн» (Serpentine Gallery) строил Жан Нувель (Jean Nouvel). Это уже десятый по счету павильон Serpentine Gallery. Каждый год поручает одному из известных архитекторов мира построить павильон для своего летнего фестиваля.

В 2010 году павильон открылся 10 июля и простоял до 17 октября, после чего его разобрали и вынесли из Кенсингтонских садов навсегда, как символ того, что красота, увы не вечна.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(7)Для Жана Нувеля это стало первым законченным зданием в Великобритании. Концепт основан на противоречии легких материалов и эффектно сконструированного металлического каркаса.

Для своего проекта Жан Нувель выбрал яркий красный цвет в честь традиционных британских образов: телефонных будок, почтовых ящиков и лондонских автобусов. Помимо цвета контрастирующего с зеленью парка павильон привлекает внимание «красным углом» — наклоненной 12-метровой стеной.

Павильон стал площадкой для культурных мероприятий в рамках Serpentine Gallery Park Nights и Serpentine Gallery Marathon, который в 2010 году был посвящен картам нового тысячелетия.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(4)Отель Sofitel в Вене: синтез искусств от Жана Нувеля, Патрика Блана и Пипилотти Рист

В соавторстве со швейцарской художницей Пипилотти Рист (Pipilotti Rist), специалистом по вертикальному озеленению Патриком Бланом (Patrick Blanc) и несколькими талантливыми студентами Венской школы изящных искусств Жан Нувель спроектировал в столице Австрии 18-этажный отель Sofitel Vienna Stephansdom.

Результаты конкурса на создание «гостиницы XXI века», как называют здание критики, были подведены еще в 2005 году. Работу Нувеля жюри почти единогласно назвало лучшей, хотя конкуренты оказались довольно сильными. Достаточно сказать, что среди участников конкурса был Ричард Роджерс.

По форме здание представляет собой параллелепипед с клинообразным сплошь остекленным вырезом. Яркое объемно-пространственное решение призвано обогатить урбанистическую ткань центральной части Вены. Сам автор называет интерьеры 182 номеров и многочисленных общественных зон и помещений отеля почти бесцветными. В эстетическом смысле внутреннее пространство гостиницы перекликается с произведениями австрийца Фриденсрайха Хундертвассера, чего не скрывает Нувель.

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(5)Сьюты и номера монохромны (белый, серый, черный), лаконичны и выполняют символическую функцию рамы для живописного полотна. За «живопись» в проекте отвечала Пипилотти Рист, создавшая несколько мобильных «медиапотолков» со встроенными светодиодными лампами. Таким образом, привычные медиафасады с меняющимся изображением стали частью интерьера.

Биодизайнер Патрик Блан украсил задний фасад постройки (его площадь составляет 600 кв. м) великолепным вертикальным садом из 20 тыс. растений. А фотоизображения, видеоинсталляции и музыкальные фоновые «дорожки» для номеров отеля Sofitel Vienna Stephansdom созданы студентами Венской школы изящных искусств.

Создавая неповторимые объекты по всему миру, Жан Нувель руководствуется принципом: «Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю недостающим звеном в пазле – нужное здание на нужном месте».

Сегодня архитектор является почетным членом многих авторитетных тематических организаций. Он владеет крупной компанией, которая проектирует здания для разных уголков земного шара. В его архитектурном бюро заказывают строительство отелей, небоскребов, музеев, концертных, торговых и выставочных центров, офисов, жилых домов. Среди самых эффектных работ — берлинская галерея Лафайетт, штаб-квартира Фонда Картье во французской столице, центр культуры в Люцерне, Лионский театр оперы.

Награды Жана Нувеля:

1987 — «Архитектурный Гран При» Франции
1987 — Премия «Equerre d`Argent» за Институт арабского мира
1989 — Премия Ага-хана за этнический музейный проект
1998 — Золотая медаль Французской академии архитектуры
2000 — Золотой лев Венецианской биеннале
2001 — Золотая медаль Королевского института британских архитекторов
2001 — Императорская премия
2002 — Кавалер ордена Почетного легиона
2005 — Премия Вольфа в области искусств (архитектура)
2008 — Притцкеровская премия

ced076d31c5015ecfc373719e5e01152(14)В 2012 г. компания Emeco продолжается сотрудничество с крупнейшими архитекторами современности. Прекрасную новую линейку легких, прочных, красивых стульев и табуретов спроектировал для марки сам Жан Нувель. Однако модель назвали So-So – «Так себе»…

Модели Жана Нувеля – это фактически дальнейшее усовершенствование алюминиевого стула Navy (1944 г.), самого главного и основополагающего изделия марки. Стулья и табуреты So-So тоже изготавливаются вручную на фабрике в Пенсильвании, причем технологический процесс остался практически без изменений. Из внесенных Нувелем новшеств отметим три основных: спинка изменена на более комфортную, кресельного типа; оставлена только одна перемычка между опорами; а также еще более «анатомическими» стали характерные вмятины на сиденье.

JN_307«Я сохранил ДНК модели, и просто эволюционно развил ее в новый легкий и удобный стул», — комментирует архитектор. – «So-So — особенный стул, который так интимно вас обнимает… но по сравнению с тем, как это делает моя гёлфренд, – он весьма так себе!»

Проекты Жана под стать автору. Они такие же монументальные, рациональные и мудрые. За счет использования алюминиевых панелей, жалюзи из стали, диафрагм из титана удается обеспечивать перманентный уровень освещенности внутри зданий. Стиль хай-тек проявляется в наличии логичной структуры, технологических новаций, концептуальных идей и необычном использовании материалов. Здания Нувеля напоминают скульптуры, сделанные великаном из стали, стекла и металла.

Нувель очень любит напоминать, что он – “человек концепта” и что его дипломный проект – напечатанный на бумаге текст без единого рисунка. Это не мешает продумывать все мелочи, органично работая с инженерами-проектировщиками.

“Я предпочитаю кино, которое заставляет забыть о кинокамере, и архитектуру, которая заставляет забыть о строительных технологиях”, – говорит Нувель.

539823В апреле 2013 года в Милане состоялся Salone Ufficio – биеннале офисной мебели и решений для офиса. В 22-м павильоне выставочного комплексе в пригороде Ро был выставлен макет, отражавший концепцию идеального офиса, разработанную Жаном Нувелем.

Инсталляция заняла 1200 кв. м, в рамках коммерческой выставки-ярмарки (в основном, офисной мебели и техники) впервые был реализован такой масштабный некоммерческий проект, да еще с французским архитектором, что немыслимо для итальянцев с их «квасным патриотизмом».

Dentsu-7-500x625

Небоскрёб Dentsu Building (Токио, Япония, 1998 г.)

Но, как все уже поняли, реноме мировой архитектурной известности сегодня невозможно себе представить без небоскребов в самых крупных мегаполисах.

Сегодня высотное строительство в архитектуре считается «поэзий будущего»…

Это, если не учитывать, во что превращается такая «поэзия» на нашей почве, когда один любитель высотной застройки орет всем: «У кого нет миллиарда, пусть идет в жэ!», а после мы с удивлением читаем о его содержании в тюрьме аж в Камбодже…

А другой аналогично «поэтически настроенный» гражданин из заштатной провинциальной дыры вдруг вешается на собственном галстуке в небоскребе Москва-Сити…

Тем не менее, интересно посмотреть на архитектурное творчество, где сохраняются основы профессии. Все же не стоит забывать, что техническое образование пришло в Россию именно из Франции.

Благодаря сочетанию в проектах Жана Нувеля самых передовых технологий и эстетики современного искусства, созданные им здания всегда выглядят прогрессивно, а иногда и провокационно. Нувель отмечает: «Я добавляю искусство в архитектуру, а архитектуру – в город».

Photo RH1899-0049.jpgДом № 100 по Одиннадцатой Авеню в Нью Йорке (США) архитектор прославил, покрыв его «хаотичным» стеклянным фасадом. Стена этого небоскреба состоит из семи мегапанелей по двадцать оконных проемов, каждая из которых соответствует одной комнате.

Окна смонтированы под разными углами и обработаны неоднородными покрытиями, что обеспечивают игру света и тени на фасаде в течение всего дня. Основная нагрузка в конструкции приходится на 7,5 сантиметровый стальной каркас.

Стеклянные же панели крепятся к алюминиевой решетке, анодированной серебром. С обратной стороны здание представляет собой почти монолитную кирпичную стену, лишь изредка прорезанную небольшими оконными проемами.

Различие между сторонами обусловлено изменением городского пейзажа.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(10)Прозрачный главный фасад открывает живописные виды на реку, в то время как сквозь окна восточной стороны видна промзона Мидтауна. Благодаря архитектурному решению, окна на заднем фасаде предстают неким подобием картин, развешанных на стене.

Жилое здание на 11-й улице в нью‑йоркском районе Челси Нувель построил в 2006 году. В нем 72 квартиры и ресторан, общая площадь – 13 400 м2. Соседнее здание построено по проекту Фрэнка Гери – Нувель говорит, что главной его целью было “не ударить в грязь лицом”.

Сам он называет свой творение «Визуальной машиной».

19thst_curtain_wall_sunset.jpg view-up-from-loggia-grou_241.jpg

a81ee6a9832cd8c733f13c9f5d896d2f(12)Жан Нувель считает, что архитектура должна соответствовать месту постройки. И потому, отбросив классические каноны построения высоток, он изящно вписал свое здание в поворот улицы.

Такое решение позволило увеличить передний фасад здания так, что квартиры открыты и на юг, и запад. Все апартаменты — от самых маленьких до самых больших — имеют огромную, от пола до потолка, застекленную стену-окно. Главная южная несущая стена составлена из примерно 1,647 разных по форме окон, собранных внутри стальных рам-мегапанелей, размером от 11 до 16 футов в высоту и до 37 футов в ширину.

hudson.jpg

Каждое окошко внутри рам имеет свою прозрачность за счет сложной системы взаиморасположения сегментов, разработанной архитектором.

Напротив, северный и восточный фасады выложены черным кирпичом, что характерно для отделки индустриальных зданий Восточного Челси. Но и эти фасады будут украшены сложным и красивым орнаментом из разнокалиберных штампованных окон, обрамляющим виды изнутри. Главная идея постройки — чтобы каждый угол, каждый элемент структуры здесь был направлен на то, чтобы постоянно радовать взор и жителей дома, и простых прохожих.

Башня 53W53После долгих споров ньюйоркцы приняли и другое высотное творение Нувеля — высотную пристройку к Музею современного искусства в Нью Йорке (США), Башню 53W53.

Музей расширился на 4,6 тысяч кв. м с появлением нового небоскреба Жана Нувеля Tour de verre.

75-этажная башня дополняет здание музея архитектора Йошои Танигучи на Манхеттене. Стеклянные фасады небоскреба Нувеля расчерчены диагональной ломаной сеткой из стальных профилей и бетонных опор.

Этот прием не только придает Tour de verre цельный законченный экстерьер, но и делает этажи максимально свободными за счет выведения конструктивных опор наружу. Изнутри здание поддерживает массивный бетонный стержень, одновременно служащей шахтой лифта.

Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford

Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashfor

Впервые о перспективе сноса построенного в 2001 здания было объявлено в начале 2013. MoMA, относящийся к самым крупным и авторитетным музеям современного искусства в мире, приобрел бывшее здание Музея народного искусства, расположенное между его «кампусом» из разновременных корпусов и принадлежащим ему свободным участком, еще в 2011.

Этот свободный участок был ранее продан им девелоперу Hines для строительства небоскреба Tour de Verre по проекту Жана Нувеля с тем условием, что нижние этажи башни займут выставочные залы.

Но по мере развития проекта выяснилось, что «естественно» включить небольшое здание TWBTA в комплекс музея будет крайне сложно, что подрывало план MoMA по созданию единого, плавно развертывающегося пространства галерей на всей площади его комплекса. Тогда и возникла мысль о сносе «неудобной» постройки.

Фасады корпусов МоМА. Взгляд от бывшего здания Музея народного искусства. Фото © МоМА

Фасады корпусов МоМА. Взгляд от бывшего здания Музея народного искусства. Фото © МоМА

Так как маленькое здание Музея народного искусства, который после продажи своей «резиденции» перебрался в другое помещение, считается одним из самых интересных нью-йоркских сооружений начала 21 века, угроза его уничтожения вызвала массу возмущенных откликов со стороны архитекторов и критиков.

Больше всего общественность возмутила ситуация, когда в роли варвара, сносящего ценное сооружение, выступил MoMA – музей, хранящий архивы Людвига Мис ван дер Роэ и Фрэнка Ллойда Райта и вписавший свое имя в историю архитектуры своими выставками.

Башня Tour de Verre

Башня Tour de Verre

В ответ руководство MoMA поручило Diller Scofidio + Renfro провести своего рода «экспертизу» и предложить оптимальный вариант расширения музея – со сносом или без него.

Как утверждали архитекторы, они приняли этот заказ только потому, что им позволили рассмотреть все возможности для сохранения корпуса TWBTA. Однако сейчас, после полугода работы, они пришли к неутешительному выводу: приспособить Музей народного искусства к новому использованию нельзя без полного искажения замысла его авторов, что, безусловно, неприемлемо.

Когда прозвучал приговор постройке (ее запланировали снести весной 2014 года, чтобы в июне 2014 начать строительство башни Нувеля) вызвал бурное возмущение архитектурного сообщества.

Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai

Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai

Так, Фрэнк Гери подчеркнул, что особенно сочувствует партнерам TWBTA Тоду Уильямсу и Билли Цзянь, потому что сносимое здание было их первой значительной работой и именно с него началась их успешная карьера, и призвал найти им крупный заказ в Нью-Йорке в качестве моральной компенсации.

Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford

Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford

Сами авторы обреченного здания заявили, что видят в решении о сносе, помимо прочего, шаг к окончательной «монотонизации» городской среды на 53-й улице, так как их постройка соответствовала человеческому масштабу и имела оригинальный, «рукотворный» облик благодаря своему необычному металлическому фасаду.

Также они напомнили о том, что Музей народного искусства давно стал важным примером для обучения студентов-архитекторов, и его переход в небытие будет остро ощущаться архитекторами, учащимися и исследователями.

Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Art Bay © Diller Scofidio + Renfro

Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Art Bay © Diller Scofidio + Renfro

В то же время, Diller Scofidio + Renfro, авторы успешной реконструкции Линкольн-центра, предложили масштабную модернизацию комплекса MoMA, затрагивающую не только два его новых корпуса – на месте здания TWBTA и на первых этажах башни Нувеля.

По их замыслу, музей станет более открытым людям: без покупки билета можно будет попасть в знаменитый сад скульптур, галерею скульптур, все вестибюли, книжный магазин и т.д.

Главный вход станет более «приветливым» – с прозрачным остеклением и новым козырьком, билеты будут продавать в 4 точках, что решит проблему очередей, увеличится высота вестибюлей, значительно упростится не слишком удобная ныне циркуляция.

Однако главным дополнением будут два пространства на месте сносимого Музея народного искусства. Внизу расположится Art Bay – многофункциональный зал, который можно будет открыть в пространство города с помощью раздвижной стеклянной стены, а трансформируемый пол позволит использовать его как амфитеатр для кинопоказов и спектаклей. Над ним расположится Grey Box – гибрид зрительного зала black box и «белой коробки» типичной выставочной галереи.

Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Вестибюль © Diller Scofidio + Renfro

Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Вестибюль © Diller Scofidio + Renfro

Всего к 2020 в MoMA появится 3700 м2 новых залов и общественных пространств, а выставочные площади увеличатся на 30%. Это, безусловно, обрадует всех любителей искусства, но не стоит забывать о том, что этот музей лишь в 2004 закончил очень дорогую и долгую реконструкцию по проекту Йосио Танигучи.

Причем оказалась она не слишком успешной: проблемы с циркуляцией и неприступным обликом – наследие именно Танигучи. Остается надеяться, что в этот раз MoMA повезет, и возможные жертвы – в том числе такая ощутимая, как постройка TWBTA – не окажутся напрасными.

Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Главный вход © Diller Scofidio + Renfro

Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Главный вход © Diller Scofidio + Renfro

Реконструкция Музея современного искусства MoMA © Diller Scofidio + Renfro

Реконструкция Музея современного искусства MoMA © Diller Scofidio + Renfro

Photo RH1773-21.jpg40 Mercer, жилой дом на сорок две квартиры – еще одна постройка Нувеля в Нью-Йорке (2007). Назван он просто по адресу – дом № 40 по Мерсер-стрит. Критики очень хвалили здание за то, что в нем “творчески переосмыслен традиционный образ нью-йоркского доходного дома”.

Жилой комплекс в Coxo 40 Mercer Street простирается от Мерсер Стрит до Бродвея вдоль Гранд-стрит, в доме апартаменты c высокими потолками (3,5-3,7 метров), современную технику, просторные жилые пространства и прекрасно оборудованные ванные комнаты. Экстерьер c обильным использованием стекла и голубая вершина здания выгодно отличают его от строений в округе.

У резидентов есть доступ к таким видам услуг как: круглосуточные услуги швейцара и консьерж-сервис, гараж c услугой парковки, отдельное помещение для хранения вещей, ландшафтная терраса на крыше и клуб M40, предназначенный только для резидентов.

Этот дом сам по себе задает стиль и ритм жизни, поэтому в рекламных буклетах позиционировался как «новый стиль жизни в Сохо».

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(3)Надо отметить, что клубная форма жизни во всем мире — перенимается с советской системы государственно-частного партнерства (ГЧП) — жилищно-строительных кооперативов.

Эта система полностью разрушена у нас сегодня, сносятся малоэтажные многоквартирные здания, построенные таким способом, без участия банков и крышевателей из спецслужб, без последующего рэкета управляющих компаний.

А во всем мире эта система известна в качестве «клубного строительства». Сам этот принцип жизни небольшой коммуной, решающей все свои проблемы самостоятельно — необычайно популярен во всем мире. Как видим, жильцы могут привлечь для осуществления своей мечты и самых прославленных архитекторов.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(4)Гостиница Renaissance Barcelona Fira Hotel (Испания, Барселона) у туристов и горожан получила название «Тропический дом».

Гостиница Renaissance Barcelona Fira Hotel на 357 номеров расположена рядом с выставочным комплексом Fira de Barcelona. Это 27-этажная башня состоит из двух частей, соединенных зеленым атриумом во всю высоту здания. Кроме того, озеленены территория вокруг, терраса вокруг «сьютов» на 26 этаже и крыша с бассейном и рестораном. Значительную часть этой зелени составляют пальмы, и даже большинство окон выполнено в форме крон этого дерева. Такой же узор нанесен и на стеклянные части фасада.

Фасады из белого бетона призваны отражать солнечный свет и защищать интерьер от перегрева, и лишь северная сторона здания выполнена в темных тонах, так как ее редко посещает солнце, а зимой его тепло необходимо.

Интерьеры номеров выдержаны в белом или сером цвете. Вокруг здания и на открытых террасах высажена калифорнийская пальма рода вашингтония, в атриуме – устойчивая к недостатку света австралийская пальма ховея Форстера. В панорамном ресторане на 14-м этаже пальм из-за небольшой высоты потолков нет, и в озеленении преобладает юкка слоновая.

Дизайн четырёхзвёздочной гостиницы Renaissance Barcelona Fira Hotel разрабатывался совместно с местной студией Ribas & Ribas для гостиничной сети Marriott. Отель расположен в той части Барселоны, где сосредоточена основная торговая жизнь города.

Здание состоит из двух башен высотой по 105 метров, соединённых в верхней части террасой, плавательным бассейном и рестораном на крыше. Остальное пространство между башнями застеклено и образует зелёный атриум, в котором лестничные переходы переплетаются с самой разнообразной растительностью со всех пяти континентов.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(5)Окна в форме листьев расположены на передней части здания. Видами из необычных окон могут любоваться жильцы некоторых из 357 номеров отеля. Интерьер номеров выполнен в простом стиле с белыми стенами, мебелью и постельными принадлежностями; стены ванных комнат отделаны известковой штукатуркой.

В дополнение к ресторану на крыше, на 14-м этаже разместился панорамный «Средиземноморский ресторан» — прямо посреди многочисленных деревьев. В лобби на 1-м этаже имеется коктейль-бар. Один из этажей отеля целиком отдан под большой конференц-зал, способный вместить до 1000 человек. В числе других сервисов числятся вихревые ванны с подогревом, солярий и фитнес-центр.

Отношение к новому отелю среди архитекторов и дизайнеров неоднозначное. Так, в комментариях к публикации на dezeen.com указывают, что фасад смотрится неряшливым, похожим на плохие обои.
  • Furn Fix Equip: «Много слабых идей. Фасад смотрится неряшливо. Атриум выглядит тёмным и дешёвым».
  • someoneone: «Это всё равно, что увидеть листья в форме окон на деревьях».
  • wwf: «Бедные птицы».

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(6)На родине Нувель известен в высотном строительстве, прежде всего комплексом, неоригинально названным Duo («Дуэт»). Это тоже клубное строительство.

«Дуэт» построен рядом с окружной дорогой, отграничивающей собственно Париж от его пригородов (имеющих статус самостоятельных городов). Занимающий эту территорию 13-й округ Парижа в последние десятилетия стал местом активного строительства: например, здесь расположен огромный комплекс Национальной библиотеки, спроектированный Домеником Перро, а также деловой район Пари-Рив-Гош («Париж – левый берег (Сены)».

Именно в этом районе и построены небоскребы Нувеля. По задумке архитектора, они должны «увеличить удовольствие» от пребывания в этом месте: подчеркнуть виды и добавить зелени среде благодаря деревьям и кустарникам на своих террасах. Кроме того, их вершины будут доступны широкой публике в качестве смотровых площадок.

Башни получили зеркальные фасады, подчеркнутые полосами золотого цвета. Более крупный корпус — это 175-метровое офисное здание с «переломом» в верхней его части. Из-за такого изломанного профиля оно одновременно ориентировано на проходящий рядом проспект де Франс и окружную дорогу. Благодаря этому сохраняется вид на соседний город (пригород) Иври-сюр-Сен, чего требуют градостроительные нормы.

Меньшая по высоте (115 м) постройка вместит отель 4* на 237 номеров. Она запроектирована с отступом от соседнего небоскреба регулярными ступенями, на которых устроят зеленые террасы. Получившийся V-образный проем между башнями позволит солнечному свету с юга и запада осветить расположенный рядом промышленный центр Berlier Доминика Перро и запланированный за ним жилой квартал.

Кроме офисов и отеля, в комплексе Нувеля будут магазины, рестораны (включая смотровой на верхнем этаже), объекты инфраструктуры. Окончание строительства запланировано на 2018.

Соперниками Жана Нувеля в конкурсе были голландцы «Нётелингс Ридейк», американцы «Аркитектоника», а также Кристиан де Портзампарк. Он победил, благодаря глубокому знанию чисто французского «вкуса к жизни».

Никто не может представить себе Жана Нувеля, который жарит ночью яичницу на кухне. В конце концов, он не раз говорил, что главная задача архитектора – передавать свои позитивные эмоции окружающим. Из этого следует, что святая обязанность зодчего – получать как можно больше позитивных эмоций. Вино, еда, сигары, клубы, любимый “порше”, а то что же людям останется?.. Его высотные строения, будто возвышаясь над будничностью бытия, передают ценность каждого момента жизни.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(7)В государстве Катар поднялся ввысь новый ажурный небоскреб под названием «Burj Doha», спроектированный Жаном Нувелем. В 2012 году на конференции в Чикаго международный Совет по высотному строительству и городской среде (CTBUH) выбрал из четырех региональных финалистов лучшую башню в мире. Ей стала Doha Tower Жана Нувеля, расположенная в столице Катара Дохе.

Небоскреб Burj Doha в столице Катара, несмотря на двухсот тридцати восьми метровый «рост» и облицовку современными стеклянными панелями, ссылается на традиционные элементы арабской архитектуры. Прежде всего, это «кружевная» отделка здания из штампованных алюминиевых модулей, созданная по мотивам средневековых арабесок, служащих для защиты от солнца. Округлая форма и шпиль на вершине купола воспроизводят элементы украшения мечетей.

Постройка высотой 231 метр имеет сетчатый металлический фасад, выполняющий роль экрана от жаркого солнца – частого гостя в крупнейшем городе государства. Нувель закрыл фасад имитацией деревянной решетки мушарабия, характерной для исламского зодчества. Это здание носит неофициальное название «Ажурный небоскреб».

Цилиндрическая башня стоит на бетонном фундаменте, каркас состоит из металлических прутьев с перекрестным наложением слоев, завершает дизайн широкое остекление. Большое количество зелени и вертикальные сады числятся в проекте на первом месте.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(8)Небоскреб расположился в центре города с видом на залив, из увенчанного шпилем купола открывается прекрасный вид на окружающий пейзаж и ярко-синие воды залива. Постройка занимает площадь в 110.000 кв. метров, фасад оборудован LED-подсветкой, благодаря чему в темное время суток «Burj Doha» светится теплым оранжевым светом и виден издалека.

В данном случае ее формы повторяет ажурный внешний экран, защищающий интерьеры от солнечных лучей. Ночью здание имеет желтую подсветку.

Также Doha Tower стала первым высотным зданием, внутри которого использованы железобетонные колонны, образующие диагональную решетчатую систему. Благодаря такому решению в башне нет мощного центрального «стержня» , что увеличило полезную площадь постройки.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(9)Штаб-квартира Европейского патентного ведомства (Нидерланды. Гаага). Здание расположится в Рейсвейке, пригороде Гааги, где уже находится штаб-квартира ЕПВ и его руководства – Европейской патентной организации. Их значительно обветшавшему корпусу уже исполнилось 40 лет, и потому было решено возвести вместо него новую постройку.

Сооружение Нувеля рассчитано на 1750 сотрудников при общей площади в 80 000 м2, высоте в 100 м и длине в 150 м. Остекленные фасады защитят от солнечных лучей специальные экраны. Благодаря прозрачным стенам и небольшой глубине здания все его помещения будут обеспечены естественным светом.

Почти прозрачное здание ЕПВ будет казаться растворяющимся в воздухе. Это впечатление усилит окружающий его водоем, причем, чтобы попасть внутрь постройки, посетителям придется пройти по переходу под его дном. В вестибюле с потолком высотой 6 м стойку рецепции оформят перископические зеркала горизонтального формата, отражающие горизонт. Строительство начато в 2014, а завершится в 2017 году. В 2019 завершат снос старого корпуса ЕПВ и благоустройство территории.

Photo L'HOMMEdesign.jpg

Флакон для духов L’Homme от Yves Saint Laurent Жан Нувель представил публике в феврале 2008-го. “Приглашая архитектора такого уровня, мы надеялись получить что-то необычное. Результат превзошел ожидания”, – сказал Томас Лалаг, директор по маркетингу YSL Fragrances

– Флакон для духов. Не слишком ли маленький предмет для такого большого архитектора, как вы?

– Мне было интересно, можно ли сделать небоскреб в миниатюре таким же харизматичным, как его большие братья. По-моему, получилось. На него точно обратят внимание на полке в duty free.

– Почему именно в duty free?

– После того как Томас Лалаг, директор по маркетингу YSL Fragrances, предложил мне сделать флакон для духов, я поймал себя на мысли, что мне наконец-то есть чем заняться во время бесконечных ожиданий в аэропортах. Я изучил все флаконы в магазинах беспошлинной торговли. Они показались мне абсолютно одинаковыми. И я решил использовать возможность продемонстрировать мужское начало.

– С помощью откровенно фаллической формы?

– Не только. Видите, вот тут поплавок с аббревиатурой YSL? Когда я был совсем маленьким, я думал, что быть мужчиной – значит уметь ловить рыбу, как отец. Когда он меня научил, оказалось, что все только начинается.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(12)Филармония Жана Нувеля в Париже, стала современной сценой для классического искусства. Победа Нувеля в открытом конкурсе не была неожиданностью: в его активе новые концертные залы в Люцерне и Копенгагене, а также реконструкция лионского оперного театра, что дает ему право считаться специалистом по проектированию разного рода музыкальных институтов.

Предполагалось, что его архитектором также станет де Портзампарк, но, согласно законодательству ЕС, было обязательным проведение открытого конкурса. В финал вышли Заха Хадид, «Кооп Химмельб(л)ау», MVRDV, Портзампарк, Франсис Солер и Нувель

Экстерьер здания напоминает хаотичное нагроможденние тектонических плит, которые, тем не менее, обеспечивают логику внутреннего пространства. Прежде всего, «плиты» формируют главное фойе и «приподнимают» концертный зал. В филармонию ведут два входа, расположенные на главных уровнях и связанные с землей пешеходными рампами.

Фасады здания отделаны пластинами из нержавеющей стали в сочетании со стеклом разной степени прозрачности. Элементы наружной обшивки оборудованы системой подсветки.

В конструкции филармонии нашли применение и «зеленые» технологии. Более 1000 кв. м фасада покрыто фоточувствительными элементами, позволяющими вырабатывать электроэнергию. Во всех помещениях установлены датчики углекислого газа, задействована система кондиционирования с рекуперацией тепла, которая позволяет возвращать до 80% энергии.

Ядром внутреннего пространства стал, конечно же, концертный зал, однако архитектор предусмотрел место и для репетиционных студий, образовательных классов, а также выставочной галереи. Зрительный зал сконструирован по принципу виноградной грозди: места для слушателей сгруппированы вокруг оркестра. Расстояние от дирижёра до любого зрителя не превышает 32 метра. Сцена, вопреки традициям, расположена в центре зала на мультиуровневой платформе. Трансформируемый зал может увеличивать количество мест с 2400 до 3650 за счет съемных кресел и стоячего партера.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(11)Заказчик, Министерство культуры и массовых коммуникаций Франции, еще в 2007 году, когда только объявлялся открытый конкурс, уже определилось с тем, какой должна быть Парижская филармония, занимающая стратегический участок по соседству с комплексом Cite de la Musique («Город музыки») в парке Ла-Виллет. Она должна стать примером многофункционального концертного зала цифровой эпохи, главной точкой развития всей северо-Восточной части Парижа, «домом» прославленного на весь мир Парижского симфонического оркестра.

Ожидалось, что филармония площадью более 20 000 кв. м станет одним из самых узнаваемых зданий в мире, настоящей достопримечательностью и обязательным пунктом всех туристических маршрутов. Экспрессия архитектурного образа, выбранного Нувелем, этому способствует. Кажется, что некая сила вытолкнула из недр земли несколько пластов, и они произвольно сгрудились на ее поверхности. Основной объем, внутри которого запроектирован главный концертный зал, приподнят над массой здания.

Его скрученный фасад собран из криволинейных отполированных до зеркального блеска панелей нержавеющей стали. Такие же стальные накладки, только с перфорацией «наползают» на огромные окна главного фойе. Вообще, стеклом разной степени прозрачности покрыто 38% поверхности фасадов. Элементы наружной обшивки из стекла и синтетической резины оборудованы системой подсветки.

6d574acbcef5862dd2e832acb87337a8(13)Два входа в филармонию расположены на разных уровнях и связаны с землей при помощи пешеходных рамп. Эти эспланады, а также обзорную площадку и террасы на кровле планируется превратить в городское публичное пространство. Принцип общедоступности реализуется на разных уровнях. Например, в главном зале предусмотрено 30 мест для инвалидов, передвигающихся в колясках и приставные стулья для сопровождающих их лиц. Из 2400 билетов на концерты симфонической музыки 1000 штук будет продаваться со скидками. До здания можно добраться буквально всеми существующими видами пассажирского транспорта, включая речной трамвайчик.

Основные помещения филармонии – это главный зал, выставочная галерея площадью 800 кв. м, шесть репетиционных студий с гримуборными (2400 кв. м), образовательный блок (1800 кв. м), подземная двухуровневая парковка. Главный зал оборудован по последнему слову техники, его акустикой занимались всемирно известные в этой области специалисты Гарольд Маршалл (Harold Marshall) и Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota).

Зрительный зал на 2400 мест спроектирован по схеме «виноградника»: слушатели будут располагаться со всех сторон от сцены на многоуровневых террасах. Такой план позволит реализовать обязательное требование заказчиков: ни один из зрителей не должен сидеть в более чем 30 м от дирижера. Новшество, принесенное в эту схему Нувелем, заключается в «подвесных балконах». Они будут присоединены к стенам зала только через мостики, по которым на них будут попадать посетители концертов. Это позволит звуковым волнам от оркестра свободнее распространяться по помещению. На потолке зала будут подвешены акустические панели, расположение которых можно будет регулировать в зависимости от программы вечера

Зал планируется сделать трансформируемым. Это означает, что количество зрителей может быть увеличено с 2400 до 3650 за счет съемных кресел и «стоячего» партера (например, во время джазовых фестивалей). Ярусы зрительного зала и балконы будут окружать сцену со всех сторон, причем расстояние от любого зрителя до дирижера не должно превышать 32 м. Промежутки между подвесными балконами и стенами зала используются как дополнительный звукоотражатель, улучшающий акустические параметры здания. Инженеры применили регулируемые потолочные акустические панели с изменяемым углом наклона и текстурированной поверхностью.

В процессе проектирования использовались также и «зеленые» технологии. К примеру, 60% тепла будет поступать из возобновляемых источников. Более 1000 кв. м фасада покрыто фоточувствительными элементами. Во всех помещениях установлены датчики углекислого газа, задействована система кондиционирования с рекуперацией тепла, которая позволяет возвращать до 80% тепловой энергии. На стройплощадке силами главного застройщика, консорциума Bouygues — GDF-Suez, в настоящее время осуществляется монтаж инженерных систем и электрооборудования, кое-где стартовали отделочные работы, которые по плану должны завершиться в феврале 2014 года. Проект филармонии стал одним из основных пунктов концепции Большого Парижа и плана редевелопмента региона Иль-де-Франс.

Здание Филармонии, официальное место выступлений Оркестра Парижа, построят между «Городом музыки» и парижским окружным шоссе. Со стороны этой автотрассы его фасад будет представлять собой стену высотой 52 м, где будут анонсироваться в виде огромных надписей проходящие там концерты. Собственно крыша постройки будет расположена на высоте 36,5 м, завершая собой серию слегка наклонных бетонных плоскостей – этажей здания. Самому Нувелю их достаточно свободное расположение напоминает лежащие на земле сухие листья, которые вот-вот должен унести порыв ветра. Они наклонены в сторону «Города музыки», создавая тем самым между двумя концертными залами зрительную связь. Также их объединит новая общая площадь, запланированная между ними.

Однако в процессе строительства по финансовым соображениям было допущено много упрощений, исказивших концепцию Нувеля так, что он отказался принять участие в церемонии открытия филармонии.

Окончание следует…

По материалам официального сайта мастерской Жана Нувеля www.jeannouvel.com, www.newhouseofart.com, livedesignonline.com, http://www.admagazine.ru/arch, www.mimoa.eu, и сообщениям Нины Фроловой на http://archi.ru

Читать по теме:

Статья была впервые опубликована в «Литературном обозрении» 21.03.2016 г.