ТехЛиб СПБ УВТ

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Пропилеи. Храм Ники Бескрылой. Эрехфейон

w4Ворота на Акрополь. После того как был создан Парфенон, афиняне решили украсить Акрополь новыми воротами — Пропилеями. Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н. э. справа от ворот вырос храм богини победы Ники, и эту часть Пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объемов.

Пропилеи воздвигал архитектор Мнезикл. Они состояли из крытых глубоких ворот, образующих пять разделенных колоннами проходов, картинной галереи слева и небольшого помещения с правой стороны. К Пропилеям снизу вел широкий подъем без ступеней, по которому двигалась торжественная процессия в день праздника Великих Нанафиней. Не имела ступеней и широкая средняя часть ворот, служившая для проезда колесниц и всадников. Лестницы существовали лишь в боковых проходах.

83. Пропилеи. Восточный фасад.
83. Пропилеи. Восточный фасад.

Мнезикл впервые смело совместил в своей постройке дорический и ионический ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных и легких ионических (илл. 84). Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера он усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.

84. Пропилеи. Колоннада.
84. Пропилеи. Колоннада.

Храм Ники Бескрылой. Справа от крупных и массивных Пропилеи виден небольшой храм богини победы, изображавшейся обычно в виде женщины с крыльями. Но на этот раз горожане создали храм Ники Бескрылой, желая, чтобы победа никогда не улетала от них и всегда оставалась в Афинах.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями (илл. 85). Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя к ним человека, подходящего к священному холму.

85. Храм Ники Бескрылой. Вид с запада.
85. Храм Ники Бескрылой. Вид с запада.

Рядом с дорической колоннадой Пропилеи ионический храм Ники может показаться слишком легким (илл. 86). Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого55.

86. Храм Ники Бескрылой. Вид с востока.
86. Храм Ники Бескрылой. Вид с востока.

Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Фриз храма Ники. Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами (илл. 87). На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

87. Фриз храма Ники Бескрылой. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.
87. Фриз храма Ники Бескрылой. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.

Плиты со сценами битв сохранились плохо. Но в движениях фигур много порывистости, резкости. Особенно выразительны рельефы на северной стороне, показывающие, как на грека нападает конный перс. Убитыми изображены только персы, показанные обычно одетыми в отличие от полуобнаженных или совсем обнаженных воинов-греков. В связи с этим вспоминается рассказ историка Ксенофонта о том, как спартанский царь Агесилай перед битвой с персами приказал раздеть пленных персидских воинов. Греческие гоплиты, увидев белые, незагорелые, как у женщин, тела персов, решили, что противников нечего бояться.

Рельефы с балюстрады храма Ники. В 1835 г. недалеко от храма нашли несколько плит пентеллийского мрамора с изображениями богини Ники. Плиты эти, возможно, были укреплены в древности на верхней части балюстрады, окружавшей постройку. Колонны храма высились над этими рельефами56.

На них показана богиня Ника в различные моменты деятельности: закалывающая жертвенного быка, несущая военные трофеи, развязывающая ремни сандалии перед входом в храм. Ника изображена чаще в профиль. Настроение богини победы в этих рельефах не воинственное, движения спокойные. Мастера с большим успехом изображают теперь красиво ниспадающие складки одежд, изысканную грацию богини, изящные позы. Подобная трактовка Ники не случайна. В последней четверти V в. до н. э. от возвышенных, гражданственных чувств искусство начинает все чаще обращаться к красоте личных, индивидуальных переживаний человека.

88. Ника, развязывающая сандалию. Рельеф балюстрады. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Музей Акрополя.
88. Ника, развязывающая сандалию. Рельеф балюстрады. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Музей Акрополя.

Рельефы балюстрады храма Ники Бескрылой выражают уже не те чувства, что воплощены в скульптурах Парфенона. В образе Ники с трофеем мастер любуется красотой стройной фигурки богини, гибкостью движений ее тела. В изображении Ники, развязывающей сандалию, складки одежд кажутся прозрачными, они подобны легкой ряби на поверхности воды (илл.88). Раскраска придавала им еще более красивый вид57. Чарующие образы богини Ники воспринимаются порой как волшебное видение, порой как образы реальных прекрасных афинянок. В них подчеркнуто изящество, исчезает величавая строгость статуй Парфенона.

89. Ваза роскошного стиля.
89. Ваза роскошного стиля.

Новые вкусы проявляются и в других памятниках последней четверти V в. дон. э.: в рисунках на сосудах, в скульптуре и в архитектуре. Появляются вазы, украшенные сложными многофигурными сценами, живописные композиции почти совершенно заполняют их поверхность. Подобный стиль в вазописи называют роскошным (илл. 89). Создается статуя богини красоты и любви с яблоками в руке, называемая Афродитой в садах. Подобная стройному деревцу в весеннем саду, она полна грации (илл. 90). Эти произведения по духу очень близки рельефам с балюстрады храма Ники. Усложнение форм, стремление к изысканности видны и в таком архитектурном памятнике Акрополя, как храм Афины, Посейдона и Эрехфея — Эрехфейон.

90. Афродита в садах. V в. до н. э. Мрамор. Римская копия. Париж. Лувр.
90. Афродита в садах. V в. до н. э. Мрамор. Римская копия. Париж. Лувр.

Крушение идеалов рабовладельческой демократии. В последней четверти V в. до н. э. прежние идеалы греческого общества испытывают жестокий кризис. Нарастает имущественное расслоение. Древние авторы упоминают об огромном числе обездоленных и нищих. Появляются и очень богатые афиняне. Терпит крушение и демократическая общественная основа греческого города-государства. Философ Антисфен утверждает, что «высшее благо для человека — быть свободным от общества». В то же время Сократ углубляется в пристальное изучение отдельной личности. «Познай самого себя», — говорит он, хотя и высказывает скептически сомнение в способности человека что-либо понять в хаосе распада привычных представлений о мире: «Я знаю, что я ничего не знаю». Процветает не возвышенная драма, но комедия Аристофана, зло и цинично иронизирующего над слабостями современников. Мир кажется грекам уже не таким гармоничным и ясным, как несколько десятилетий назад. Рушатся старые представления, рождается новое отношение к миру.

Положение Эрехфейона на Акрополе. За годы, пока строили Эрехфейон58, Афины пережили тяжелые события. Шла война со Спартой. В осажденном спартанцами городе вспыхнула чума. Много жителей, в том числе Перикл, погибли во время эпидемии.

Место постройки Эрехфейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехфейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехфейона поэтому имеют различные уровни.

Расположение Эрехфейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники — справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а в левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехфейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю59.

Человек, вступивший из Пропилеи на Акрополь, сначала не видел Эрехфейон, так как южный его портик был закрыт постаментом статуи Афины Воительницы, а западный — оливами, стоявшими перед храмом. Лишь на пути от статуи Афины можно было рассмотреть Эрехфейон и сравнить его с Парфеноном.

Отличие Эрехфейона от Парфенона. Эрехфейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехфейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехфейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.

Взгляд на Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличие от этого сложный и асимметричный Эрехфейон нужно обойти со всех сторон, чтобы воспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно, нельзя пройти к северному входу в Эрехфейон непосредственно от Пропилеи. Зодчий как бы заставлял человека обойти храм кругом.

В архитектуре Эрехфейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза60. Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.

91. Эрехфейон. Портик кариатид.
91. Эрехфейон. Портик кариатид.

Портик кариатид. Эрехфейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид (илл. 91). Три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, без чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика (илл. 92). Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Волосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения плотности волос — туго заплетенных, слабо заплетенных и распущенных — точно переданы им различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос (илл. 93, 94).

92. Эрехфейон. Кариатиды I.
92. Эрехфейон. Кариатиды I.
93. Эрехфейон. Кариатиды II.
93. Эрехфейон. Кариатиды II.

Правее богатого светотеневыми контрастами портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены (илл. 95). Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камне узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом, подчинена ордерной системе всего храма61.

94. Эрехфейон. Голова кариатиды.
94. Эрехфейон. Голова кариатиды.

Восточный и северный портики. Внутренняя планировка Эрехфейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее располагались святилища Эрехфея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.

95. Эрехфейон. Южный фасад.
95. Эрехфейон. Южный фасад.

В отличие от плоского восточного портика (илл. 96) северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны (илл. 82). Иначе они издали, снизу из города, не были бы заметны. Колонны крупные, они имеют даже небольшое утолщение. Северный портик Эрехфейона особенно хорошо украшен. Потолок его разделен на красивые квадратные углубления, облегчающие тяжесть. Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехфейон оттеняет сдержанное величие Парфенона (илл. 97). На украшение Эрехфейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративных узоров давались различным художникам, чтобы не было повторов. Сохранились древние тексты об уплате денег мастерам, работавшим над убранством храма Афины и Посейдона: «Лепщикам из воска за изготовление моделей розеток для покрышек кессонов: Мезею, живущему в Милете, — восемь драхм. За изготовление другой модели, в виде аканфа, для покрышек кессонов: Агафору, живущему в Алопеке, — восемь драхм».

96. Эрехфейон. Восточный фасад.
96. Эрехфейон. Восточный фасад.

На Акрополе, несомненно, было большое количество и более мелких святилищ, сокровищниц, жертвенников. Там находилось также и много статуй, о которых упоминают древние авторы. К сожалению, местоположение большинства их неизвестно. Только величественно возвышаются сейчас, хотя и в руинах, Парфенон, Пропилеи, храм Ники и Эрехфейон, свидетельствующие о прекрасном искусстве греков в лучшую классическую пору расцвета их общества. Трудно назвать эпоху, в памятниках которой более ярко отразилось бы оптимистическое сознание совершенства мира. В классических произведениях красота выступает как бы в своем чистом виде, не замутненная горечью противоречий. В них всегда выражено глубокое ощущение радости бытия. Человек этой далекой от нас эпохи как бы впервые увидел красоту мира и полюбил его. Сильное и свежее чувство осталось жить в созданных им образах. Оттого так волнуют потомков эти бессмертные произведения древних мастеров Эллады.

97. Эрехфейон. Деталь орнамента фриза. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.

97. Эрехфейон. Деталь орнамента фриза. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.

Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. Судьба Парфенона
  • Павсаний. Описание Эллады, I—II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I—III, М., 1961 —1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.—Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.

Читать по теме: