Древние индейские цивилизации Америки
Исходя из данных, полученных в результате археологических исследований, большинство современных ученых полагает, что человек появился на Американском континенте около 25 тысяч лет назад. Примерно в тот период монголоидные племена, обитавшие в Северо-Восточной Азии, по широкому сухопутному мосту, соединявшему тогда оба материка, перебрались через Берингов пролив. Постепенно продвигаясь в южном направлении, далекие предки коренных жителей Америки, которых впоследствии стали называть индейцами, со временем заселили Северную, Центральную и Южную Америку.
Их дальнейшее развитие, по мнению «изоляционистов», протекало совершенно самостоятельно, без каких-либо влияний извне, хотя многие допускают возможность повторных миграций из Азии. В противовес сторонникам этого течения «диффузионисты» считают, будто задолго до прихода европейцев между Америкой и Азией существовали оживленные культурные связи, отрицают оригинальность и самобытность цивилизаций Нового Света. Разделяя идею о том, что основу возникновения древних культур Америки составляло местное начало, многие исследователи вместе с тем признают значительную роль внешних контактов, в том числе и вероятных азиатско-американских. Однако, хотя есть основания предполагать, что после заселения Америки она эпизодически имела какие-то связи с Азией и Океанией, а посещения ее Атлантического побережья норманнами в начале II тысячелетия н. э. не вызывают сомнений, все эти факторы не оказали сколько-нибудь заметного влияния на культурный и этнический облик древних американцев.
В ходе длительного процесса исторической эволюции сформировались многочисленные индейские племена и народы, достигшие различного уровня общественного и культурного развития. Некоторые из них успели создать высокие цивилизации, другие находились на той или иной стадии первобытнообщинного строя и вели весьма примитивный образ жизни.
Основными очагами древнейших американских культур являлись Месоамерика (культурно-географическая область, охватывающая Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса) и Центральные Анды (современные Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, южная часть Чили), где в VII—V тысячелетиях до н. э. зародилось земледелие. В Месоамерике кукуруза, фасоль, тыква ко II тысячелетию до н. э. получили широкое распространение. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. появились керамика и первые постоянные поселения земледельцев. Эти черты свойственны ряду неолитических культур так называемого архаического периода (II — I тысячелетия до н. э.), пришедших на смену более примитивному охотничье-собирательскому хозяйству предшествующей эпохи.
В результате важных социально-экономических и культурных изменений (интенсификация методов земледелия, расширение торгового обмена, зарождение имущественного неравенства и начало классового расслоения и т. д.), происходивших во второй половине I тысячелетия до н. э., на основе архаических культур почти одновременно возникли цивилизации, относящиеся к «классическому» этапу истории Месоамерики (I тысячелетие н. э.). Он характеризовался складыванием и развитием раннеклассовых обществ, образованием крупных городов-государств и их объединений, централизацией управления, могуществом жречества, продуктивным хозяйством. Но население Месоамерики не знало ни плуга, ни колеса, ни гончарного круга, ни железных орудий.
Одним из основных центров «классической» культуры являлся Теотиуакан (северо-восточнее озера Тескоко в Центральной Мексике), достигший наивысшего расцвета в III—VI вв. н. э. и разрушенный в начале VII в. вторгшимися чужеземными племенами. На побережье Мексиканского залива существовала цивилизация «ольмеков», а на территории современного штата Оахака — сапотеков. В северо-западной части Центральной Америки сложилась одна из древнейших на Американском континенте культура майя. Главные очаги ее первоначально располагались возле озера Петен-Ица к юго-востоку от него, а также в долине реки Усумасинты. Там имелись густо населенные крупные города Тикаль, Копан, Паленке и другие с монументальными архитектурными сооружениями. К X. в. большинство этих городов было оставлено жителями, которые стали постепенно передвигаться в северном направлении.
Причиной переселения явилось, по-видимому, истощение почвы вследствие подсечно-огневого способа земледелия. Некоторые исследователи объясняют это передвижение вражеским нашествием. В результате центр майяской цивилизации переместился на Юкатан, где быстро выросли города-государства Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль. В XI в. они объединились в союз, подчинивший себе почти весь полуостров. Однако в дальнейшем между участниками Майяпанской лиги разгорелась борьба, в ходе которой Майяпан одержал победу и во второй половине XIII в. установил свою гегемонию на Юкатане. В течение почти двух столетий продолжалось господство майяпанских правителей из династии Кокомов. В XV в. против них выступили правители ряда небольших областей, объединенные силы которых разрушили Майяпан (1441), после чего Юкатан распался на множество враждующих друг с другом мелких государственных образований.
Общество майя X—XV вв. во многих отношениях находилось примерно на том же уровне экономического, социального и культурного развития, что и предшествовавшее ему Древнее царство «классической» эпохи. Его социальная структура была весьма неоднородной. Городами-государствами правили наследственные халач-виники. Господствующую прослойку составляли знать и многочисленное жречество во главе с верховным жрецом. Знать владела плантациями какао, пасеками, соляными месторождениями, имела много рабов. Часть ее занималась торговлей. Каждое селение представляло территориальную общину со значительными родовыми пережитками. Сельскохозяйственные работы общинники обычно производили коллективно. Такой же порядок соблюдался при охоте и рыбной ловле. Население возделывало поля знатных людей и платило им подати, строило храмы, дороги и другие сооружения. Для выполнения наиболее тяжелых работ использовались рабы. В рабство обращали военнопленных, преступников, должников, сирот. Таким образом, у майя существовали элементы рабовладельческого общества при сохранении ряда институтов родового строя.
Значительного развития достигли у них земледелие (разведение кукурузы, бобов, тыквы, какао, хлопка, перца, табака, различных фруктовых деревьев), пчеловодство, ремесла и торговля. На высоком уровне находилось искусство, особенно архитектура, скульптура, живопись. Больших успехов добились майя в изучении математики и астрономии. На рубеже нашей эры ими была создана (впервые в Америке) иероглифическая письменность, исследование которой продолжается уже полтора столетия. Значительный вклад в сложную работу по расшифровке уцелевших до наших дней рукописей XII—XV вв. внес ленинградский ученый Ю. В. Кнорозов, который перевел их также на русский язык и снабдил научными комментариями.
В религии древних майя главную роль играл культ божества Ицамны («владыки мира»). Видное место в майяском пантеоне занимали также боги дождя (Чак), ветра (Павахтун), держатель неба каждой из четырех стран света (Бакаб). Религиозные верования включали мифы о происхождении мира, примитивные объяснения некоторых природных явлений, представление о загробной жизни и т. д. Культура майя оказала сильное воздействие на соседние народы.
Центральная Мексика (долина Мехико, или, как ее называли в древности, Анахуак ) в «послеклассическую» эпоху (первая половина II тысячелетия н. э.) явилась колыбелью блестящих индейских цивилизаций, созданных племенами, принадлежавшими к языковой группе нахуа. В IX в. пришедшие с севера тольтеки образовали обширное государство со столицей Толлан (современная Тула), расположенной северо-западнее озера Тескоко (нынешний штат Идальго). В X в. они покорили майяские центры Юкатана и горной Гватемалы. Тольтеки строили большие города, возводили грандиозные сооружения, имели письменность и календарь, возникшие под влиянием письменности и календаря майя. В их религии центральное место занимал культ божества Кецалькоатля, обычно изображавшегося в виде пернатого змея.
Тольтекская цивилизация погибла под ударами северных воинственных племен (также говоривших на языке нахуа), получивших собирательное название чичимеков, что первоначально означало «варвары». Вторгшись в долину Анахуак, они в середине XII в. разрушили Толлан и двинулись дальше на юг. На первых порах главную роль среди них играли аколхуа, центром которых стал Тескоко, на восточном берегу одноименного озера. Однако в конце XIV — начале XV в. этот город-государство был покорен тепанеками, обитавшими западнее, в Аскапоцалько. Под их властью оказался и Теночтитлан, заложенный ацтеками или теночками (принадлежавшими к той же группе племен, пришедших в долину в XII в.) около 1325 г. на острове озера Тескоко.
Легенда связывала его основание со следующими событиями. Якобы по велению свыше ацтеки покинули свою древнюю родину Астлан (местонахождение которой еще точно не установлено) и направились на юг в поисках более подходящего места для поселения. По словам жрецов, они должны были обосноваться там, где обнаружат орла, пожирающего змею. Долго странствовали ацтеки, пока наконец не пришли в обширную долину с озером, посреди которого находился остров. В центре его виднелись скалы, а в расщелине между ними рос кактус. Внимательно рассматривая открывшуюся их взорам картину, индейцы заметили большого орла, сидевшего на кактусе и разрывавшего клювом змею, которую он держал в когтях. Обрадованные ацтеки поняли, что это именно то место, которое они ищут, и поселились там. Так, по преданию, было положено начало городу, названному по имени ацтекского вождя Теноча Теночтитланом.
В 1426 г. Теночтитлан вступил в союз с Тескоко и Тлакопаном (на западном берегу озера). Сломив господство тепанеков, союзники стали воевать с соседними племенами и постепенно подчинили себе всю долину Анахуак. Вскоре ацтеки добились гегемонии в тройственном союзе и в ходе продолжавшихся войн сумели распространить свою власть на всю Центральную Мексику. Будучи преемниками и наследниками более древних индейских цивилизаций этого региона, они усвоили культуру, сложившуюся там в итоге длительного и сложного процесса развития. С возвышением в начале XV в. Теночтитлана наступил период ее расцвета.
Основой хозяйства ацтеков являлось земледелие, базировавшееся на искусственном орошении. Главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза, дававшая обильный урожай даже при крайне низком уровне агротехники. Разводились также бобы, тыква, томаты, какао, хлопок, табак. Из домашних животных и птиц ацтеки знали лишь собаку, индюка, некоторые породы кур и уток. Значительного развития достигло у них ремесло: гончарное производство, ткачество, обработка металлов (медь, золото), изготовление каменных топоров, ножей из обсидиана. На довольно высоком уровне находилась строительная техника, позволявшая сооружать плотины, каналы, дамбы, а также жилые дома из кирпича-сырца или камня и свайные постройки. На рынках Теночтитлана и других городов велась оживленная меновая торговля.
Ацтеки жили родами, во главе которых стояли выборные вожди. Земля принадлежала общине и передавалась ее членам в пользование. Главный военачальник (тлатоани), избиравшийся из представителей определенного рода, являлся фактически верховным правителем как в период войны, так и в мирное время. Он выполнял также важные жреческие функции. Ацтекский военачальник и совет при нем осуществляли общее руководство военными действиями всех участников союза. Как указывал Ф. Энгельс, общественный строй объединения, возглавлявшегося ацтеками, представлял «союз трех племен, подчинивший и превративший в своих данников несколько других племен; он управлялся союзным советом и союзным военачальником…» . В то же время в своих внутренних делах каждый из союзников сохранял полную самостоятельность.
Частые войны способствовали возникновению имущественного неравенства, так как наиболее отличившиеся воины получали большую, чем другие, долю при дележе добычи и распределении земельных наделов. Часть захваченных во время походов военнопленных обращалась в рабство. С ростом имущественного неравенства некоторые ацтеки превратились в рабов своих более богатых соплеменников. Рабство стало постоянным институтом ацтекского общества. Заметно усилилось выделение родовой знати. Непрерывные войны обусловили также укрепление власти верховного правителя, которая фактически приобрела наследственный характер.
Все это свидетельствует о разложении родового строя ацтеков и их постепенном переходе к классовому обществу с соответствующими последнему государственными формами.
Среди достижений ацтеков в изобразительном искусстве следует отметить высокое развитие архитектуры и скульптуры. У них был солнечный календарь, построенный в основном по календарной системе майя. Письменность, напоминавшая по типу тольтекскую, находилась в зачаточном состоянии. Она была пиктографической, с некоторыми элементами иероглифического письма.
Религия ацтеков характеризовалась многобожием. Центральное место в их пантеоне занимал почитавшийся еще тольтеками бог войны Уицилопочтли, в честь которого производились массовые кровавые человеческие жертвоприношения. Чрезвычайно велико было значение могущественной касты жрецов, оказывавших огромное влияние не только на духовный мир ацтеков, но и на все стороны их повседневной жизни.
По мере разложения родового строя верхушка ацтекского общества усиливала ограбление и эксплуатацию как своих сородичей, так и покоренных племен. В правление Ицкоатла (1428—1440), Мотекухсомы I (1440—1469), Ашаякатла (1469—1479) и их преемников велись частые войны, в ходе которых ацтеки одержали победу над народами, жившими в долине Анахуак, и, перейдя через горы, дошли до берегов Тихого океана и Мексиканского залива. Побежденных они облагали данью, иногда отнимали у них часть земли, а многих жителей уводили в плен. Значительная часть пленных приносилась в жертву ацтекским богам, остальные обращались в рабство и обрабатывали земли, использовались для строительства храмов и других сооружений, а также в качестве домашней прислуги.
Подобное отношение ацтеков к подвластным племенам приводило к восстаниям и усиливало сопротивление со стороны тех, кого они пытались подчинить. В последней четверти XV в. серьезное поражение ацтекским войскам нанесли тараски и сапотеки, вспыхнули восстания в Тласкале и Чолуле. Положение еще больше ухудшилось в правление Мотекухсомы II (1503—1520), который безуспешно пытался приостановить начавшийся процесс распада.
В Южной Америке древнейшие цивилизации возникли в областях Андского нагорья и побережья Тихого океана. В первой половине I тысячелетия до н. э. на обширной территории получила распространение культура чавин, оказавшая огромное влияние на последующее развитие региона. Вслед за ее исчезновением в северной части побережья Перу складывается культура мочика, на юге — паракас, а позднее родственная ей наска. В бассейне высокогорного озера Титика-ка (современная Боливия) на протяжении длительного времени существовала созданная племенами аймара цивилизация тиауанако, расцвет которой относится к IX—XII вв. н. э. Около VIII в. угасла культура мочика, а несколько позже наска, тиауанако и др. На севере перуанского побережья, примерно в ареале мочика, образовалось огромное государство Чиму (XII—XV вв.) со столицей Чан-Чан. Чиму строили прочные здания, прокладывали водопроводы, широко пользовались мелиорацией и удобрениями. Отличаясь воинственностью, они подчинили себе население соседних районов. Однако в середине XV в. их «империя» распалась под натиском новых завоевателей — инков.
Это племя, принадлежавшее к языковой группе кечуа, с XII—XIII вв. обосновалось в долине реки Урубамбы, где выстроило город Куско. Его основание традиция связывает с именем первого инкского правителя — легендарного Манко Капака. Долгое время Куско оставался одним из многих кечуанских городов-государств, соперничавших между собой в борьбе за гегемонию в данном регионе. Однако растущая угроза извне, со стороны внешних врагов, диктовала необходимость объединения. Когда в начале XV в. на кечуа с запада напало племя чанка и главным объектом агрессии оказался Куско, инкам удалось перед лицом смертельной опасности сплотить кечуанские племена. Возглавив образовавшийся военный союз, они в 1438 г. отбросили и разгромили вторгшегося противника. Эта победа, одержанная под руководством первого исторически достоверного правителя инков Пачакутека (1438—1471), положила начало формированию могущественного государства Тауантинсуйю (на языке кечуа — «четыре страны света»).
В результате завоеваний, осуществлявшихся Пачакутеком и его преемниками Тупаком Юпанки (1471 —1493) и Уайна Капаком (1493—1525), инкская держава, поглотив земли аймара, чиму, чинча и других племен, менее чем за столетие распространила свою власть на огромную территорию от Анд до Тихого океана протяженностью с севера на юг около 5 тыс. км (значительная часть нынешних Перу, Боливии, Эквадора, Чили, Аргентины). Во главе этого мощного государственного образования стоял Сапа Инка (Единственный Инка), считавшийся земным воплощением и сыном Солнца, которому инки поклонялись как божеству (именуемому Инти). Олицетворением Инти являлся громадный золотой диск, инкрустированный изумрудами. Он находился в столичном храме Солнца, куда мог входить только сам верховный правитель. Существовали также культы земли (Мама Пача) и воды (Мама Коча).
Этнический состав Тауантинсуйю отличался необычайной пестротой: в его пределах наряду с кечуа жило множество других племен и народностей, говоривших на разных языках и диалектах. По отношению к ним неуклонно проводилась политика ассимиляции, выражавшаяся прежде всего в принудительном насаждении языка кечуа (инки называли его руна-сими — «язык людей»), введении религиозного культа и ритуала, принятых в Куско, навязывании инкских норм поведения и морали, унификации архитектурного стиля, практике насильственных переселений. Вместе с тем в ряде случаев покоренным разрешалось поклоняться местным божествам, сохранять прежние обычаи и верования, хозяйственный уклад, одежду и т. д. Инки в свою очередь заимствовали у них отдельные термины, элементы культуры, хозяйственные навыки и даже включили в свой пантеон некоторых чужих богов. В частности Виракоча, почитавшийся в стране колья (аймара), в дальнейшем популярный на побережье Пачакамак отождествлялся с богом Солнца. Таким образом, этническая консолидация в Тауантинсуйю не сводилась исключительно к кечуанизации, игравшей тем не менее определяющую роль в этом сложном процессе.
Основная масса населения кечуанского происхождения не занимала привилегированного положения: ее обязанности и права были в общем те же, что и у остальных жителей. Привилегиями пользовалась лишь господствующая верхушка, составлявшая правящий клан, членов которого постепенно стали обозначать прежним племенным названием — инки. В эту касту входили высшие сановники и военачальники, наместники провинций, разъездные инспекторы, контролеры и прочие высокопоставленные чиновники, жрецы, ученые мудрецы (амауты), а также местные вожди (кураки), перешедшие на сторону завоевателей. Инкская аристократия делилась на две категории. «Инки по крови» считались прямыми потомками легендарного Манко Капака, «инки по привилегии» получали это почетное звание (а с ним право носить в ушах массивные золотые серьги) за особые заслуги.
На вершине общественной пирамиды находился наследственный Сапа Инка, обладавший неограниченной властью, которая распространялась на все сферы хозяйственной и политической жизни, администрацию, суд, армию, религию. Верховный правитель полностью распоряжался судьбой и имуществом своих подданных, считался собственником всей земли, частично передававшейся в пользование населению в качестве дара. В целях сохранения «чистоты» рода его дети, братья, сестры и прочие родственники могли вступать в брак только друг с другом.
Основной ячейкой инкского общества была община (айлью), члены которой совместно обрабатывали землю, полученную отдельными семьями. Размеры земельных наделов (тупу) зависели от численного состава семьи, причем ежегодно производилось перераспределение участков с учетом происшедших изменений. Две трети собранного урожая и иной сельскохозяйственной продукции предназначались на государственные и религиозные нужды. Кроме того, каждая община обязана была выделить определенное количество воинов и обеспечить выполнение многочисленных трудовых повинностей: строительство дворцов, храмов, крепостей, дорог, мостов, каналов, переноска тяжелых грузов, работа в рудниках и на плантациях коки. Общинники обслуживали правящую элиту в качестве повар.ов, водовозов, домашних слуг, переносчиков носилок и т. п. Не будучи рабами в юридическом смысле слова, они подвергались жестокой эксплуатации, страдали от бесправия, находились в полной зависимости от государства. В то же время существовала численно очень небольшая группа янакона — обращенных в рабство жителей тех мест, где инки встретили сильное сопротивление. Особую категорию составляли женщины-рабыни — аклакуна («избранницы»). Некоторые из них были знатного происхождения и становились жрицами Солнца, а также наложницами Сапа Инки и его вельмож.
По своей социально-политической структуре Тауантинсуйю представляло теократическую деспотию, находившуюся на стадии перехода от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Инкская цивилизация характеризовалась значительным развитием земледелия с использованием сложных ирригационных сооружений и применением удобрений. Широко практиковалось создание на горных склонах искусственных насыпей-террас. Наиболее распространенными продовольственными культурами являлись кукуруза и картофель. Выращивались также бобы, тыква, киноа, хлопок, ананасы, бананы. Важной отраслью хозяйства было скотоводство: разведение лам и альпака, использовавшихся в качестве вьючных животных, для получения мяса и шерсти. Довольно высокого уровня достигли ремесло (добыча и обработка металлов, гончарное и ювелирное дело, ткачество, красильное производство) и строительная техника.
Инки имели глубокие познания в области математики, астрономии, географии, медицины, ботаники и других наук. Они составили точный календарь, согласно которому год делился на четыре сезона и 12 лунных месяцев, умели делать трепанацию черепа, пользовались иероглифическим письмом. Густая сеть благоустроенных дорог общей протяженностью свыше 15 тыс. км связывала столицу Куско с периферией. Четко налаженная система специальных гонцов (часки), на бегу передававших друг другу наподобие эстафеты срочные донесения, обеспечивала быструю передачу важной информации на большие расстояния. Дети воспитывались в духе беспрекословного повиновения вышестоящим, начиная от отца и кончая Единственным Инкой. Сыновей знати «хранители мудрости» — амауты приобщали к знаниям, остальные же дети не получали никакого образования.
В 20-х годах XVI в. положение Тауантинсуйю осложнилось вследствие начавшихся волнений, восстаний северных племен, вспыхнувшей эпидемии. После смерти Уайна Капака верховным правителем стал его старший сын Уаскар (1525—1532). Однако на этот титул претендовал и незаконнорожденный сын покойного Сапа Инки честолюбивый Атауальпа, отказавшийся признать власть своего сводного брата. В 1530 г. между сторонниками обоих претендентов разгорелась кровопролитная борьба, завершившаяся победой Атауальпы (1532— 1533). Захваченный в плен Уаскар был тайно умерщвлен.
Наряду с Месоамерикой и Андской областью крупным очагом индейских цивилизаций являлась «промежуточная» между ними Околокарибская зона, включавшая территорию современных Эквадора, Колумбии, Панамы, Коста-Рики. Начало земледелия и обработки металлов в этом регионе относится к I тысячелетию до н. э., когда возникли культуры тумако, прославившаяся искусной керамикой, и сан-агустин, оставившая выдающиеся образцы каменной монументальной скульптуры. В I тысячелетии н. э. получила развитие цивилизация калима, замечательная высокохудожественными произведениями золотой пластики, основанной на широком использовании тумбаги — сплава золота с медью. Ее достижения восприняли и усовершенствовали племена, принадлежавшие к языковой семье чибча, прежде всего кимбайя, поселившиеся к середине II тысячелетия н. э. в среднем течении р. Кауки. На склонах Сьерры-Невады, в окрестностях Санта-Марты примерно тогда же сложилась высокоорганизованная культура тайрона, носители которой всем строительным материалам предпочитали камень.
Говорившие на том же языке чибча оседлые земледельческие племена муисков (что означает «люди»), жившие в северо-западной части южноамериканского материка, на высокогорном плато Восточной Кордильеры, создали в Околокарибской области центр древней цивилизации. Муиски выращивали свыше 10 сортов кукурузы, картофель, киноа, томаты, фасоль, Фрукты, хлопок и др. Основу их хозяйства составляло интенсивное поливное земледелие с применением минеральных удобрений и разнообразных технических приемов. Они разрабатывали залежи изумрудов, соли, каменного угля, изготовляли хлопчатобумажные ткани, керамику, ювелирные изделия, прокладывали дороги, вели оживленную торговлю. Однако их строительная техника заметно отставала по сравнению с другими высокими культурами древней Америки: даже дворцы и храмы, не говоря уже о жилищах простых людей, строились из дерева или тростника.
Основной административной и хозяйственной единицей общества муисков являлась территориальная община с коллективной собственностью на землю. Глава ее избирался. Несколько общин объединялись под властью вождя. При сохранении многих пережитков родового строя у муисков уже началось социальное расслоение. Общинники обязаны были работать на полях знати и храмов, строительстве дворцов, дорог, каналов, выполнять другие повинности. Создавались и более крупные объединения — временные военные союзы оборонительного или наступательного характера. Ко второй половине XV в. они превратились в довольно стабильные территориально-политические образования, представлявшие собой ранние формы государственности. Из пяти таких складывавшихся «государств» наибольшее значение имели Богота и Тунха, правители которых носили соответственно титулы сипа и саке.
В религии муисков видное место занимали богиня земли и плодородия Бачуе, творец Вселенной бог Чиминигагуа, покровитель Боготы Чибчачум, мифический герой Бочика. Они чтили силы природы — воду, солнце, луну. Например, в честь богини воды Сиу устраивались многодневные празднества. На священном озере Гуатавита ежегодно в присутствии множества зрителей совершалась церемония омовения местного вождя, предварительно обсыпавшегося золотым порошком. Большое значение имел культ предков.
Обитавшие в бассейнах рек Рио-Гранде-дель-Норте и Колорадо племена пуэбло, населявшие долины Ориноко и Амазонки тупи, гуарани, карибы, араваки, бразильские кайяпо, жители пампы и Тихоокеанского побережья воинственные мапуче, обосновавшиеся в различных районах современных Перу и Эквадора индейцы Колорадо, хиваро, сапаро, племена Рио-де-ла-Платы 3 (диаги-ты, чарруа, керанди и др.), патагонские теуэльчи, индейцы Огненной Земли (она, яган, чоно) — все они находились на разных ступенях первобытнообщинного строя. В отличие от диких кочевых племен, занимавшихся преимущественно охотой, рыбной ловлей, собирательством, некоторые из этих народов вели почти оседлый образ жизни и имели сравнительно развитое хозяйство.
Так, гуарани (междуречье Параны и Парагвая) обрабатывали расчищенный ими от леса участок земли до тех пор, пока не истощалась почва, и только тогда переходили на новое место. Основу их хозяйства составляло земледелие. Охота, рыбная ловля, собирательство играли вспомогательную роль. У гуарани было развито ремесло: ткачество, гончарное дело, резьба по дереву. Жили они родовыми общинами, совместно владевшими землей, деля ее на небольшие семейные наделы, классовой дифференциации почти не знали. Во главе селений стояли наследственные вожди. В чрезвычайных случаях созывался совет старейшин, решения которого носили обязательный характер. Отдельные племена были связаны между собой лишь общим языком.
На мапуче («людей земли») и другие индейские племена, жившие к северу; от р. Мауле, значительное влияние оказала культура инков, которые в XV в. завоевали эту территорию и покорили ее население, обложив его данью. Однако южнее р. Мауле инкам продвинуться не удалось, и обитавшие там индейцы сумели сохранить свою самостоятельность. К началу XVI в. они находились на стадии родового строя с преобладанием общинного землевладения; правда, кое-где уже намечались признаки его разложения. Мапуче переживали в это время переход от материнского к отцовскому роду. Главной отраслью их хозяйства являлось земледелие. Они выращивали 8—9 сортов кукурузы, 14 разновидностей бобов, просо, множество видов картофеля.
Большинство индейских племен Бразилии к началу XVI в. также занималось в основном обработкой земли, применяя подсечно-огневой способ. Большую роль в их хозяйстве играли рыболовство и охота. Жили они обычно общинами. Земельные участки передавались в пользование отдельным семьям, но без права наследования В связи с истощением почвы каждые 6—8 лет приходилось переселяться в другой район. В отличие от более примитивных племен внутренних областей (принадлежавших к языковым семьям араваков, карибов, тупи, же) у индейцев бассейна Амазонки (особенно омагуа), тупинамба Атлантического побережья, мбайя-гуайкуру (бассейн р. Парагвай) и некоторых других племенных групп уже появились признаки социальной стратификации.
Родственные по языку и культуре полукочевые племена хопи, зуньи, таньо, керес, известные под общим названием пуэбло, к IV—VII вв. н. э. перешли к оседлости, а их основным занятием стало поливное земледелие. У них появились также гончарное и ткацкое ремесла. В дальнейшем они начали строить большие глинобитные дома, вмещавшие сотни людей (XI—XIII вв.). У индейцев пуэбло существовал родовой строй со значительными элементами матриархата.
Численность населения Латинской Америки к концу XV в. оценивается учеными по-разному. Согласно последним приблизительным подсчетам некоторых специалистов она должна превышать 50 млн. Но историко-демографические исследования, проведенные представителями «калифорнийской школы» Л. Б Симпсоном, Ш. Ф. Куком и В. Бора, показали, что только на территории Месоамерики проживало в то время более 27 млн. человек. Исходя из этого, французский историк П. Шоню, североамериканский антрополог Г. Добинс, западногерманский ученый Р. Конецке предполагают, что общее число обитателей региона возможно достигало даже 80 млн. В новейшей научной литературе встречается, однако, и гораздо меньшая цифра — около 30 млн. (шведский исследователь М. Мёрнер).