Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари
Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 — 1420), Медресе Шер-Дор (1619 — 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 — 1660).
В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.
В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу — бессмертному памятнику зодчества — медресе Улугбека.
Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.
Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.
Медресе Улугбека
В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.
В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного — Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).
На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры — Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище — «живут в нём учёные».
Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека — историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.
Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы — самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл — только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом — преувеличенно большими размерами дверных ниш.
При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.
Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.
В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен — беспримерный случай в мировой практике.
В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.
Медресе Шер-дор
Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля — Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.
Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий — худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.
Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.
В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя — для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.
Медресе Тилля-Кори
Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646—1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.
Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами — лоджиями и угловые башни — гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один — по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре — квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне — бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.
Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.
К сожалению, начиная с конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда, утратившего к тому времени статус столицы, которая была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил город стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Однако, Советская власть потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.
Читать о мусульманской архитектуре:
- Мусульманская архитектура
- Мавзолей Тадж-Махал
- Мекка и Медина
- Альгамбра. Alhambra
- Мечеть Сулеймание в Стамбуле
- Мечеть Шах-Заде в Стамбуле
- Мечеть Беязит в Стамбуле
- Мечеть Ахмедие (Голубая мечеть) в Стамбуле
- Мавзолей Саманидов в Бухаре
- Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб
- Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде
- Мечеть Биби-Ханым в Самарканде
- Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде
- Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари
- Памятник южноарабской архитектуры